Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих
Тот, кто перестал молиться за усопших, тот со временем перестанет молиться святым.
Суббота – это день поминовения усопших. Это уже понятно из слов «вечный покой». Суббота – «шабат», что и есть – «покой».
Желание покоя. Желание покоя усопшим.
Поэтому, мы Бога и просим: «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих».
Суета сует и всяческая суета – это всё, что под небом, под солнцем. Как Соломон говорит, что всё суета, так оно и есть (Эккл.1,2). Потом перешагивая порог видимого и невидимого мира, человек входит в иное состояние и держит ответ за прожитую жизнь. За грехи совершённые.
Главную печаль человеку приносит грех. И при жизни мы страдаем от грехов своих, и по смерти тоже можем страдать от грехов своих. Лучше всего это знают люди, которые уже отошли от этого тела.
Те, которые уже не стоят в очереди за хлебом; не стоят у плиты, чтобы жарить себе ужин или завтрак; не зарабатывают деньги, чтобы заплатить за квартиру.
Они, отшедшие от всякой житейской суеты теперь, носят в себе свою тайну. Все свои добрые и злые намерения, осуществлённые и не осуществлённые злые и добрые дела.
И усопшие нуждаются в нашей молитве. Как сухая земля пьют её.
Наверняка, каждый из вас, хоть один раз в жизни поливал сухую землю. Приезжали из отпуска и поливали высохшую землю в горшках, например. Заждавшаяся земля – она всасывает воду и не видно её. Льёшь – и не видно её. И ещё льёшь – и всё ещё не видно.
И потом она постепенно насыщается.
Так и души усопших пьют молитвы, и желают, чтобы мы не забывали про них. Это наша мудрость.
На кладбищах раньше писали, сам видел: «Мы были, как вы. Вы будете, как мы». Короче не скажешь. И точнее не скажешь. Это голос «оттуда», из-за калитки кладбищенской.
Мы редко бываем на кладбищах.
А как хорошо бы, приезжая в незнакомый город, бежать сначала не по магазинам…
Если по музеям, то – ладно. Хорошо, сначала – по музеям, потом – по магазинам. Но прежде всего этого хорошо бы зайти в кафедральный собор незнакомого города, если он там есть.
А потом посетить городское кладбище. Наверняка, там лежит какой-то праведный человек. И хорошо было бы туда прийти, там просто походить, помолиться.
Побродить между теми, кто здесь раньше жил. А потом выйти за ограду и побродить между теми, кто здесь теперь живёт. Это очень практичная вещь, она очень уцеломудривает человека.
Она даёт ему чувство длинной истории.
Человек – очень короткое существо. Тридцать, сорок, пятьдесят лет. Потом, раз – и нету. И что это такое? Жил? Не жил? Непонятно. А когда человек думает о прошедшем поколении и думает о вечности, он превращается в существо с длинной историей. И тогда он не сиюминутный. Он тогда глубокий. Он тогда более серьёзный.
Дорогие христиане, приложим это всё к сердцу своему. Не для того, чтобы печалиться, а для того, чтобы быть мудрыми. «Смех глупых, как треск хвороста под котлом, а сердце мудрого в доме плача по умершему». Так говорит Соломон. (Эккл.6:4,6).
Таков конец всех живущих, и мудрый приложит это к сердцу своему. Будьте мудрыми.
Поминайте своих родных и близких. Поминайте всех, кого любите, и кто уже ушёл из этой жизни. Если вы, например, любите кого-то из христианских писателей, или каких-нибудь политиков, или иных известных людей – молитесь за них. Ну, скажем, любит человек Ахматову, пусть молится за рабу Божию Анну. Любит Пушкина человек, пусть молится за раба Божия, убиенного на дуэли, Александра. Любит ...не знаю, там кого-то ещё. Да кого бы то ни было. Знаешь точно, что он крещённый, что он христианин – смело молись за его душу. Таким образом отблагодари его за те книги, которые он написал, которые ты читаешь. За что-то такое великое, что тебя трогает в его биографии.
Это тоже очень важно. Это тоже реальное живое общение с покойными.