Добавить новость
123ru.net временно располагается в домене ru24.net

Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012Февраль 2012Март 2012Апрель 2012Май 2012Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012Декабрь 2012Январь 2013Февраль 2013Март 2013Апрель 2013Май 2013Июнь 2013Июль 2013Август 2013Сентябрь 2013Октябрь 2013Ноябрь 2013Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014Июль 2014Август 2014Сентябрь 2014Октябрь 2014Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015Апрель 2015Май 2015Июнь 2015Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016Июнь 2016Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019Март 2019
Апрель 2019
Май 2019Июнь 2019Июль 2019Август 2019Сентябрь 2019Октябрь 2019Ноябрь 2019Декабрь 2019Январь 2020Февраль 2020Март 2020Апрель 2020Май 2020Июнь 2020Июль 2020Август 2020Сентябрь 2020
1234567891011121314151617181920
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Блоги |

Двоебожие послепленного иудаизма. Обожествлённые патриархи. Иаков

Наиболее выразительным свидетельством об обожествлении патриарха Иакова в межзаветном иудаизме является иудейское сочинение I в. н.э. «Молитва Иосифа», несколько отрывков из которого на греческом донесли до нас христианские авторы. Самый крупный такой отрывок сохранился в Комментарии на Евангелие от Иоанна Оригена:

«Тот, кто вещает вам, я, Иаков и Израиль, ангел бога и первоначальный дух, и Авраам, и Исаак были созданы прежде какого-либо иного творения. Я, Иаков, прозванный Иаковом людьми, имя же моё – Израиль. Я назван богом Израилем, человеком, который видит бога, потому что я – перворождённый всего живущего, всего, что получает свою жизнь от бога. Когда я прибыл из сирийской Месопотамии, ангел бога Уриил явился и молвил: “Я спустился на землю и обитал между людьми, я был назван именем Иакова”. Он соперничал со мной и боролся со мной, и сражался против меня, говоря, что его имя, которое есть имя того, кто прежде любого ангела, делает его выше меня. Тогда я сказал ему его имя и его место среди сынов божьих: “Или ты не Уриил, восьмой после меня, а я не Израиль, архангел силы бога и архихилиарх среди сынов божьих; или я не Израиль, первый служитель перед ликом бога?” И я призвал моего бога его вечным именем».

(Ὁ γὰρ λαλῶν πρὸς ὑμᾶς ἐγὼ Ἰακὼβ καὶ Ἰσραὴλ ἄγγελος θεοῦ εἰμι ἐγὼ καὶ πνεῦμα ἀρχικόν, καὶ Ἀβραὰμ καὶ Ἰσαὰκ προεκτίσθησαν πρὸ παντὸς ἔργου· ἐγὼ δὲ Ἰακώβ, ὁ κληθεὶς ὑπὸ ἀνθρώπων Ἰακώβ, τὸ δὲ ὄνομά μου Ἰσραήλ, ὁ κληθεὶς ὑπὸ θεοῦ Ἰσραήλ, ἀνὴρ ὁρῶν θεόν, ὅτι ἐγὼ πρωτόγονος παντὸς ζῴου ζωουμένου ὑπὸ θεοῦ. Ἐγὼ δὲ ὅτε ἠρχόμην ἀπὸ Μεσοποταμίας τῆς Συρίας, ἐξῆλθεν Οὐριὴλ ὁ ἄγγελος τοῦ θεοῦ, καὶ εἶπεν ὅτι κατέβην ἐπὶ τὴν γῆν καὶ κατεσκήνωσα ἐν ἀνθρώποις, καὶ ὅτι ἐκλήθην ὀνόματι Ἰακώβ· ἐζήλωσε καὶ ἐμαχέσατό μοι. Καὶ ἐπάλαιε πρός με, λέγων προτερήσειν ἐπάνω τοῦ ὀνόματός μου τὸ ὄνομα αὐτοῦ καὶ τοῦ πρὸ παντὸς ἀγγέλου. Καὶ εἶπα αὐτῷ τὸ ὄνομα αὐτοῦ καὶ πόσος ἐστὶν ἐν υἱοῖς θεοῦ· Οὐχὶ σὺ Οὐριὴλ ὄγδοος ἐμοῦ, κἀγὼ Ἰσραὴλ ἀρχάγγελος δυνάμεως κυρίου καὶ ἀρχιχιλίαρχός εἰμι ἐν υἱοῖς θεοῦ; οὐχὶ ἐγὼ Ἰσραὴλ ὁ ἐν προσώπῳ θεοῦ λειτουργὸς πρῶτος, καὶ ἐπεκαλεσάμην ἐν ὀνόματι ἀσβέστῳ τὸν θεόν μου)

(2.25)

Здесь патриарх Иаков представлен как ангел Израиль, сотворённый (как и патриархи Авраам и Исаак) ранее всех прочих творений и обитавший на земле под видом человека. Ночная борьба Иакова с таинственным существом в Пенуэле (Быт. 32, 24-30) истолковывается как схватка за первенство с ангелом Уриилом, самозванно выдающим себя за Иакова. Борьба заканчивается подтверждением достоинства Иакова-Израиля как «архангела силы бога и архихилиарха среди сынов божьих» (ἀρχάγγελος δυνάμεως κυρίου καὶ ἀρχιχιλίαρχός ἐν υἱοῖς θεοῦ) и «первого служителя перед ликом бога» (ἐν προσώπῳ θεοῦ λειτουργὸς πρῶτος).

Отголоски подобных представлений обнаруживаются в иудейском сочинении того же I в. н.э. «Иосиф и Асенеф», дошедшем до нас на греческом языке. Дочь египетского жреца Асенеф принимают веру евреев и становится женой Иосифа. Когда в Египет прибывает с остальными своими сыновьями отец Иосифа Иаков, Асенеф встречается с ним:

«И увидела его Асенеф, и поразилась его красотою, ибо был Иаков видом красив весьма, а возраст его был как юность мужа в расцвете своём. И была голова его вся бела как снег, а волосы головы его все вьющиеся и весьма густые, как у эфиопа. Его борода была бела и достигала груди, а очи его сверкали и исторгали молнии. Его жилы, плечи и руки были как у ангела, его бёдра, голени и ноги – как у великана. И был Иаков подобен человеку, который боролся с богом. И увидела его Асенеф, и поразилась, и поклонилась ему лицом до земли».

(…καὶ εἶδεν αὐτὸν Ἀσενὲθ καὶ ἐθαµβήθη ἐπὶ τῷ κάλλει αὐτοῦ, διότι ἦν Ἰακὼβ καλὸς τῷ εἴδει σφόδρα καὶ τὸ γῆρας αὐτοῦ ὥσπερ νεότης ὡραίου ἀνδρός· καὶ ἦν ἡ κεφαλὴ αὐτοῦ πᾶσα λευκὴ ὡσεὶ χιὼν καὶ αἱ τρίχες τῆς κεφαλῆς αὐτοῦ ἦσαν ὅλαι <οὖλαι> καὶ δασεῖαι σφόδρα <ὡς Αἰθίοπος> καὶ ὁ πώγων αὐτοῦ λευκὸς καθειµένος ἐπὶ τὸ στῆθος αὐτοῦ καὶ οἱ ὀφθαλµοὶ αὐτοῦ χαροποιοὶ καὶ ἐξαστράπτοντες· <καὶ ἦσαν> οἱ τένοντες αὐτοῦ καὶ οἱ ὦµοι αὐτοῦ καὶ οἱ βραχίονες ὡς ἀγγέλου <καὶ> οἱ µηροὶ αὐτοῦ καὶ αἱ κνῆµαι <αὐτοῦ> καὶ οἱ πόδες αὐτοῦ ὡσεὶ γίγαντος. <καὶ ἦν Ἰακὼβ ὡς ἄνθρωπος, ὃς ἐπάλαισε µετὰ θεοῦ.> Καὶ <ε>ἶδ<εν> αὐτὸν Ἀσενὲθ <καὶ> ἐθαµβήθη καὶ προσεκύνησεν αὐτὸν ἐπὶ πρόσωπον ἐπὶ τὴν γῆν)

(22.7-8)

Описание Иакова здесь следует традиционному иудейскому описанию божества, ср. образ «подобного Сыну человеческому» в Книге пророка Даниила: «Я поднял глаза мои, и увидел: вот, один муж (’iš ’eḥad), облечённый в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его – как топаз, лицо его – как вид молнии, очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и голос речей его – как голос множества людей» (Дан. 10, 5-6).

Сходное описание приводит Иоанн Богослов, который видит «подобного Сыну человеческому, облечённого в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава его и волосы белы, как белая во́лна, как снег; и очи его, как пламень огненный; и ноги его подобны халколивану, как раскалённые в печи, и голос его, как шум вод многих» (ὅμοιον υἱῷ ἀνθρώπου, ἐνδεδυμένον ποδήρη καὶ περιεζωσμένον πρὸς τοῖς μαστοῖς ζώνην χρυσῆν· ἡ δὲ κεφαλὴ αὐτοῦ καὶ αἱ τρίχες λευκαὶ ὡς ἔριον λευκόν, ὡς χιών, καὶ οἱ ὀφθαλμοὶ αὐτοῦ ὡς φλὸξ πυρός, καὶ οἱ πόδες αὐτοῦ ὅμοιοι χαλκολιβάνῳ, ὡς ἐν καμίνῳ πεπυρωμένοι, καὶ ἡ φωνὴ αὐτοῦ ὡς φωνὴ ὑδάτων πολλῶν) (Откр. 1, 13-15).

Поражённая таким видом, Асенеф совершает Иакову поклонение как богу, которое выражается глаголом προσκυνέω.

Помимо борьбы в Пенуэле, ещё одной темой, с которой связывается божественность Иакова, является его ночное видение лестницы между небом и землёй в Вефиле (Быт. 28, 12). Ряд иудейских источников утверждают, что нисходящие и восходящие по лестнице ангелы созерцали лик Иакова на небесах. Так, Таргум Псевдо-Ионафана на соответствующий стих сообщает: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба… и в тот день они (т.е. ангелы) взошли на небеса и сказали: “Придите и воззрите на благочестивого Иакова, чей образ запечатлён на Престоле славы (d’yqwnyn dylyh qby‘’ bkwrsy yqr’)”».

Об этом же говорится в Талмуде: ангелы «восходили и смотрели на образ [Иакова] вверху, нисходили и смотрели на образ [Иакова] внизу» (‘wlyn wmstklyn bdywqnw šl m‘lh wywrdyn wmstklyn bdywqnw šl mṭh) (b. Hul. 91b). Заметим, что арамейские слова ’yqwnyn и dywqn’ в этих двух отрывках являются заимствованиями из греческого (< εἰκών). Сходные утверждения содержатся в Таргуме Неофити, Фрагментарном таргуме, Hekhalot Rabbati, мидрашах (Gen. R. 68:12; 78:3; 82:2; Num. R. 4:1; PRE 35) и славянской «Лествице Иакова».

Присутствие образа Иакова на небесном Престоле славы может быть понято как изображение на нём его лица (ср. лица четырёх главных ангелов на четырёх сторонах божественного престола в 1 Ен. 40), либо же как восседание там небесного двойника самого Иакова сходно с тем, как в других межзаветных иудейских текстах на небесных престолах восседают Енох, Моисей и другие обожествляемые личности.

Читайте также

Интернет |

Командный файтинг HyperBrawl Tournament выйдет на ПК и консолях 20 октября

Происшествия |

Свердловская область стабильна по коронавирусу

Авто |

Обновленные Genesis GV80 и G80 готовятся к дебюту поздней осенью



News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.