Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Блоги |

Андрей Рудалёв // «Свободная пресса», 24 июля 2020 года

«Если уж говорить о Дмитрии Львовиче Быкове» ©


Метод Колобродова

Андрей Рудалёв о новой книге публициста Алексея Колобродова «Об Солженицына».

Теперь уже все звезды сошлись, все карты разложены, ряд глубоких статей и боевых колонок собран в яркий сборник, что можно с полным основанием говорить о методе Колобродова.

Он будто берет лопату, окапывает ей с трех сторон нужный кусок дерна, приподнимает… Вот какие-то жучки-червячки копошатся, вот переплетения различных кореньев как местного пошиба, так и уходящих вглубь и вдаль…

Рассмотрит все, разложит по полочкам и обратно на место пристроит. Вновь травка зеленеет, солнышко блестит. И если не брать лопату, то, как будто ничего и не было. Но с лопатой интереснее и богаче, появляются смыслы, а не только эмоции. Она тоже инструментарий филолога со своей позицией, мыслителя.

Колобродов весом, но не угрюм. Тяжеловес, глубок, но не тяжеловесен, а легок и игрив. Будто приплясывает Мухаммедом Али: кружит бабочкой и точечно жалит пчелой. Этот его «танец» впечатляет и завораживает, создает самостоятельный и оригинальный сюжет.

Алексей Колобродов уже стал самодостаточной институцией в нашей современной литературе. Определенной мерой: об Колобродова. Можно жестко удариться, но есть шанс и необычайный энергетический импульс получить: этакий ускорительный пендаль.

В этом своем танце он перевоплощается в литературного шамана, который бьет в бубен и вводит в транс видения сокрытого и не очевидного. Что пионер из заставки советского киножурнала ударами молотка раскалывающий орех, из которого выходят здравые смыслы.

Со всеми своими героями он разговаривает без ложного самоуничижения, с позиции на одной ноге, но уважительной. В этом нет никакой хлестаковшины «ну что, брат Пушкин?», а чувство веса и весомости, когда позиция исследователя не снизу вверх, не сверху в низ, а глаза в глаза. И ведь не отвернешься, не соврешь, мути не наведешь, потому как выведет на чистую воду, как не крутись.

Важно, что критик не выпендривается, но и не прячется за текстами, за своими персонажами, не отходит в сторону, не стесняется своего слова и голоса. Постоянно звучит его равноправное «я», как будто говорящее, что автор здесь свой, местный. А, с другой стороны, нет нарочитого выпячивания себя, постулирования своего опыта в качестве аксиоматического. Происходит аргументированная беседа. Мы наблюдает пример не пресыщенности литературой, а очарованности ею.

С Колобродовым не страшно в литературных чащах. Не съедят и не заблудишься. Проведет неожиданно, не самым прямым путем, но в этом продвижении и сам станешь несколько иными, ту же весомость подхватишь и основательность.

Он сопрягает разные судьбы. Это позволяет видеть отражения и рифмы — те самые корневые переплетения жизни и смыслов под верхним слоем условного дерна.

К примеру, такие разные и непохожие одногодки Астафьев и Окуджава, будто зеркало друг друга. Алексей Колобродов выявляет их сближения, которые выстраиваются в цепь судьбы, в итоге которой «оба писателя не только пополняют ряды его (Советского Союза, — А.Р.) разрушителей, но еще и рвутся оттоптаться на почившей державе максимально эффектно». Такова «ретроспектива на двоих», которая и привела разных людей поставить свои подписи под известным письмом «Раздавите гадину!» Кстати, перестроечное и начало постперестроечного времени — тоже важное мерило, через которое расходятся и соединяются разные судьбы.

Об перестройку — своеобразное тестирование, отсюда и многие вопросы, в том числе, например, «как бы Высоцкий воспринял распад Союза?» Это не праздная и не бездельная штуковина, а принципиальная, о многом говорящая.

Колобродов сочными, смелыми и неожиданными мазками пишет историю современной отечественной литературы и шире нашего сегодня, вписанного в широкий культурно-исторический контекст. Причем, делает это не отстраненно, не принижая себя, но претендуя на статус ее демиурга. Кто знает, может со временем так и будут воспринимать нашу современность по-колобродовски, ведь этому подходу свойственная предельно четкая, здравая и не кликушеская диагностировка.

Вот, к примеру, его диагноз феномена Эдуарда Лимонова. По мнению Колобродова, он «перепрограммировал русскую литературу, задал ей свежую матрицу», «не создавал образов революционеров, он сам им стал». От этой вводной все становится понятным и предельно очевидным, будто прожектором осветили, а дальше можно смело раскручивать клубки смыслов, вокруг этой основы. Критик потянул за корешок, и все понятно стало.

Отличная находка автора (таковых россыпей в книге много) состоит в том, что в романе Захара Прилепина «Обитель» в образе Филиппка увидел Александра Солженицына.

Иногда, чтобы адекватно оценить, необходимо такое снижение образа, сбавить пафос, отринуть актерство и рисовку. Раскручивать линию похожести исследователь начинает с того, что Филиппок попал на Соловки за убийство матери, «Солженицын, как многие аргументировано полагают—стал едва ли не главным убийцей советской власти, шире — СССР и‑Революции». Через эту характеризующую деталь ведь также можно рассматривать труды и дни Александра Исаевича, и что после этого от него останется?..

И опять же, так или иначе, разговор касается масштаба Солженицына — «подлинного, а не искусственно раздутого». К этому возвращению или принуждению к подлинности Колобродов подводит постепенно, а, вовсе не набрасываясь на гранитное основание воздвигнутого памятника. Это не лобовое столкновение, а пища для размышлений, приводящих к правильному масштабированию: могучая тень титана, воздвигшего себе памятник и, будто позирующего для этого памятника, а за ним тень все того же Филиппка…

Колобродов проводит параллель с давней традицией навязывания «советским школьникам невыносимо выхолощенных для учебников литературы русских классиков». Таким ментором был и Александр Исаевич, который всем и навязал свой портрет рукотворный.


Колобродовский антипод — Дмитрий Быков, он тоже пишет свою историю литературы. Критик постоянно спорит с ним, заочно дискутирует. Быков, в первую очередь, антипод в силу своей идеологической односторонности и предзаданности, в которую сам себя загнал. Надо сказать, что Алексей Колобородов обходится со своим альтер-эго предельно деликатно и даже несколько снисходительно, отнюдь не бьет по нему из всех своих орудий, а ведь вполне мог бы провести несколько жалящих в своем танце и сделать «об Быкова», но опять же, может быть не тот масштаб.

Если есть метод, то должен быть и термин, а он на поверхности: колобродить — пританцовавыть вокруг текста, тех или иных персоналий или явлений, которые от этого начинают играть совершенно новыми красками и становятся узнаваемо неузнаваемыми, то есть опять удивляют. Так он разрывает привычную карту будняя, что посреди леса набивших оскомину истин и сюжетов, вновь начинает играть и будоражить воображение интрига.


«Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать о Дмитрии Львовиче» ©
Ria.city

Читайте также

Блоги |

Семья псковских курсантов сдала кровь в преддверии Дня донора

Интернет |

VR-туры по квартирам могут стать обыденностью: осмотр перед съемом или покупкой

Интернет |

Вот как снимает выдвижная камера новенького Huawei Pura 70 Ultra

Новости России

В Татарстане риэлторы с одной сделки зарабатывают 92,1 тыс. рублей

Как провести выходные в Москве и не разориться: гид по бюджетному отдыху в столице

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)

Кузнецкий Алатау в зимнем варианте. Там побывала сборная молодежная тургруппа

Новости спорта

Эксперт рассказала, как правильно выбрать одежду для спортзала

Тамбовские синхронистски заработали две медали на первенстве города Королёв

В Москве на пяти площадках 20 апреля пройдут праздники проекта "Мой спортивный район"

РМОУ презентовал издательский проект «Притяжение Сочи» на форуме «Мы вместе. Спорт»

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Григорий Лепс

Телефон раздора: что грозит Лепсу за удар по смартфону фанатки

Авто в России и мире

"Начнём с нуля, но точно не здесь": жители Оренбурга покидают затопленный город

Швеция хочет ограничить доступ в Балтийское море российским танкерам

Инфекционист НИКИ детства предостерегла родителей от хождения «в гости на ветрянку»

Аналитики выяснили, что спрос на автокредиты за год увеличился на 35%

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
ATP

Хачанов объяснил, почему снялся с турнира ATP 500 в Барселоне



Cyprus Closed Chess Championship names winners

Trump trial: Jury selection to resume in New York City for 3rd day in former president's trial

Четвертый том в серии ко Дню космонавтики

Danielle Serdachny scores OT goal to lift Canada to 6-5 win over US in women’s hockey world final