Блоги |
Боль и правда. Память и прошлое. О романе Элизабет Страут «Когда всё возможно»
В одном из своих романов Эрих Мария Ремарк написал, что «время – оно не лечит. Оно заштопывает раны, оно просто закрывает их сверху марлевой повязкой новых впечатлений, новых ощущений, жизненного опыта… И иногда, зацепившись за что-то, эта повязка слетает, и свежий воздух попадает в рану, даря ей новую боль…» Каждое произведение американской писательницы Элизабет Страут как будто бы подтверждает эту истину: герои ее книг всегда тащат за собой груз прошлого, коллекцию страданий и боли, никогда не излечиваясь до конца.
«Когда всё возможно» – сборник связанных между собой новелл, герои которых проживают в городке Амгаш в американской глубинке. Одна из героинь, Люси Бартон, уже знакома читателям по другому роману Страут «Меня зовут Люси Бартон». Но если в предыдущем произведении жизнь героини показана ее глазами, то здесь рассказ ведется от лица других персонажей, которые стали частью ее судьбы: брата, сестры, других родственников и знакомых. Люси – одна из немногих, кто сумел вырваться из провинциального болота, построить карьеру писательницы в Нью-Йорке, завести семью и состояться как личность. Но и она на поверку оказывается не очень счастливой. Детские травмы и демоны прошлого не отпускают ее. На встречу с братом она приезжает одетая во все черное, а уезжает впопыхах из-за внезапно начавшейся панической атаки. Как и ее брат, она отличается отсутствием аппетита, что является следствием необходимости питаться едой из мусорных баков во времена голодного детства.
Сестры и братья, матери и дочери, мужья и жены – Страут любит сталкивать лбами, вскрывать нарывы и вытаскивать на свет застарелые обиды и семейные тайны. Описывая семейное насилие, нищету или развод родителей, писательница в тысячный раз подтверждает верность теории, что все мы родом из детства и негативные события первой трети жизни часто оказываются тем ядом, который медленно отравляет все дальнейшее существование.
Что у писательницы не отнять – так это глубину описываемых эмоций и чувств. Критики почему-то прозвали ее «американским Чеховым», однако мне на ум приходит сравнение с Достоевским: у нее и в помине нет чеховской иронии, зато предостаточно представителей «страдающего человечества». Само название сборника «Когда все возможно» наводит на мысль о сбывшихся надеждах и чаяниях. Но это было бы слишком просто. В книге показано, что можно нежданно-негаданно обрести счастье и гармонию, а можно и потерять все в один миг. Гарантий никаких нет. Тем не менее, несправедливо считать Элизабет Страут только меланхоличной негативисткой. Она приводит примеры и удачных семейных взаимоотношений, обретения счастья в личной жизни и дружбы в зрелом возрасте. Одна из героинь после нескольких десятилетий безрадостного брака встречает свою любовь и в возрасте за семьдесят переезжает жить в Италию к новому мужу, который младше ее на 16 лет. Другой персонаж, мужчина, проживший всю жизнь с одной женщиной, по прошествии многих лет начинает ценить свою жену еще больше и, борясь с накатившим смущением, внезапно признается ей в любви. Такие эмоционально наполненные сцены и мастерски прорисованные характеры вызывают неподдельное восхищение. Одни из них – могут вознести читателя на волны эйфории и катарсиса, другие – опустить в бездны отчаяния и грусти из-за сопереживания судьбам героев.
Элизабет Страут
Больше прочих мне понравилась последняя новелла об обретении друга. Мужчина, вернувшийся в театр за забытой внучкой игрушкой, внезапно сталкивается с одним из актеров этого театра. Последний втягивает его в разговор «по душам», результатом которого становится взаимная симпатия. Когда мужчине внезапно становится плохо и его увозит карета скорой помощи, он отмечает про себя, что даже в такой ситуации он чувствует благодарность, ведь сегодня он познакомился с замечательным человеком. Поэтому боль его не очень страшит. Не пугает боль и персонажа другой новеллы, который после расставания с любовницей молился, чтобы боль пришла, потому что лучше чувствовать боль, чем не чувствовать ничего вообще. Ведь если чувствуешь боль, значит, ты еще жив.
Точилина Екатерина Валерьевна,
библиотекарь Отдела обработки литературы
и организации электронных каталогов
«Когда всё возможно» – сборник связанных между собой новелл, герои которых проживают в городке Амгаш в американской глубинке. Одна из героинь, Люси Бартон, уже знакома читателям по другому роману Страут «Меня зовут Люси Бартон». Но если в предыдущем произведении жизнь героини показана ее глазами, то здесь рассказ ведется от лица других персонажей, которые стали частью ее судьбы: брата, сестры, других родственников и знакомых. Люси – одна из немногих, кто сумел вырваться из провинциального болота, построить карьеру писательницы в Нью-Йорке, завести семью и состояться как личность. Но и она на поверку оказывается не очень счастливой. Детские травмы и демоны прошлого не отпускают ее. На встречу с братом она приезжает одетая во все черное, а уезжает впопыхах из-за внезапно начавшейся панической атаки. Как и ее брат, она отличается отсутствием аппетита, что является следствием необходимости питаться едой из мусорных баков во времена голодного детства.
Сестры и братья, матери и дочери, мужья и жены – Страут любит сталкивать лбами, вскрывать нарывы и вытаскивать на свет застарелые обиды и семейные тайны. Описывая семейное насилие, нищету или развод родителей, писательница в тысячный раз подтверждает верность теории, что все мы родом из детства и негативные события первой трети жизни часто оказываются тем ядом, который медленно отравляет все дальнейшее существование.
Что у писательницы не отнять – так это глубину описываемых эмоций и чувств. Критики почему-то прозвали ее «американским Чеховым», однако мне на ум приходит сравнение с Достоевским: у нее и в помине нет чеховской иронии, зато предостаточно представителей «страдающего человечества». Само название сборника «Когда все возможно» наводит на мысль о сбывшихся надеждах и чаяниях. Но это было бы слишком просто. В книге показано, что можно нежданно-негаданно обрести счастье и гармонию, а можно и потерять все в один миг. Гарантий никаких нет. Тем не менее, несправедливо считать Элизабет Страут только меланхоличной негативисткой. Она приводит примеры и удачных семейных взаимоотношений, обретения счастья в личной жизни и дружбы в зрелом возрасте. Одна из героинь после нескольких десятилетий безрадостного брака встречает свою любовь и в возрасте за семьдесят переезжает жить в Италию к новому мужу, который младше ее на 16 лет. Другой персонаж, мужчина, проживший всю жизнь с одной женщиной, по прошествии многих лет начинает ценить свою жену еще больше и, борясь с накатившим смущением, внезапно признается ей в любви. Такие эмоционально наполненные сцены и мастерски прорисованные характеры вызывают неподдельное восхищение. Одни из них – могут вознести читателя на волны эйфории и катарсиса, другие – опустить в бездны отчаяния и грусти из-за сопереживания судьбам героев.
Элизабет Страут
Больше прочих мне понравилась последняя новелла об обретении друга. Мужчина, вернувшийся в театр за забытой внучкой игрушкой, внезапно сталкивается с одним из актеров этого театра. Последний втягивает его в разговор «по душам», результатом которого становится взаимная симпатия. Когда мужчине внезапно становится плохо и его увозит карета скорой помощи, он отмечает про себя, что даже в такой ситуации он чувствует благодарность, ведь сегодня он познакомился с замечательным человеком. Поэтому боль его не очень страшит. Не пугает боль и персонажа другой новеллы, который после расставания с любовницей молился, чтобы боль пришла, потому что лучше чувствовать боль, чем не чувствовать ничего вообще. Ведь если чувствуешь боль, значит, ты еще жив.
Точилина Екатерина Валерьевна,
библиотекарь Отдела обработки литературы
и организации электронных каталогов