Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Блоги |

Священная роща Уастырджы (Уастырджыйы къохы дзуар): на перекрестке национальной веры и православия

Священная роща Уастырджы (Уастырджыйы къохы дзуар): на перекрестке национальной веры и православия
В воскресенье, 3 июля, в Осетии будут праздновать Уастырджыйы къохы дзуары бон (Хетæджы Уастырджы). Праздник проходит в священной роще у селения Суадаг Алагирского района. Его обретение в народной традиции определяется несколькими версиями, и каждая из них имеет своих сторонников и противников. Как и сама сущность празднования. Этот летний праздник широкую известность получил в новое время, ранее же в священную рощу приходили преимущественно жители селения Суадаг. В эпоху СССР празднование не носило широкого характера, что было обычным делом при советском воинствующем атеизме. В 1991 году было принято решение отмечать его в общеосетинском масштабе, а в 1994 году празднование получило даже государственный статус Указом Президента Северной Осетии. В прежние времена в священную рощу допускались только самые достойные мужчины. Они просили Всевышнего о здоровье для родных и близких, о защите от несчастий и невзгод, о богатом урожае и увеличении поголовья скота. До начала Великой Отечественной войны женщинам не позволялось посещать священную рощу, так как святое место было связано с именем Уастырджы – покровителя мужчин. Но тревога за своих мужей, сыновей, братьев дала силы женщинам в годы войны нарушить древний запрет – под деревьями рощи они взывали к Всевышнему, моля о защите мужчин, сражавшихся с врагом. В день праздника здесь закалывают быка, теленка или барана. На праздничный стол не принято ставить мясо птицы, рыбу или свинину. В священную рощу с раннего утра люди идут пешком, неся с собой приношения (кувинæгтæ): ритуальные треугольные пироги (æртæдзыхонтæ), три ребра жертвенного животного, выпивку. В роще их освящает жрец (дзуары лæг). Сначала в рощу приносились только пироги без напитков. Позже было дозволено приносить молоко, а также мед в качестве жертвоприношений. «Карта» хмельных напитков ограничивается пивом. Здесь не рекомендуется проводить долгие застолья. Приношения после освящения паломники увозят обратно домой для праздничного стола с соседями и родственниками. Все, что было привезено в священную рощу, забирают назад. На святом месте оставляют только пожертвования (мысайнаг). При этом из рощи нельзя забирать ничего из того, что там было, иначе можно навлечь на себя гнев небожителя. Даже фрукты и ягоды, сорванные в роще, необходимо употребить в пищу на месте – сотни лет это был неписаный закон, оберегавшийнеприкосновенность этого уникального уголка. Стоит ли говорить, что молитвы, произнесенные в священной роще, имеют особую силу. Полагают, что святое место покровительствует каждому: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Раньше к святому месту, как и к любому национальному дзуару, приходили, предварительно искупавшись, надев чистую новую одежду. У самой дороги мужчины спешивались и к священной роще шли босиком. Общение с высшими силами происходило в форме внутреннего диалога, а молитвы были короткие. Местные жители праздновали этот день в первое воскресенье июля, и эта традиция соблюдалась долгое время. Постепенно праздник стал популярным по всей Осетии, с подношениями сюда приезжают и с юга страны. Святая роща вскоре стала местом паломничества тысяч людей. В связи с празднованием Уастырджыйы къохы дзуары бон, прослеживается давняя традиция переосмысления осетинских традиций в угоду христианству. На это указывает упорно навязываемая легенда, связанная с наименованием праздника. Считается, что праздник получил имя от легендарного Хетага, насльника Кабарды. В сегодняшней интерпретации легенда звучит следующим об-разом. Мол, был этот Хетаг сыном кабардинского князя, придерживающегося христианства. Когда его отец и братья решили отдать предпочтение исламу, Хетаг отказался это сделать. Родные обозлились на него, и тогда он решил скрыться в Осетии. По пути в Куртатинское ущелье, у современного селения Суадаг, Хетага стали настигать преследователи. Тогда из леса беглец услышал зов: «Хетаг! В лес! В лес!». Но домчаться до леса беглец уже не успел бы. И тогда Хетаг взмолился к небу и масса леса сама окружила Хетага. Преследователи повернули обратно, так как не смогли его найти. И тогда узрел Хетаг своего спасителя – небожителя Уастырджы, покровителя Осетии, которого в легенде почему-то снова синхронизируют со святым Георгием... Между тем, эту версию на сегодня многие считают основной, хотя на лицо очередное навязчивое наслоение двух религий. В таком случае, почему праздник проходит безучастия православного священника, в роще не построена часовня и, главное, ежегодно по древнему обычаю проходит жертвоприношение животного, что категорически неприемлемо для христианства. Не все так однозначно и с легендой. К примеру, в«Очерках Осетии» (1850 г.) согласно повествованию исследователя осетинского быта Николая Берзенова Хетаг был… стариком-мусульманином, которого лес укрыл от врагов-христиан (!). Есть еще одна легенда, которая вообще не связана с христианством. В ней Хетаг – отчаянный горец, похитивший девушку и укрывшийся от погони в лесу после обращения к небожителю Уастырджы… Кстати, обе последние легенды более раннего периода, однако со временем тема христианства и страдания за него стала основной. И это неудивительно, православные клирики в русле миссионерских инструментов влияния в царский период, старались облекать осетинские традиции в православные одежды. Эта линия продолжается и сегодня, дошло до того, что нередко праздник называют «День святого Хетага». Но в осетинском религиозном пантеоне такого «святого» нет, как и святых вообще. В священной роще почитают Уастырджы, который спас земного человека Хетага от смерти – такова семантика праздника. И никак иначе. Не считаем же мы, что в Джеры-дзуар люди приходят, чтобы поклониться древнему храму. И здесь проходит почитание небесного Уастырджы, благодать которого снисходит в эти дни в святилище. Тем не менее, в осетинском социуме остается дилемма: считать ли, например, празднование в священной роще Уастырджы христианским праздником или народным, берущим начало в традиционных верованиях осетин? Или одно другому не мешает? Кто-то настаивает на искоренении всего традиционного, кто-то готов оставить все как есть, и совмещать дохристианские верования с христианскими, кто-то согласен только на народную традицию. Тут главное не противопоставлять две религии, которые мирно сосуществовали веками. И не вносить раскол между населением. Поскольку у каждой религии свои устоявшиеся образы и их навязчивое смешение приведет только к раздору. Который, однозначно, кому-то нужен. М.Багаев
Ria.city

Читайте также

Происшествия |

Сотрудники Росгвардии приняли участие в чемпионате Центрального округа по боксу.

Блоги |

Два новых низкопольных трамвая поступят в Томск в ближайшее время

Блоги |

Головной убор русских замужних женщин покажут в Псковском музее

Новости России

Правительства и законодатели могут закрыть все фермы.

Квартиры по реновации получили жители 280 домов в первом квартале 2024 года

Шапки женские на Wildberries — скидки от 398 руб. (на новые оттенки)

Что будет в Воронеже 19 апреля. Евтихий да Ерема. Принятие Крыма, Тамани и Кубани в Российскую империю. Штормовой ветер. НЕфорум

Новости на английском

Trump trial: Jury selection to resume in New York City for 3rd day in former president's trial

Life On The Green: Jack Nicklaus, golf legends impart wealth of wisdom in Ann Liguori’s new book

Cyprus Closed Chess Championship names winners

Danielle Serdachny scores OT goal to lift Canada to 6-5 win over US in women’s hockey world final

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Булат Окуджава

К 100-летию Булата Окуджавы драмтеатр подарит зрителям спектакль - Иркутская область. Официальный портал

Авто в России и мире

Все идёт ладом, в своём порядке…

Подключение водонагревателя в Московской области

Переход не туда. РЖД продолжает издеваться над балабановцами

День подснежника и День полиграфии: какие праздники отмечают в России и мире 19 апреля

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
Елена Рыбакина

Появилось «закулисное» видео Елены Рыбакиной



Life On The Green: Jack Nicklaus, golf legends impart wealth of wisdom in Ann Liguori’s new book

Cyprus Closed Chess Championship names winners

Четвертый том в серии ко Дню космонавтики

Trump trial: Jury selection to resume in New York City for 3rd day in former president's trial