Блоги |
Признание в любви на языке марок: чему научились школьники на выставке в музее Софьи Ковалевской
11 ноября в России отмечается День написания бумажных писем. Накануне этой даты в музее-усадьбе С. В. Ковалевской открылась выставка «Шло пешком и неизвестно с кем под ручку», которая посвящена этому когда-то единственному средству связи между людьми, разделенными расстоянием.
Посетители новой экспозиции узнали, какую роль играла почтовая связь в жизни первой женщины-математика, где хранились перьевые ручки и как приклеить марку на открытку, чтобы признаться в любви адресату. Подробности узнал обозреватель Псковской Ленты Новостей.
Неизвестно с кем под ручку
«Шло пешком и неизвестно, с кем под ручку» - это третья выставка, которая открывается в музее-усадьбе в Полибино. На ней представлены копии писем Софьи Ковалевской (мемориальные вещи хранятся в основной экспозиции), письменные и почтовые принадлежности второй половины XIX – начала XX веков: перьевые ручки, чернильницы, пресс-папье, детские игрушки почтовой тематики.
«Письма играли важную роль в жизни Софьи Васильевны Ковалевской. В фонде нашего музея хранятся ее письма к мужу, к сестре, к подруге Юлии Лермонтовой, к своей дочери Фуфе, а также письма Фуфы своей крестной маме — Юлии Всеволодовне», - рассказала заведующая мемориальным музеем-усадьбой Софьи Ковалевской в Полибино Светлана Белюкова.
Также при оформлении выставки использованы письма, опубликованные в книге «Воспоминания и письма», которая выходила большими тиражами в советское время.
Название выставке «Шло пешком и неизвестно с кем под ручку» дала история, произошедшая с Анной Ахматовой. «Важное для нее письмо она получила только через два месяца после отправки. При вручении конверта пошутили, что письмо "наверное, шло пешком". На что Анна Ахматова добавила: "И неизвестно, с кем под ручку"», - рассказала Светлана Белюкова.
Экспозиция подготовлена совместно с областным музеем почтовой связи, который предоставил из своего фонда коллекцию открыток начала XX века. Для показа были выбраны открытки с видами Петербурга, и тематические открытки: «С днем ангела», «С новым годом». Также есть открытка, где на марке не просто герб, а портрет императора Александра III.
Также ценные подарки - марки и конверт с портретом Софьи Ковалевской - для новой выставки передали коллекционеры из Великих Лук.
«В нашей стране было выпущено две марки с портретом Софьи Ковалевской — в 1951 и 1996 гг. и два конверта — в 1974 и в 2010 гг. Конверты 2010 года в нашем фонде есть, потому что они издавались по иллюстрациям, предоставленным Псковским музеем-заповедником. А марок и конверта 1974 года у нас не было. По моему объявлению на нашей странице во "ВКонтакте" отозвались подписчики, готовые нам их подарить. Это Белашова Ольга Николаевна и Мишанова Анна Александровна из Великих Лук. Они тоже присутствовали на открытии выставки», - рассказала Светлана Белюкова.
Только версты полосаты…
Пространство выставки - небольшое. Экспозиция размещается на втором этаже башни главного усадебного дома, в помещении, где во времена Корвин-Круковских находилась библиотека.
«Выставка поместилась в четырех витринах. Витрины вертикальные. Поэтому появилась идея сделать из них верстовые столбы. Торец каждой из четырех витрин - черно-белый. На двух сторонах витрин обозначено место, из которого демонстрируемые в витринах письма, были отправлены. На одном торце самой первой витрины, "нулевой версты", написано Полибино, на другом — Петербург, и сообщается расстояние между ними — 534 версты», - рассказала методист музея Анна Левицкая.
Аналогично оформлены другие витрины, где посетители выставки могут узнать о других городах, с которыми была связана жизнь Софьи Ковалевской: о Москве, Гейдельберге, Стокгольме. «Гейдельберг - город где Софья в качестве вольного слушателя посещала лекции со своей подругой Юлией Всеволодовной. Из Гейдельберга она пишет Юлии, чтобы та подучила немецкий язык. А из Петербурга подробно описывает, в чем она будет одета, когда пойдет на железнодорожную станцию — оказывается, у обеих подруг было плохое зрение, но они не носили очков. Еще есть фрагмент письма, где Софья описывает щуку, которая жила у нее в аквариуме в Полибино», - поясняет методист.
Самая дальняя витрина — это Стокгольм, который находится на расстоянии двух тысяч верст от Полибино. «Там Софьи Васильевны не стало. Она умерла в возрасте 41 года», - напомнила Анна Левицкая.
По ее словам, в витринах несколько информационных слоев. «На почтовом конверте есть штамп, марка и индекс — информация, которая позволяет отправить письмо по адресу, а не "на деревню дедушке". То же самое у нас в витринах. Первый информационный слой — это крафтовые конверты с распечатанными выдержками из писем Софьи — самые интересные цитаты и к ним иллюстрации. В качестве марки — изображение человека, которому письмо адресовано. В качестве индекса — год, в который это письмо было отправлено. Это первый информационный слой», - пояснила Анна Левицкая.
Второй слой — это письма (копии писем) Софии, адресованные конкретным людям.
Третий — предметы второй половины XIX – начала XX веков. «Их немного на выставке — в каждой витрине по 2-3 экспоната. Это же вещи, ушедшие из обихода. Поэтому чтобы было понятно, как эти вещи применялись, на самом нижнем слое, внизу "верстового столба" есть описание предмета», - отметила методист.
Главный экспонат
На выставке представлено два предмета, которые экспонировались впервые: детская игрушка — почтовый ящик XIX века и фарфоровая чернильница-сундук. «Это предметы из фонда нашего музея, которые в основной экспозиции у нас никогда не демонстрировались», - пояснила Светлана Белюкова.
Она отметила, что мемориальных предметов среди экспонатов выставки нет, но есть типологические предметы XIX-XX вв. Например, классическое пресс-папье.
Интересны также бронзовая и картонная коробочки для марок и перьев - маленькие «комодики», которые стояли на письменном столе. В них были ящички для марок и отделение для перьев. «Современные люди не всегда понимают, для чего эти предметы. Даже директор музея почты Марина Ивановна Хохлова, присутствующая на открытии выставки, сказала, что такие коробочки видит в первый раз. Таких экспонатов в музее почты нет», - отметила Светлана Белюкова.
Язык марок
Среди первых посетителей выставки было много школьников. Как выяснилось, никто из восьмиклассников ни разу в жизни не писал бумажных писем. Поэтому им был особенно интересен мастер-класс по оформлению открыток.
«Мы учились писать индекс. Рассказали, что такое сургуч, для чего он использовался. С помощью сургучницы дети ставили печать. Также они приклеивали марку с изображением Софьи Васильевны», - рассказала Светлана Белюкова.
Кстати, в XIX веке от того, как приклеена марка, можно было понять отношение человека к адресату. «Марку можно было приклеить по-разному. Прямо означало: "все в порядке", "я люблю тебя". Если марка приклеена под наклоном — "не желаю видеть". То есть, был такой язык почтовых марок», - пояснила Анна Левицкая.
Правда, по ее словам, в современном мире этого делать не стоит. «Директор музея почты сказала, что сейчас ни в коем случае нельзя так делать. Но у нас на выставке можно все!» - сказала методист музея.
Поэтому все посетители выставки уехали довольные - с открытками, оформленными с помощью сургуча и по-особенному наклеенными марками.
Светлана Синцова
Посетители новой экспозиции узнали, какую роль играла почтовая связь в жизни первой женщины-математика, где хранились перьевые ручки и как приклеить марку на открытку, чтобы признаться в любви адресату. Подробности узнал обозреватель Псковской Ленты Новостей.
Неизвестно с кем под ручку
«Шло пешком и неизвестно, с кем под ручку» - это третья выставка, которая открывается в музее-усадьбе в Полибино. На ней представлены копии писем Софьи Ковалевской (мемориальные вещи хранятся в основной экспозиции), письменные и почтовые принадлежности второй половины XIX – начала XX веков: перьевые ручки, чернильницы, пресс-папье, детские игрушки почтовой тематики.
«Письма играли важную роль в жизни Софьи Васильевны Ковалевской. В фонде нашего музея хранятся ее письма к мужу, к сестре, к подруге Юлии Лермонтовой, к своей дочери Фуфе, а также письма Фуфы своей крестной маме — Юлии Всеволодовне», - рассказала заведующая мемориальным музеем-усадьбой Софьи Ковалевской в Полибино Светлана Белюкова.
Также при оформлении выставки использованы письма, опубликованные в книге «Воспоминания и письма», которая выходила большими тиражами в советское время.
Название выставке «Шло пешком и неизвестно с кем под ручку» дала история, произошедшая с Анной Ахматовой. «Важное для нее письмо она получила только через два месяца после отправки. При вручении конверта пошутили, что письмо "наверное, шло пешком". На что Анна Ахматова добавила: "И неизвестно, с кем под ручку"», - рассказала Светлана Белюкова.
Экспозиция подготовлена совместно с областным музеем почтовой связи, который предоставил из своего фонда коллекцию открыток начала XX века. Для показа были выбраны открытки с видами Петербурга, и тематические открытки: «С днем ангела», «С новым годом». Также есть открытка, где на марке не просто герб, а портрет императора Александра III.
Также ценные подарки - марки и конверт с портретом Софьи Ковалевской - для новой выставки передали коллекционеры из Великих Лук.
«В нашей стране было выпущено две марки с портретом Софьи Ковалевской — в 1951 и 1996 гг. и два конверта — в 1974 и в 2010 гг. Конверты 2010 года в нашем фонде есть, потому что они издавались по иллюстрациям, предоставленным Псковским музеем-заповедником. А марок и конверта 1974 года у нас не было. По моему объявлению на нашей странице во "ВКонтакте" отозвались подписчики, готовые нам их подарить. Это Белашова Ольга Николаевна и Мишанова Анна Александровна из Великих Лук. Они тоже присутствовали на открытии выставки», - рассказала Светлана Белюкова.
Только версты полосаты…
Пространство выставки - небольшое. Экспозиция размещается на втором этаже башни главного усадебного дома, в помещении, где во времена Корвин-Круковских находилась библиотека.
«Выставка поместилась в четырех витринах. Витрины вертикальные. Поэтому появилась идея сделать из них верстовые столбы. Торец каждой из четырех витрин - черно-белый. На двух сторонах витрин обозначено место, из которого демонстрируемые в витринах письма, были отправлены. На одном торце самой первой витрины, "нулевой версты", написано Полибино, на другом — Петербург, и сообщается расстояние между ними — 534 версты», - рассказала методист музея Анна Левицкая.
Аналогично оформлены другие витрины, где посетители выставки могут узнать о других городах, с которыми была связана жизнь Софьи Ковалевской: о Москве, Гейдельберге, Стокгольме. «Гейдельберг - город где Софья в качестве вольного слушателя посещала лекции со своей подругой Юлией Всеволодовной. Из Гейдельберга она пишет Юлии, чтобы та подучила немецкий язык. А из Петербурга подробно описывает, в чем она будет одета, когда пойдет на железнодорожную станцию — оказывается, у обеих подруг было плохое зрение, но они не носили очков. Еще есть фрагмент письма, где Софья описывает щуку, которая жила у нее в аквариуме в Полибино», - поясняет методист.
Самая дальняя витрина — это Стокгольм, который находится на расстоянии двух тысяч верст от Полибино. «Там Софьи Васильевны не стало. Она умерла в возрасте 41 года», - напомнила Анна Левицкая.
По ее словам, в витринах несколько информационных слоев. «На почтовом конверте есть штамп, марка и индекс — информация, которая позволяет отправить письмо по адресу, а не "на деревню дедушке". То же самое у нас в витринах. Первый информационный слой — это крафтовые конверты с распечатанными выдержками из писем Софьи — самые интересные цитаты и к ним иллюстрации. В качестве марки — изображение человека, которому письмо адресовано. В качестве индекса — год, в который это письмо было отправлено. Это первый информационный слой», - пояснила Анна Левицкая.
Второй слой — это письма (копии писем) Софии, адресованные конкретным людям.
Третий — предметы второй половины XIX – начала XX веков. «Их немного на выставке — в каждой витрине по 2-3 экспоната. Это же вещи, ушедшие из обихода. Поэтому чтобы было понятно, как эти вещи применялись, на самом нижнем слое, внизу "верстового столба" есть описание предмета», - отметила методист.
Главный экспонат
На выставке представлено два предмета, которые экспонировались впервые: детская игрушка — почтовый ящик XIX века и фарфоровая чернильница-сундук. «Это предметы из фонда нашего музея, которые в основной экспозиции у нас никогда не демонстрировались», - пояснила Светлана Белюкова.
Она отметила, что мемориальных предметов среди экспонатов выставки нет, но есть типологические предметы XIX-XX вв. Например, классическое пресс-папье.
Интересны также бронзовая и картонная коробочки для марок и перьев - маленькие «комодики», которые стояли на письменном столе. В них были ящички для марок и отделение для перьев. «Современные люди не всегда понимают, для чего эти предметы. Даже директор музея почты Марина Ивановна Хохлова, присутствующая на открытии выставки, сказала, что такие коробочки видит в первый раз. Таких экспонатов в музее почты нет», - отметила Светлана Белюкова.
Язык марок
Среди первых посетителей выставки было много школьников. Как выяснилось, никто из восьмиклассников ни разу в жизни не писал бумажных писем. Поэтому им был особенно интересен мастер-класс по оформлению открыток.
«Мы учились писать индекс. Рассказали, что такое сургуч, для чего он использовался. С помощью сургучницы дети ставили печать. Также они приклеивали марку с изображением Софьи Васильевны», - рассказала Светлана Белюкова.
Кстати, в XIX веке от того, как приклеена марка, можно было понять отношение человека к адресату. «Марку можно было приклеить по-разному. Прямо означало: "все в порядке", "я люблю тебя". Если марка приклеена под наклоном — "не желаю видеть". То есть, был такой язык почтовых марок», - пояснила Анна Левицкая.
Правда, по ее словам, в современном мире этого делать не стоит. «Директор музея почты сказала, что сейчас ни в коем случае нельзя так делать. Но у нас на выставке можно все!» - сказала методист музея.
Поэтому все посетители выставки уехали довольные - с открытками, оформленными с помощью сургуча и по-особенному наклеенными марками.
Светлана Синцова