Добавить новость

Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012Февраль 2012Март 2012Апрель 2012Май 2012Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012Декабрь 2012Январь 2013Февраль 2013Март 2013Апрель 2013Май 2013Июнь 2013Июль 2013Август 2013Сентябрь 2013Октябрь 2013Ноябрь 2013Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014Июль 2014Август 2014Сентябрь 2014Октябрь 2014Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015Апрель 2015Май 2015Июнь 2015Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016Июнь 2016Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019Март 2019
Апрель 2019
Май 2019Июнь 2019Июль 2019Август 2019Сентябрь 2019Октябрь 2019Ноябрь 2019Декабрь 2019Январь 2020Февраль 2020Март 2020Апрель 2020Май 2020Июнь 2020Июль 2020Август 2020Сентябрь 2020Октябрь 2020Ноябрь 2020Декабрь 2020Январь 2021
Февраль 2021
Март 2021
Апрель 2021
Май 2021
Июнь 2021
Июль 2021
Август 2021
Сентябрь 2021
Октябрь 2021
Ноябрь 2021
Декабрь 2021
123456789101112131415161718192021
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Откуда есть пошла первоуральская земля…

В хорошую погоду природа в окрестностях Первоуральска необычайно хороша. Только очень мало тут бывает погожих дней. Зато сюрпризы погода преподносит часто: то поздние заморозки весной, то ранние заморозки в конце лета. Здесь в июне может пойти снег и убить все всходы на полях. Здесь почти все лето может стоять сушь, а могут, так же, почти все лето идти дожди.

Не удивительно, что территория, где сейчас разместился Первоуральский городской округ, до XVI  века была практически не востребованной. Безлюдной. Составители  «Географии Свердловской области» Капустин В.Г и Корнев  И.Н. поместили в учебнике карту расселения народов на Урале в IX —  XV в.в. с северо-запада от гор Среднего Урала жили коми-пермяки, к северо-востоку – манси. На юге – башкиры. Ближе всех к среднему течению Чусовой селились некие угры «сылвенской культуры». В самих же горах, в пределах Среднего Урала, практически не жил никто.

Природа и климат не благоприятствовали ни оленеводам-манси, ни скотоводам-башкирам. Про занятия земледелием в пределах первоуральского городского округа всерьез не думали до самой Октябрьской революции.

Впрочем, есть свидетельства того, что до прихода, точнее пригона русских в Шайтанку, на этой территории, пусть очень малочисленное, но коренное население имелось. Обоснованием такому предположению служит запись шайтанского священника Александра Топоркова.  Он писал:

«Предание говорит, что до основания завода  около того места, где устроены фабрики, существовал башкирский поселок, дома в два-три, жители которого первоначально занимались рыбною ловлей в реке Чусовой и её притоках, а так же звероловством. Потом, перед основанием завода, башкиры работали в деревне Подволошной, находящейся от завода в двух верстах, добывая там медную руду для казенного Уктусского завода. Когда же было положено основание Шайтанскому заводу Н.Н. Демидовым, то последний дал башкирам денег, с тем, чтобы тем чтобы они, вместе со своими соплеменниками, обитавшими на реке Ревде, удалились к озеру Иткуль, приблизительно верст за сто».

Всего два-три дома на территорию, размером немногим менее территории государства Люксембург. Стоит обратить внимание и на то, что башкиры занимались здесь не традиционным для этого народа скотоводством, а рыбалкой и охотой, как манси.

Надо сказать и про манси. Несколько башкирских семей не были единственными обитателями  этих мест. Исследователи топонимики считают, что топонимов «шайтан», что с башкирского переводится как «черт», много там где территория обитания мусульман- башкир соприкасалась с территорией обитания язычников-манси. Якобы мансийские идолы и были теми самыми шайтанами.

О том, что граница между башкирами и манси проходила по первоуральскому городскому округу, свидетельствует и «Сборник сведений по Екатеринбургскому уезду», изданный в 1891 году. Он сообщал:

«Битимка расположена при реке Чусовой. Часть селения на правом берегу, называемом «Паромом», на левом «Вересовка». (…) Полагают что прежде здесь жили татары, после которых осталось «жилище». Вниз по течению реки Битимки встречаются признаки жилищ чуди, как то, срубы в берегах, сверх которых слой земли два аршина…»

Если принять, что «татарами» составитель сборника назвал башкир, а «чудью» он назвал манси, то этническая картина границ проживания первопоселенцев первоуральского городского округа становится вполне ясной.

Надо отметить, что манси, именуемые до Октябрьской революции, вогулами, ещё в XIX  веке довольно широко были представлены в соседнем Красноуфимском уезде Пермской губернии. А Битимка в ту пору входила в Екатеринбургский уезд всё той же Пермской губернии.

Н.Г. Остроумов в книге «Вогулы- манси» в 1904 году писал:

«О вогулах Кунгурского и Красноуфимского уездов я даже и не упоминаю, потому что уже более 100 лет тому назад констатировано их полное обрусение…»

Впрочем, у него были сомнения что в Кленовой и Накоряково обрусевшие манси жили изначально, а не переселились туда в более позднее время.

Как бы то ни было, земли, которые сейчас входят в первоуральский городской округ стояли практически пустыми. И манси, и башкиры, здесь обитали в незначительном числе и занимались рыбной ловлей и охотой. Эти виды промысла обеспечить большое население пропитанием не могли.

Издревле люди многочисленны там, где природа благоприятствует земледелию и скотоводству. Горы Среднего Урала ни для того, ни для другого веками считались непригодными.

Поэтому никакой естественной массовой миграции в Шайтанку и Билимбай никогда не было. Людей сюда гнали насильно, как скот. Как пишет Александр Топорков в Шайтанку людей переселяли из Московской, Нижегороской и Калужской губерний. Кроме того, сюда пришло много каторжников, раскольников, беглых.

Например в деревнях Макарова и Извездная билимбаевскими заводовладельцами Строгановыми были поселены «разные беглые люди из России и Сибири и обращены в крепостные». Тоже самое в Шайтанке делал Демидов, а потом и новый владелец Ярцев.

Одним из самых крупных переселений стало переселение таишан. В 1830г. из Таишевского (Кукмарского) медеплавильного завода Казанской губернии была пригнана в Шайтанку крупная партия крепостных. Вот как это описывал Топорков:

«Степанида Ивановна Соловьева, 96-летняя старушка, бывшая жительница Таишевского или Кукмарского завода, нам рассказывала вот что: «Кукмарка – было большое селение, принадлежавшее Ас.Сем. И-цеву, барину доброму; при нём крестьяне жили в довольстве. Когда же Ас.Сем. помер, то Кукмарка досталась старшему сыну Ивану, человеку, во всех отношениях не хорошему. Как-то Иван был в Москве и проиграл в карты Ярцеву 500 семей – половину селения. Услыхали мы про это на маслянице и не поверили. На третьей неделе Великого поста приехал ярцевский приказчик с приказом, чтобы сто семей собирались в путь-дорогу – на Шайтанский завод. Первая партия отправилась в Шайтанку перед Пасхой, другая – после Петрова дня, а последняя партия, с которой и я пришла, перед Покровом. Вот как мы и попали в Шайтанку. Здесь поселили нас по правую сторону пруда и наш поселок назвали Таишевкой (такое название за этой частью Шайтанского завода удержалось и до сего времени). Другую половину Кукмарки Иван И-цев проиграл какому-то Ж-ву. И этот господин стал выселять в свои деревни кукмарцев, но они воспротивились. После пожара и остальная половина Кукмарки куда-то выехала. От чего случился пожар, истребивший почти все селение – знает только Бог».

Уральские недра сулили большие барыши заводчикам. Население в Шайтанку, Билимбай и окрестности переселялось принудительно.

Крепостное рабство делало почти невозможным добровольное переселение людей. Даже вольные казаки не могли свободно сменить место жительства. Как известно вождь крестьянской войны XVIII века Емельян Пугачев хотел переселиться на Терек, но власти дознались, он бежал  и оказался на Урале с войском…

Однако и после отмены крепостного права население Шайтанского и Билимбаевского заводов росло крайне медленно.

Как пишет Топорков в 1887 году население всей Шайтанской волости составляло 5966 душ обоего пола. За следующие сорок лет  население Первоуральска выросло до девяти тысяч человек. В 1939 году в население Первоуральска уже равнялось 44 тыс. человек. За тринадцать советских лет население увеличилось почти в пять раз!!!

Климат за эти 13 лет не изменился, природные условия остались прежними, а народ в Первоуральск потянулся.  Причем потянулся из деревень, где как известно, у колхозников не было паспортов. Может быть их сюда переселяли насильно? Может быть, город и заводы строили репрессированные, раскулаченные?

Что людям давало силы, что их воодушевляло с какими трудностями им пришлось столкнуться в этом не самом благодатном, с точки зрения климата, уголке земли?

Обо всем этом в следующий раз. Следите за обновлениями!

Источник





Читайте также

Происшествия |

Екатеринбургский дендропарк так и не дождался проекта благоустройства

Блоги |

Два дополнительных пункта вакцинации от COVID открываются в Реутове

Интернет |

Как продвигать новостной сайт - Вебинар с Василием Ждановым



News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.