Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Кулов-фест: Что-то на человеческом

16 декабря в Пскове завершилось многостраничное театральное событие, названное устроителями «Кулов-фест» в честь известного (и уже очень) режиссера Тимура Кулова. Пять спектаклей (два из них на татарском языке с синхронным переводом), лекция театроведа, критика Нияза Игламова о Тимуре Кулове, встреча режиссера со зрителями - и ладно бы одна, но обсуждения спектаклей шли в ежедневном режиме, и на каждом Кулов присутствовал лично.







Да, монографические фестивали для Пскова уже не новость (вспомним «Потапов-фест», «Данилов-fest», «Мо Янь фест»), но, как заметил арт-директор псковского театра Андрей Пронин, впервые фестиваль в Пскове посвятили работам молодого режиссера, который на псковской сцене еще ничего не поставил, но собирается - пьесу Леонида Андреева «Каинова печать». Получилось, как в советской оскароносной киноклассике: «Вы же про меня ничего не знали, а теперь вам так квалифицированно, красиво всё объяснили».

И в объяснениях этих зашли, прямо скажем, с козырей: первый спектакль, который увидел Псков в рамках «Кулов-феста», в этом году был удостоен специальной премии жюри «Золотой маски» - «За сопричастность к судьбе страны и поиск национального героя». Это «Приключения Рустема», поставленные Тимуром Куловым в Казанском татарском театре юного зрителя им. Габдуллы Кариева.

«Давайте бояться вместе»

Перед началом спектакля к залу обращается проникновенный мужской голос. Не сразу понимаешь, что звучит элементарная просьба к зрителям выключить мобильные телефоны. Потому что Тимур Кулов (а это его голос) вдруг говорит о времени, которое оказалось так беспощадно к нам, людям маленьким. И предлагает просто побыть вместе, здесь и сейчас: «Всем страшно. Давайте бояться вместе». Это предложение звучит так утешительно, как будто мама накрыла платком лампу в спальне, чтобы оставить тебе немного света, чтобы ты не боялся остаться один, в темноте. У спектакля в домашних сценах и свет такой - ламповый, в настоящем смысле этого слова.





И до самого финала зритель будет гадать: а вот всё, что происходит на сцене с Рустемом - это его сон? Или нам рассказывают сказку по фантастической повести классика татарской литературы Аделя Кутуя, советского поэта, драматурга, фронтовика? Повесть неоконченная, Адель Кутуй дошел до Победы, но скончался от тяжелой болезни уже в июне 1945 года. Его сын Рустем - адресат и в какой-то степени герой повести - в 60-х годах XX века перевел её на русский. Но, помимо отца и сына, волею режиссера на афише (по крайней мере, на фестивальной, на сайте нашего дрампуша) среди авторов значится еще и «Некто в тени»…

Загадки (или, если хотите, смыслы) спектаклей Кулова, как тот снитч из «поттерианы», раскрываются под конец. Пока же на сцене восьмилетний Рустем (Булат Гатауллин) живет в тылу, в Казани вместе с мамой (заслуженная артистка Республики Татарстан Альбина Гайзуллина), а от отца с фронта получает письма, полные удивительных историй. Да, этот кажущийся густонаселенным спектакль играют всего два актера.

Во время обсуждения спектакля кто-то из зрителей спросил Булата Гатауллина: как это получается, что мы видим в вас ребенка? Его Рустем летает над сценой как легкий мяч, по-мальчишески дуется на бабушку, с энтузиазмом, возможным разве что для первоклассника, исполняет в школе патриотическую песню «Наша мама - партизанка»… Булат отшутился: мол, выгляжу не на свои годы. А режиссер Кулов заметил, что такова волшебная сила контекста: если зрителю сказать, что Рустему-Булату восемь лет, то в глазах смотрящего ему и будет восемь, а не сорок семь (шутка, Гатауллину двадцать семь).

У потрясающей актрисы Альбины Гайзуллиной больше возможностей явить зрителю свою совершенно фантастическую пластичность. Поначалу можно и не понять, что маму и бабушку играет одна актриса. Но это всё она: и простуженная фанатичная учительница Рустема, и цветок папоротника, съев который Рустем становится невидимым, и ёжик, и следователь Яков Михайлович, призванный мамой на поиски Рустема, и бывалый воин - сибиряк дядя Миша Громов с его «шютками-минутками», и даже враг, утративший на войне смысл - и войны, и своей жизни, первый и последний враг, кого пощадит невидимый Рустем. Это всё она. Но прежде всего она - мама. И в какой-то момент становится мамой для всех, кто сидит в зрительном зале. Потому что говорит самые нужные нам сегодня слова.



Вряд ли у псковского зрителя будет еще возможность вот так запросто увидеть этот спектакль, а спойлерить всё равно не хочется. Но и сказать одну важную вещь надо. Тимур Кулов её и сказал - и своим спектаклем, и в двух словах после псковского показа: «Отец - это событие, а мама - как воздух, которого мы не замечаем». Вот и зритель «Приключений Рустема» совершенно по-детски долго не замечает, что с ним играют. Честное слово, просто по-настоящему играют! Потому что берегут. И готовят к принятию уже случившегося страшного, сохраняя возможность дышать. Готовят к тому самому прощению и прощанию, без которых мир не наступает.

Волки и… волки

Спектакль «Лютый» по рассказу классика казахской (и мировой) литературы Мухтара Ауэзова (его своим творческим наставником считал Чингиз Айтматов) Тимур Кулов поставил в Акмолинском русском драматическом театре (Кокшетау, Казахстан). Жанр определил интригующе: драма, вестерн. Но логично, ведь «степь да степь кругом», почти прерии! Посередине этой бескрайности торчит салун, и туда шумно вваливается компания джентльменов (одна леди тоже была), одетых как будто они однажды в Америке уже пришли к успеху. И козырьки-то у них острые, и шляпы-то многозначительно надвинуты или лихо заломлены. И вроде люди как люди, но одно неосторожное движение… хозяина салуна, бармена? В программке он обозначен Музыкантом (Ерсайын Нуриманов), и ты понимаешь - волки. Никто ни на кого не бросается, но как по-звериному они замирают! Как осторожно Музыкант показывает им руки без оружия, как аккуратно накидывает белое полотенце на предплечье - как белый флаг. И как они потом не по-человечески жрут из мисок…

Кулов из своего режиссерского метода не делал секрета для псковских зрителей: главное, придумать начало и финал. И псковичи убедились, он действительно мастер захватывающего подхода к теме и острой, неожиданной развязки - филологи назвали бы это «пуант». При этом сюжет «Лютого» известен многим зрителям в возрасте 40+. И, если его коротко пересказать, то всё страшно и просто: люди разорили волчье логово, убили щенков, а одного спас и воспитал добрый мальчик Курмаш (Жеке-Батыр Камен). Назвал Коксерек, Серый Лютый, в нашем случае просто Лютый (Мадияр Жакып). Волк вырос, сбежал в степь, а потом убил мальчика. А люди убили волка. Итого: не пускай волка ни в аул, ни в юрту, потому что он волк, не нарушай разумное устройство жизни. Какие могут быть «пуанты»?

Но эти ребята вместе с Тимуром Куловым рассказывают более сложную историю.





Когда видишь это море бушующего тестостерона на сцене, почему-то думаешь: да, есть волки, есть люди. Но овец режут и те, и другие. Такая вот общность интересов. А еще люди убивают волков, но для того, чтобы волк убил человека, должно что-то произойти. В спектакле мы видим нечеловеческие мучения Лютого, переживающего убийство своей волчицы (Елена Василевская), бросившейся спасать щенков. И его немой крик, когда за стеной люди походя, травя самые пошлые и несмешные анекдоты, убивают этих щенков: раз - удар шляпой по стене, так что из нее пыль легким облачком, как будто действительно звериная душа отходит, два - в мешок. И всё это под: «Моя жена недавно сломала подбородок. Но это ничего, у нее второй есть»… Всё это, конечно, не о волках. И спектакль не «заставляет задуматься», он заставляет мучительно размышлять: как разорвать этот круг самовоспроизводящегося насилия, по которому бегают так похожие друг на друга герои (то ли волки, то ли люди), уверенные, что у них нет другого выхода.

Кстати, на обсуждении сказали, что Кулов поставил в Акмолинском театре «Волки и овцы». «У вас там дилогия?» - пошутил профессиональный зритель Юрий Стрекаловский. «Трилогия», - пошутили ему в ответ. Оказалось, не пошутили.

Хорошее отношение к лошадям

Если бы не блестящая лекция Нияза Игламова «Тимур Кулов: режиссер меж двух культур», возможно, «Станционный смотритель» от того же Акмолинского русского драматического театра смотрелся по-другому (лично мною). Но вот запал в память не самый важный тезис: Кулов не повторяется, ему подвластен любой материал и любой жанр. А уж как запал в сердце «Лютый»! Может, поэтому, как только на экране появились титры «История, рассказанная почтовыми лошадьми», шевельнулся в сердце (а в нем «Лютый», да) холодок предубеждения: вчера волки, сегодня лошадки, так мы с вами до мышей…

Анекдоты, кстати, тоже были. Один, от ротмистра Минского. В этой роли мы увидели Тимура Валиева, накануне игравшего Охотника в «Лютом», и там он рассказывал точно тот же самый, только вместо ложки была вилка; вместо косоглазого охотника, которого разорвало, когда он пошел, куда глаза глядят, в «Станционном смотрителе» была косая лошадь. Впрочем, все мы немножко лошади (и волки): не исключаю, что такая цитата, да еще в исполнении Валиева, была просто дружеским подмигиванием фестивальной публике, а не фестивальная, может, и «Лютого» не смотрела, и анекдотом осталась вполне довольна. Мелочи это всё. Потому что есть в спектакле моменты обжигающие, Кулов - мастер финала, это мы уже затвердили.





И у него Самсон Вырин (Владимир Овчинников) - человек совсем не маленький. Он и у Пушкина в начале дела бодр и свеж, а у Кулова просто физически мощен. Режиссер из «длинного зеленого сюртука с тремя медалями на полинялых лентах» умудрился вырастить героического воина в отставке, который каждый вечер под стакан мучает любимую дочь Дуню (Оксана Науменко) воспоминаниями о главном событии своей жизни, то есть о войне. А, когда дело доходит до финала, и жена пивовара (Нургуль Джунусова), занявшего выринский дом, передает доброй красивой барыне записки её отца, тут уж только руками развести. Потому что покойный Самсон Вырин пропил, видимо, всё, кроме ума и сердца: «Ты бежала не к кому-то, ты бежала от меня». И такая это трогательная выходит история, с какой стороны на нее не посмотри, что я почти не удивилась, заметив плачущих соседей по ряду.

У меня тоже была бабушка

У актрис Буинского государственного драматического театра (Татарстан) из спектакля «Жребий» одной из поставленных режиссером задач было как раз не реветь. Материалом для драматургической основы стали реальные интервью татарских бабушек, в том числе, и родных актрисам из Буинска. И, когда на сцене появляются шесть старушек, обливается сердце горячей кровью: наши, свои, моя. Всё узнаваемо, всё было - и платки такие же, и пальтишки. И половичок полосатый под их ногами, такой и сейчас в бабушкином доме на полу…





Бабушки, между тем, татарские, они пришли исполнить свой последний долг перед скончавшейся подругой, посидеть с ней ночь перед похоронами. Вспоминают, как жили, кого любили, кого потеряли. Обращаются друг к другу нежно: «Девочки». Ругаются, в том числе на политической почве, рассказывают анекдоты, признаются в стыдном, выплакивают страшное - всё, что обычно происходит в женских компаниях любого возраста, хоть в роддоме, хоть у смертного одра. И поют, как они поют! Мелькают, конечно, слабые предположения о том, что происходит на самом деле, когда в их беседу вклиниваются умеренные дозы мистики: внезапно включающееся радио, передающее то речь Сталина, то «кукурузника», вой ветра, внезапный тихий нездешний свет, который и позволяет понять: они не прощаются, они встречают. И уходят вместе с последней остававшейся здесь подругой в этот свет, на глазах молодеющие, легконогие, с торчащими косичками.

У Тимура Кулова идея спектакля родилась, когда он вот также сидел ночь, прощаясь со своей бабушкой… Девочки (сейчас про актрис) спектакль очень любят, хотят играть и играть, сколько время позволит. Но признаются, что зрители воспринимают его по-разному, и в городах лучше, чем на селе. Были и в Пскове трудности восприятия: спектакль идет на татарском, и синхронный перевод кажется слишком литературным, почти академичным, заметно, что настоящая речь героинь живее, проще и богаче. Но спектакль удивительный. Как и театр, который работает в городе с населением около 17 тысяч человек!

Теперь и мы с «Носом»

За пять дней фестиваля у зрителей появились свои фавориты среди спектаклей. Но последняя фраза, понятно, запоминается лучше, да и «Нос» Тимура Кулова по Гоголю, поставленный в петербургском ТЮЗ имени Брянцева, – это, безусловно, мощный спектакль. Едва подняв глаза на сцену, средний пскович узнает типичный бар на Рубинштейна со стойкой как проспект, и со стенами, как борт военного корабля. Город видим, слышим и даже ощутим, вся сценография как будто напоминает, что у псковского зрителя есть некоторое преимущество: сел на «Ласточку» и вновь встретился с несчастным майором Ковалевым, роль которого режиссер разделил между двумя актерами.





Ведь пропажа носа Ковалева знаменуется превращением: из брутального франта (Дмитрий Ткаченко) в несчастного взъерошенного воробья (Анна Лебедь), который сам себя гоняет по городу. Нос, кстати, тоже не процветает: Дмитрий Ткаченко превращается в такого Франкенштейна или космического таракана из «Людей в черном», что хочется Ковалева даже утешить или предупредить: беги, зачем тебе это?

Арт-директор псковского театра Андрей Пронин таким взглядом на спектакль и поделился: распадающиеся отношения, в которых женщина пытается непременно удержать мужчину, вновь с ним слиться, приставить к прежнему месту. Если вы хотите убедиться в справедливости этой точки зрения или заиметь собственную, то теперь надо ехать в Питер, оно того стоит. Хотя можно и не успеть: у прекрасной Анны Лебедь скоро другая премьера, одна из самых важных в жизни, а без нее так трудно представить этот «Нос».

***

После напряженной фестивальной жизни Псков или, по крайней мере, наш театр тоже трудно представить без Тимура Кулова. И даже если бы не было обсуждений и объяснений, мы бы, конечно, всё равно поняли: молодой режиссер (находящийся на минуточку в ответственном для художника в России возрасте – 37 лет) очень талантлив. Его «Нос» давно дорос до такого монофестиваля, как и другие работы. Поэтому ожидания от его будущего спектакля в Пскове самые теплые. А, может, и завышенные. Но Кулов наверняка их оправдает. Он вообще человек крепчайшего душевного здоровья: почти ежедневно выслушивать, что «никакой он не великий, а всего-навсего выдающийся», и не подхватить что-нибудь звездное, не каждому дано.

И про Кулова благодаря фестивалю как-то стало очевидно еще одно, возможно главное: он хороший человек. Спросите, какое до этого дело зрителю, лишь бы поставил что-то увлекательное? Так ведь сказываются на конечном творческом продукте человеческие качества, еще как сказываются. У Кулова в каждом спектакле мы видели умное, спокойное внимание ко всему маленькому, негероическому, незаметному, без чего (или точнее - кого) миру не стоять. Тимур Кулов, выражаясь старомодно, гуманист. Он нужен везде и всегда, сейчас особенно.

К слову, у «Каиновой печати» есть второе название: «Не убий».

Елена Ширяева

Фото пресс-службы Псковского театра драмы
Ria.city

Читайте также

Интернет |

Bluetooth-сканер штрих-кодов SAOTRON P04 на базе CMOS-матрицы

Блоги |

Подарки для юных пациентов передали единороссы в медучреждения Великих Лук

Блоги |

Сирингарий, батут и спортплощадка: сквер на Сиреневом бульваре в Пскове готов к приемке

Новости России

В Подмосковье сотрудники ОМОН «Пересвет» Росгвардии провели для студентов экскурсию по подразделению

«Президентик в своей стране»: что известно о многоженце Иване Сухове и его большой семье

В Подмосковье сотрудники ОМОН «Пересвет» Росгвардии провели для студентов экскурсию по подразделению

Инфекционист Мескина рассказал, чем опасен ботулизм и где им можно заразиться

Все города от А до Я

Щелкунчик с Фарухом Рузиматовым на сцене Александринского театра Санкт- Петербурга  

Стартовало голосование премии Metaratings Top Awards

В Подмосковье сотрудники ОМОН «Пересвет» Росгвардии провели для студентов экскурсию по подразделению

По фиксированной цене: как в России будет работать лизинг жилья

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Дима Билан

«У меня его не было»: Дима Билан не может позволить себе отпуск

Авто в России и мире

“Сейчас она нуждается в защите”, – за затравленную Анну Седокову вступилась Волочкова

Памфилова заявила о неготовности России к масштабному электронному голосованию

Проект Святой Ленин на линии Президента: ПРЕЗИДЕНТЫ ВСЕХ СТРАН ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ И ОБЪЕДИНЯЙТЕ ОБЩЕСТВА ХОРОШО! Россия, США, Европа могут улучшить отношения и здоровье общества?!

Зимние ритмы: В Москве пройдут новогодние танцы в стиле ретро

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
WTA

Эрика Андреева проиграла в финале турнира WTA 125 в Лиможе в парном разряде


School and road closures in Manitoba on Monday

French mass rape trial adjourns ahead of verdict expected on December 19

Steve Smith breaks Steve Waugh's record

Bumrah bowls a double wicket over for 12th five-wicket haul