Блоги |
Петра в проекте и исполнении
История открытия города идумеев, набатеев и римлян Петры чрезвычайно короткая.
Считается, что скальный город открыл в 1812 году и явил миру в книге Travels in Syria and the Holy Land 1822 года выдающийся швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт (Johann Ludwig Burckhardt, 1784–1817). Пробыл несколько часов, после чего был вынужден маскироваться и ретироваться, чтобы местные не заподозрили в нем неверного - охотника за священными сокровищами и не убили. Я в книге ничего интересного не нашел, единственный достойный факт - схема мавзолея-храма Эль-Хазне, соответствующая реальности, из чего ясно, что как минимум к 1822 году этот объект был сделан. Кто хочет, смотрите, что еще есть примечательного в книге - описание Петры со страницы 418. Этот же исследователь в 1813 году открыл великий комплекс Абу-Симбел, но с этим объектом вышел анекдот: его не видел даже великий Шампольон с командой художников-графиков в 1828-29 годах, до 1850 года колоссы вообще были погребены песком, а когда ученые откопали объект, на нем открылись надписи строителей 1800-х - 1830-х годов на европейских языках...
Главный свидетель Петры - выдающийся шотландский художник и популяризатор древней истории Дэвид Робертс (David Roberts, 1796-1864), путешественник по Египту в 1838 и Ближнему Востоку в 1839 годах, чье наследие, 250 литографий в шести томах, признано лучшим путеводителем викторианской эпохи по древним местам. Несомненный деятель создателей истории, изобразивший проект колоссов Абу-Симбела еще до откапывания их учеными и проект жертвенника Траяна на Филе, который вообще был исполнен по-другому, популяризатор Сфинкса, якобы писавший его с натуры еще до его достройки в начале 1840-х годов...
Насколько Робертс известен своими египетскими литографиями, настолько неведом современным сетевым историкам литографиями Петры, и неспроста. В третьем томе труда The Holy Land, Syria, Idumea, Arabia, Egypt, & Nubia , посвященном памятникам Петры, он фактически сдает создателей истории, зафиксировав эскизы проекта, существенно недоделанного и измененнного строителями памятников в натуре. Любуемся.
Здесь все совсем просто. С памятником у строителей почти полный порядок, не доделали только панель с изразцами при центральной колонне. Зато на дальнем плане объекты вообще не делавшиеся.
Этот объект называется Гробница Урн.
Смортрим первофото и ужасаемся.
Два ряда склепов или гробниц, выложенных кирпичами и блоками без раствора, развалились еще до покрытия твердеющей смесью, но это мелочи. Главное: не выполнен огромный объем фасадных работ. Фасад должен быть вытесан еще на две пятых над увенчанной урной крышей первого уровня, причем под опалубной формой, а его только начали покрывать твердеющей смесью из смесительного цеха на скале. Недоделан даже и первый уровень - ни фронтон, ни антаблемент.
Амфитеатр древних римлян; в Петре стоял их легион.
С самим объектом все в порядке, он уже был в 1839 году. Но гробницы ли, жилища ли над амфитеатром строители делать не стали. Фото 1868 года.
Другой снимок, 1890-х годов.
Упоминавшийся храм Ад-Дэйр.
Не сделаны архитравы с трехъярусным антаблементом на первом уровне, не поставлены скульптуры на постаментах на втором.
Так называемые Коринфские гробницы.
Ну наконец-то! Все, что планировали и что было в эскизе, строители сдали без неделок. Фото католической миссии Стаффордов, возившей воспитанников просвящаться, знакомясь с древностями, 1890-х годов.
Но вмешалась воля прораба, нового как видно, и он начал возводить по левую сторону от фасада гробниц новый храм. В итоге и возвести не успел, и вид испортил. У художника же остался эскиз старого облика, где левая стена свободна, перед ней ничего нет.
Триклиний Баб ас-Сик. На этой скале якобы захоронена Мириам, сестра Моисея.
И опять новый прораб подвел художника.
О проемах молчим - это дело быстрое. Главное: после 1839 года был сделан объект с нишей за обелисками, плюс завершена ближняя гробница первого яруса, в 1839 году не готовая.
Не безупречно сработали строители и на главном храме-мавзолее Петры Эль-Хазне.
Ручей посеред Петры осушили не они, с этим нет претензий. А вот фигуры ближнего плана сделали не по проекту.
Историки считают, что всадники - братья Диоскуры Кастор и Поллукс. С чего - неизвестно. Видимо по аналогии с чем-нибудь.
Левая фигура, видимо Кастор.
Сделали как Дионис на душу положит, сразу обваленную. Пьедестал недолепили.
Правая фигура, видимо Поллукс.
Даже и без Робертса видно, что сделали уродца, и совсем не по проекту. Мы уже видели такое на острове Филе, приличные фигуры на эскизах барельефа Храма Исиды в отчете Комиссии Наполеона и провальное исполнение проекта в натуре, которое пришлось сдалбливать, чтобы не позорить древнеегипетских зодчих.
Трехногая (или пятиногая?) лошадь с человеческими ступнями - еще туда-сюда, а вот где у фигуры руки? И почему она круглая и закутана в тунику как младенец?
Чтоб не было сомнений, что лепили именно сбитую фигуру: волны смеси идут поверх сбитой лошадиной ноги.
По второму ярусу особых замечаний нет, кроме ротозейства прораба.
Смотрим на скульптуры. Предполагается, что вот это бельё, висящее на перекладинах - сбитые скульптуры амазонок, держащих боевые топоры на вытянутых руках.
Смотрим, что было в проекте на левой части толоса - круглого павильона. Явная женская фигура, опустившая руки, спустившая тунику на бедра, держащая левой рукой предмет на плече. Но ротозей вместно проектных скульптур налепил бельё-амазонок с топорами.
Вот так и делается история. В данном случае славного города Петры, о котором вообще нет никаких сведений ни в каких источниках Идумеи, Набатеи и Рима.
Ума и здоровья.
*
Другие материалы о создании истории