Блоги |
культур-мультур
Из поста Lilia Kim
Мировые культуры можно условно разделить на:
— культуры стыда-чести «Приумножать нашу честь» (это, например, Китай и Россия и большая часть восточных культур);
— культуры вины-невинности «Делай правильные вещи» (это Израиль, США и западный мир с христианскими корнями);
— культуры страха-силы «Побеждать и размножаться» (это некоторые находящиеся в самом начале развития африканские страны).
Во всех культурах есть все три этих компонента – но какой-то всегда доминирует.
Если что-то пошло не так в культуре вины — то виновник говорит «я сделал ошибку» (действие). В культурах стыда виновник говорит «я ошибка» (процесс). Если другие обвиняют невиновного в культурах вины — невиновный реагирует яростью «я докажу свою невиновность». Если то же самое происходит в культуре стыда — невиновный реагирует обидой «я обесчещен их клеветой».
Столкновение «культур вины» (условно «запад») и «культур стыда» (условно «восток») происходит непрерывно по всем фронтам.
Восточные культуры стыда кажутся западным культурам вины авторитарными, коррумпированными, беззаконными, лживыми, показушными. И наоборот —— западные страны могут казаться восточным бесстыжими, слишком много себе позволяющими, не знающими уважения, невежественными, постоянно лезущими не в свои дела.
Поэтому, когда китайская или российская культуры стыда смотрят как американские полицейские преклоняют колено перед протестующими – из данной культурной парадигмы это бесчестье, потому как в культуре стыда это признание «я – ошибка». Но американские полицейские относятся к христианской культуре вины (в основном) — и в ней данной действие такой смысловой нагрузки не несёт. «Наш коллега сделал ошибку», демонстрация смирения, сделали правильную вещь — и если этот жест смирения не принят для начала конструктивного диалога, тогда плохими парнями уже становятся те, кто не сотрудничает и не делает правильные вещи.
Адресован этот жест всегда не прямому сопернику — а публике, которая выносит вердикт «виновен/невиновен».
Культуры «стыда-чести» же смотрят на всё происходящее из установки, что публика решает не кто из них сделал ошибку, а кто из них вообще в принципе «ошибка» — полицейские или протестующие.
Ровно тот же самый сбой, только наоборот, происходит в культурах вины (запад), когда они смотрят на разгоны протестов в культурах стыда (восточных) — как можно считать протесты «ошибкой»?! Почему они даже не пытаются сделать правильную вещь — сначала разобраться, а вдруг власти, правда, сделала ошибку? При этом не принимая в расчёт факт, что в культуре стыда для власти признать правомерность протеста = сказать «я ошибка», а не «я сделал ошибку вот в этом вопросе»