Блоги |
Современна ли русская классика и стоит ли её учить в школе?
Достоевский вообще читается как наш современник. Но такого уровня современников современная литература не рождает. Но в школе его учить не надо. Не доросли ещё.
Толстой в рассказах, где он не брал на себя обязанности морализатора, вполне современен. Это "Казаки", "Хаджи-мурат" и т.п. Детям учить полезно. "Воскресенье" современно только выборочно. Прочие романы вполне современны, но тяжелы для школьников. Читать из только отдельные отрывки. Вслух на уроках. Чтобы дети прочувствовали. Может кто потом остальное прочитает, когда дозреют. Я считаю, что учить их в школе по так называемым "хрестоматиям" - только отбивать охоту к их прочтению.
Лескова и Куприна вообще на помойку.
Бунин и Константин Федин - салонные писатели. Их время прошло.
Лермонтов современен в некоторых поэмах: "Мцири", "Сказание о купце Калашникове".
"Маскарад" и многие его стихи устарели. Многие стихи - нет. "Выхожу один я на дорогу" вообще никогда не устареет. "ВалерИк" тоже. Короче - выборочно. Вообще Лермонтов, это гениальный юноша. Так к его творчеству и надо относиться. Если учесть, что "Маскарад" он написал в 14 лет, то...
У Пушкин также. "Евгений Онегин" современиен. Но для детей не понятен. Требуется комментарий в подстрочнике. "Руслан и Людмила" вполне для детей. Разве что с небольшими пояснениями архаизмов по тексту. Пушкинские драмы примитивны. Не его конёк. Бытописательства его устарели. Стихи - по разному. Пушкинская (и Лермонтовская) эротика не устарела, но не для детей. Этому в школе не учат.
Ну и так далее.
Многое уже в моём детстве также было.
Требуется пересмотр программ по литературе для школ. Но не "Выбрасывание классиков с корабля современности", как сказал Маяковский. А отбор и новое осмысление выбора.
Толстой в рассказах, где он не брал на себя обязанности морализатора, вполне современен. Это "Казаки", "Хаджи-мурат" и т.п. Детям учить полезно. "Воскресенье" современно только выборочно. Прочие романы вполне современны, но тяжелы для школьников. Читать из только отдельные отрывки. Вслух на уроках. Чтобы дети прочувствовали. Может кто потом остальное прочитает, когда дозреют. Я считаю, что учить их в школе по так называемым "хрестоматиям" - только отбивать охоту к их прочтению.
Лескова и Куприна вообще на помойку.
Бунин и Константин Федин - салонные писатели. Их время прошло.
Лермонтов современен в некоторых поэмах: "Мцири", "Сказание о купце Калашникове".
"Маскарад" и многие его стихи устарели. Многие стихи - нет. "Выхожу один я на дорогу" вообще никогда не устареет. "ВалерИк" тоже. Короче - выборочно. Вообще Лермонтов, это гениальный юноша. Так к его творчеству и надо относиться. Если учесть, что "Маскарад" он написал в 14 лет, то...
У Пушкин также. "Евгений Онегин" современиен. Но для детей не понятен. Требуется комментарий в подстрочнике. "Руслан и Людмила" вполне для детей. Разве что с небольшими пояснениями архаизмов по тексту. Пушкинские драмы примитивны. Не его конёк. Бытописательства его устарели. Стихи - по разному. Пушкинская (и Лермонтовская) эротика не устарела, но не для детей. Этому в школе не учат.
Ну и так далее.
Многое уже в моём детстве также было.
Требуется пересмотр программ по литературе для школ. Но не "Выбрасывание классиков с корабля современности", как сказал Маяковский. А отбор и новое осмысление выбора.