Блоги |
В.В.Давыдов. Что такое воображение
Текст воспроизведен по изд.: Давыдов В.В. От развивающего обучения к развивающему образованию. Избранные «РО»ритеты / Ред.-сост. В.Т. Кудрявцев. Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 2022. Оригинал: Давыдов В.В. Детская энциклопедия. Т. 7. Человек / Ред. А.Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А.А. Маркосян М.: Просвещение, 1966. Как рождаются сказки Путешествовать по земному шару, не выходя из комнаты, переноситься в другие миры, быть «свидетелем» прошедших и будущих событий позволяет нам воображение. Оно помогает глубже познавать мир, делает наши представления о жизни полнее и ярче. Мало того, воображение необходимо нам в борьбе с природой, в создании всего нового. Воображение рождает и поэтические сказки, и совершенные машины. В 1834 г. никому в то время не известный девятнадцатилетний студент Петр Ершов выпустил в свет сказку «Конек-Горбунок». Любовь читателей к фантастическому герою этого произведения, по всей вероятности, намного превзошла даже ожидания автора. Многие поколения детей с тех пор с восторгом знакомились с умным Коньком, да и взрослые о нем тоже не забывали. Впрочем, никто, разумеется, не верит в существование Конька-Горбунка, что, однако, нисколько не мешает людям любить его так же, как если бы он был существом реальным. Значит, человек может очень ясно представлять себе не только то, что есть или может быть на самом деле, но и то, чего никогда не было и быть не может. Вот насколько богато человеческое воображение! Да. Но откуда же взялся Конек-Горбунок, как удалось Ершову с такой точностью и даже, если хотите, правдивостью описать это явно фантастическое существо? Прежде чем Конек-Горбунок попал в книгу, образ его уже был в голове у Ершова. Вообще, для того чтобы создать предмет, какого еще никогда не было, человек должен сформировать в своей голове его образ. Еще до того как появился первый на земле каменный топор, кто-то уже знал, каким он будет и что им станут делать. Эта способность к созданию новых образов и называется воображением. Воображение основано на умении замечать свойства предметов и переносить их с одного предмета на другой, образуя новые сочетания этих свойств. Руль лодки, например, во многом копирует хвост рыбы, а весла— плавники. Даже самые фантастические образы возникают в результате необычного сочетания известных качеств реальных предметов. В сказочном Коньке-Горбунке воплотились качества и человека, и животных, и птицы. Как и многие другие свойства человека, воображение развивалось и совершенствовалось в процессе труда. Будь человек бездеятелен, и воображение у него было бы крайне скудным. Воображение служит удовлетворению многообразных и сложных человеческих потребностей; они-то и вызывают в сознании образы того, что необходимо человеку. Топор был придуман потому, что он был нужен для охоты, добывания дров, для строительства жилищ. А Конек-Горбунок? И он тоже нужен людям — кто не мечтал об умном и верном друге, который не бросит в беде? Богатое воображение возможно не только у изобретателей и сказочников, без него не обойтись и читателям сказок, даже самым маленьким. Правда, это различные виды воображения. Изобретатель создает то, чего еще никогда не было до него, впервые по-новому соединяет свойства различных предметов. Это творческое воображение. Оно начинает действовать в результате большой внутренней сосредоточенности, постоянной направленности мысли на решение поставленной задачи. В процессе работы творческого воображения у изобретателя или ученого, как правило, возникает несколько вариантов решения задачи, и бывает трудно выбрать из них наилучший, а порой и единственный путь, который может привести к успеху. Наличие нескольких решений, которые как бы вступают в борьбу между собой, рождает внутренний конфликт. Он делает творчество временами мучительным и заставляет человека напрягать все силы. Как видите, путь к творческим достижениям очень и очень труден. Вы же, читая описание изобретения, должны представить себе нечто уже существующее, хотя, может быть, никогда и невиданное вами. Это тоже не так просто, как кажется на первый взгляд. Перед вами задача — расшифровать значение слов, увидеть внутренним взором то, что за ними стоит. Сами слова ни о чем не могут рассказать, если они не вызывают в сознании определенных образов. И вот, оперируя этими образами, вы воспроизводите в сжатом виде тот путь, которым шел изобретатель, а в конце концов и полученный им результат. Такое воображение называется репродуктивным, т. е. воспроизводящим. Репродуктивное воображение служит нам даже в самых простых делах. Без его помощи и пол в комнате не подметешь, и посуды не вымоешь. Творческое воображение может проявляться в любой области человеческой деятельности, а не только в профессиях, называемых творческими. Поэтому совершенно правильно говорят, что есть не творческие профессии, а люди, творчески относящиеся к труду. Стремление быть полезным людям, найти способы делать свое дело лучше, увидеть в нем больше, чем видели до тебя, умение использовать свои наблюдения и опыт, преодолевать трудности — это и есть творчество. В то же время надо помнить, что в зависимости от характера деятельности творческое воображение выступает в различных формах. Существует довольно много общего в работе ученого, изобретателя, художника. Для каждого из них творчество начинается с зарождения замысла. Изобретатель или рационализатор на производстве прежде всего, конечно, знает, для каких целей будет служить его изобретение. Он ясно представляет себе круг операций, которые предстоит выполнять проектируемому станку или автомату. Вообще главная особенность творческого воображения изобретателя — это способность воплотить замысел в конкретный, продуманный до мелочей образ. В своей работе изобретатель вынужден учитывать и те специфические условия, в которых будет действовать создаваемый механизм. И если, предположим, разрабатывается конструкция новой картофелекопалки, то приходится учитывать, что поле не ровная поверхность и бывают на. нем бугры и ямы. Творческое воображение ученого проявляется в менее конкретной форме. Ученый, как правило, должен выяснить причины, порождающие те или иные явления, изучить те порой очень сложные связи между предметами, которые можно наблюдать в природе. Почему люди болеют, что приводит к этим болезням, как влияют лекарства на течение болезни — это интересует ученого-медика. Главное в его творчестве не создание конкретной вещи, а формирование и проверка гипотезы — предположения, объясняющего суть явлений. Не менее важно в научном творчестве уметь вовремя отказываться от неправильных предположений, выдвигать новые, находить остроумные способы их проверки. Ученый должен уметь накапливать факты, сопоставлять и анализировать их. Это искусство сложное. Недаром академик И, П. Павлов говорил, что факты ученому необходимы, как птице воздух для полета. В художественном творчестве можно увидеть черты, роднящие его и с наукой и с изобретательством. С одной стороны, художник, подобно изобретателю, должен создавать конкретную вещь — картину или поэму, скульптуру или роман; его замысел должен воплотиться в художественные образы. С другой стороны, художника можно сравнить с ученым. Ведь если автор не сумел проникнуть в суть изображаемых событий, он не создаст произведения искусства. Художник-портретист стремится не только к внешнему сходству с моделью; его задача сложнее — изобразить через внешность человеческий характер, проникнуть в глубины его. Иначе с изобретением фотографии умер бы этот старинный жанр изобразительного искусства. Произведения искусства обращены в первую очередь к чувствам людей, и в этом, пожалуй, главное отличие художественного творчества от всех других видов творчества. Художественный образ должен быть не только новым, оригинальным, но и предельно выразительным, волнующим, и художник старается создать его таким, чтобы он вызвал в читателях, зрителях или слушателях те же чувства, которые пережил сам автор. Вдохновение — это труд Мы говорили о том, как по-разному может проявляться творческое воображение, но мы почти ничего не сказали о том, как творческие замыслы претворяются в жизнь. Часто в книгах и газетах вы видите рядом со словом «творчество» и другое слово — «вдохновение». Действительно, без этого удесятеряющего порой силы человека внутреннего подъема, без уверенности в своих силах, глубокого интереса к делу, благородного стремления к успеху, которое зовется вдохновением, невозможны ни крупные изобретения, ни научные открытия, ни создание произведений искусства. Способность переживать минуты вдохновения не врожденное свойство отдельных людей, избранных, так сказать, самой природой для творчества. Вдохновение посещает только тех, кто по-настоящему, не жалея сил, стремится к цели. Некоторые наивные люди, над которыми посмеялся в одном из стихотворений еще Маяковский, полагают, что книги пишутся приблизительно так: живет себе писатель, как и все люди, и «вдруг» его охватывает порыв вдохновения, он хватает перо и творит. Если бы так было на самом деле, то Пушкин никогда бы не стал тем Пушкиным, которого мы любим и чтим, а в лучшем случае после него остался бы десяток-другой стихотворений. После смерти Пушкина его слуга рассказывал, что поэт до глубокой ночи ежедневно просиживал в кабинете. А ведь по характеру Пушкин был чрезвычайно живым человеком, подвижным, нетерпеливым... Вдохновение добывается упорным, систематическим, многочасовым трудом. П. И. Чайковский говорил, что вдохновение не любит посещать ленивых. Английский писатель Ч. Диккенс имел обыкновение с утра и до двух часов проводить время за письменным столом. Любопытно, что даже в тех случаях, когда дело никак не клеилось, он все равно не прекращал работать. Путь к вдохновению, к осуществлению творческих замыслов начинается задолго до того, как человек садится за письменный стол, чертежную доску или берет в руки палитру. Замысел долго вынашивают, обдумывают, изменяют, на помощь призывается весь жизненный и профессиональный опыт, накапливаются специальные знания. И бывает так, что в творчестве начинают играть крупную роль наблюдения, прямо, казалось бы, не относящиеся к главной цели. Это и приводит к возникновению легенд, вроде тех, которые рассказывают, что Уатт сумел изобрести паровой двигатель, увидев, как подпрыгивает крышка кастрюли под напором пара, а Ньютон открыл закон всемирного тяготения потому что на его глазах с ветки упало яблоко. Эти предания мало правдоподобны, но в них выражена правдивая мысль, что подлинное творчество никогда не кончается и вся жизнь творца подчинена стремлению к единой цели. Необычные образы сфинксов, кентавров, драконов созданы на основе представление о реальных существах — рыбах, львах, лошадях и т. п. Если же говорить об осуществлении творческих замыслов, то, конечно, самый трудный этап — начало работы, когда еще только нащупываются пути решения поставленной задачи. Здесь возникает особенно много препятствий. И сколько прекрасных замыслов так и осталось всего лишь замыслами, потому что их авторы не сумели преодолеть этих преград! Но вот первые трудности позади, стали вырисовываться первые успехи и достижения. Человека начинает охватывать долгожданное и заслуженное вдохновение. Но тут творца подстерегают новые трудности... Вдохновение не должно ослеплять, ибо это не игра необузданного воображения, не стихийный поток мыслей и чувств, а состояние большой внутренней собранности, обостренного видения намеченной цели. Подчинять себе собственное воображение тоже труд, и немалый. В общем, если вы хотите сами пережить радостные минуты вдохновения, прилива творческих сил, помните слова А. П. Чехова, обращенные много лет назад к молодому тогда писателю И. А. Бунину: «Нужно, знаете, работать. Не покладая рук. Всю жизнь». Учитесь мечтать «А разве этому нужно учиться?» — в недоумении спросят некоторые из вас. Мечты часто рождаются почти незаметно, и уж, конечно, нет человека, который бы никогда ни о чем не мечтал. Вы правы, но только отчасти. Научиться мечтать — это значит научиться бороться за осуществление своих мечтаний. Мечта — особый вид воображения, направленного в будущее, точнее говоря, формирование образов желаемого будущего. Это разновидность творческого воображения. Мечтая, рисуя картины будущего, каждый человек в той или иной степени становится художником. Мечты зарождаются под влиянием различных обстоятельств. В одних случаях они формируются в связи с интересами, любовью к какому-то делу. Вполне естественно, что мальчик, увлекшийся авиамоделизмом, мечтает строить настоящие самолеты. Бывает и так, что мечта о профессии связана с впечатлениями чисто внешними. Обычно это свойственно маленьким детям. В те времена, когда пожарным полагались по форме красивые, блестящие каски, тысячи мальчишек мечтали стать пожарными. Но исчезли каски — и число желающих посвятить свою жизнь тушению пожаров заметно сократилось. Мы этот шутливый пример привели только для того, чтобы показать, что не все мечты можно характеризовать как глубокие стремления. Растет человек, ширится круг его интересов, меняются и углубляются его мечты, от чего-то он обязательно отказывается, что-то, наоборот, становится еще более желанным. Но вот тут мы и подходим к разговору о том, что воображение, и в особенности мечты, тесно связано с главнейшими чертами, свойствами личности. Одним, к сожалению, кажется, что от осуществления мечты их отделяет только время, и они пассивно ждут, когда пройдут годы и желаемое само собой станет действительностью. У таких людей мечты редко сбываются. Не надо надеяться на пословицу о том, что все мечты сбываются. Ведь никто же при этом не говорит, что они сбываются сами собой. Мечтал ведь когда-то и гоголевский Манилов, но как? Он любил размышлять о вещах никому не нужных, совершенно бесполезных, или же его мечты носили характер явно несбыточных «прожектов», как в те времена любили выражаться. Да, в сущности, и сам Манилов, конечно, не верил в глубине души в возможность осуществления всех этих фантастических желаний. Он мечтал от скуки. Подобно тому как от дел Манилов прятался в беседке под названием «Храм уединенного размышления», так и в мечтах он спасался от необходимости действовать. Мечтателей такого типа бесплодные мечты усыпляют, лишают желания активно действовать в жизни. Они не могут принести никакой пользы людям, да и сами редко бывают удовлетворены прожитой жизнью. Но мечты могут служить и путеводной звездой для человека, определять его судьбу, повышать его активность. Великие мечты всегда выходят за рамки личных интересов, в осуществлении их заинтересованы многие люди, они нужны обществу. Следует заранее приучить себя к мысли, что, чем выше мечта, тем труднее ее бывает осуществить, тем больше надо проявить трудолюбия, настойчивости, упорства, смелости. Мечтая, человеку важно постоянно соразмерять желания со своими возможностями. Но не следует быть в мечтах и излишне робким. Сильный характер помогает выходить победителем из самых, казалось бы, неблагоприятных положений. Хилый, болезненный мальчик становится закаленным воином и великим полководцем Суворовым; лишившийся ног Маресьев садится за штурвал самолета; советский пианист Петр Никитин, получивший в бою тяжелое ранение руки, вновь выступает в концертах — вот результаты умения добиваться намеченной цели, вот что значит уметь мечтать. Читайте на сайте: Давыдов В.В. Воображение