Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
27
28
29
30
Происшествия |

КУДА УШЛА КАРИКАТУРА?

КУДА УШЛА КАРИКАТУРА?

18 апреля в здании ДК МЭИ прошла выставка «Энергия юмора», на которой вниманию зрителей представлено более 150 работ ведущих российских художников-карикатуристов.

В связи с открытием выставки ректор МЭИ Николай Рогалёв сказал: «Работы художников-графиков, дизайнеров, плакатистов всегда были на острие современности, их работы были социально-политическим осмыслением, некой «изюминкой» в выставочной деятельности и всегда привлекали большой интерес. Карикатура – это аналогия графического рассказа с обострённым комическим эффектом и неожиданными сопоставлениями».

Хорошо сказано, но уважаемый учёный-энергетик почему-то использовал прошедшее время: «всегда были», «привлекали»… А, может быть, это не случайно? Попробуем порассуждать на тему, что такое карикатура сегодня, и является ли она чем-то «обострённым» и каким-то «осмыслением»…

ДВА ТРЕВОЖНЫХ ФАКТА

К сожалению, практически все ныне живущие и работающие карикатуристы представили на выставку свои старые работы, то есть никакого осмысления, ныне происходящего в мире, мы не увидели. Тем более – социально-политического осмысления. Большинство работ – это безобидные изошутки или иллюстрации каких-то незначительных проблем с позитивной точки зрения. По сути, это графические анекдоты, да ещё и зачастую с поясняющими смысл «картинки» текстами.

Карикатуры 4.JPG
Совершенно секретно

И невольно возникает вопрос, а что такое карикатура в нашей стране сегодня? И вообще – существует ли она как сатирически-юмористический жанр?

Первое, что бросилось в глаза – это возраст участников выставки. Самый молодой 1977 года рождения, то есть ему уже «под пятьдесят». А кому-то уже далеко за семьдесят и даже больше. Молодых художников-карикатуристов нет, и это очень тревожный факт. Видимо, молодёжь не видит в карикатуре возможности выразить себя. И, как контраст, устный юмор – в том же стендапе молодёжь доминирует и выглядит это порой очень даже остро.

Второй тревожный факт: среди 46 участников выставки оказалась лишь одна женщина, то есть никакого женского взгляда в современной карикатуре нет (в отличие от того же женского стендапа, который вполне себе процветает).

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Если вспомнить времена Советского Союза, то тогда карикатуру называли сатирой. Она была «острым мечом партии», и советские сатирики этим гордились. Они хорошо делали свою работу и получали за это всевозможные государственные награды. Например, Борис Ефимов, тоже, кстати, представленный на выставке в ДК МЭИ в качестве «мэтра», был академиком, Героем Социалистического Труда, народным художником СССР, лауреатом Государственной премии СССР и двух Сталинских премий. Сатирики были на гребне событий: как говорится, утром в газете – вечером в куплете.

В СССР карикатуры в основном публиковал журнал «Крокодил», и за них очень хорошо платили. А кто публикует карикатуры сегодня? И сколько за них платят? Слёзы… И, может быть, именно поэтому молодёжи карикатура неинтересна?

Карикатуры 3.JPG
Совершенно секретно

Но и в СССР всё было не так просто, как может показаться. Об этом мало кто знает, но «маститые» карикатуристы не сами придумывали темы для своих сатирическо-юмористических рисунков, за них это делали молодые и никому не известные авторы, фамилии которых оставались неизвестными. Совсем как в сценическом творчестве, где тот же Аркадий Райкин всегда читал тексты неизвестных авторов, в том числе Михаила Жванецкого.

При Советском Союзе в «Крокодил» молодым было не попасть, а когда СССР не стало, не стало и самого «Крокодила» (лишившись финансирования, он смог просуществовать какое-то время, а затем был продан какому-то банку, окончательно похоронившему журнал). Зато появился и какое-то время процветал знаменитый некогда Клуб карикатуристов газеты «Московский комсомолец», из которого, собственно, и вышло подавляющее большинство участников выставки в ДК МЭИ. Членством в этом клубе нынешние 60–70-летние дяденьки до сих пор гордятся.

Появилась и ещё одна отдушина – возможность легально участвовать в международных выставках и конкурсах карикатур. А то ведь как до этого было. В далёком 1975 году художник-карикатурист Сергей Тюнин отправил свою работу на конкурс, проходивший в Западном Берлине. Кто-то из советских журналистов, аккредитованных на конкурсе, аккуратно переписал фамилии всех советских участников и отправил «куда следует». И с Тюниным поступили ещё гуманно: в родной «Смене» его пригласили на партсобрание и объявили строгий выговор.

Когда дали возможность участвовать, многие «бывшие советские» ею воспользовались и достигли в этом деле феноменальных успехов. Например, Михаил Златковский смог получить около 350 международных и национальных наград в карикатуре, и как венец признания – Орден Почётного легиона. Да что там орден… Согласно опросу, который некогда провели среди профессиональных художников всего мира, Михаил Златковский был признан «Лучшим карикатуристом всех времён и народов».

ИЗОЩРЁННЫЙ ПОКАЗ КУКИША В КАРМАНЕ

Как рассказывает Михаил Златковский, многие в СССР долгое время рисовали карикатуры «в стол». Их нигде не печатали, и постепенно возникла удивительная субкультура. Карикатуристы (тогда молодые и активные) неформально общались, обменивались новыми идеями и даже устраивали выставки.

Карикатуры 2.JPG
Совершенно секретно

Михаил Златковский вспоминает: «Это была захватывающая атмосфера игры с огнём. Нас постоянно вызывали в КГБ и отделы культуры, прорабатывали... И в то же время всё, чем мы, в сущности, занимались, так это изощрённым показом кукиша в кармане. В своих рисунках я никогда не занимался конкретикой, и это меня спасало. Однажды опубликовали мой теперь уже знаменитый рисунок, с которого началась целая серия знамён других художников: человек с отрубленной головой гордо несёт огромное знамя. При более внимательном рассмотрении знамя оказывается топором. Но достаточно было бы мне покрасить этот топор в красный цвет – и суд был бы неминуем. Когда же мне при очередном вызове в компетентную организацию говорили: дескать, этот рисунок с топором против советской власти, я отвечал: ничего подобного! На знамени нет ни одного советского цвета!»

А в конце 1980-х годов новый Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв стал активно ездить на Запад, пропагандируя «социализм с человеческим лицом». На одной из зарубежных пресс-конференций его спросили, почему в Советском Союзе до сих пор нет ни одной карикатуры на действующих членов правительства. Буквально на следующий день Михаилу Златковскому позвонили из АПН и попросили нарисовать карикатуру на Горбачёва.

СКРЫТАЯ ЦЕНЗУРА И САМОЦЕНЗУРА

При Советском Союзе мощно работала цензура. А что сейчас? Сейчас вроде бы централизованной цензуры нет. И в то же самое время она есть, но только она видоизменилась. Михаил Златковский поясняет: «Вместо неё у нас есть цензура пожарной инспекции... Или цензура налоговой полиции». Что это значит? Это значит, что сегодня ты публикуешь сатиру на правящую элиту, а завтра в редакцию придут пожарные инспекторы или налоговики, и они обязательно отыщут что-то, за что можно будет прикрыть офис.

В 2015 году художник-карикатурист Алексей Меринов из «Московского комсомольца» говорил: «Над каждым СМИ в случае чего висит угроза двух предупреждений, после которых газету могут прикрыть, и приходится как-то крутиться, изворачиваться. Ведь политическая сатира и карикатура по определению кого-то обижает, а если этого не происходит, то значит, это уже не сатира и не политическая. Но ведь и совсем уж её изничтожить вроде как нельзя, иначе какая же свобода слова – вот такой парадокс».

В середине 1990-х годов у Алексея Меринова было несколько судов по его карикатурам. Это были гражданские процессы, то есть сажать его не собирались, но крупные штрафы были – и не один раз.

В результате сама собой появилась жёсткая самоцензура, основанная на страхе. И именно поэтому многие карикатуристы либо уехали из страны, либо опустили руки и нашли себе другую работу, а редакторы газет и журналов предпочитают вообще не публиковать острые злободневные карикатуры – чтобы спокойнее спать.

Фото_08_22_Кар.jpg
Совершенно секретно
 

Типичный пример: во время Октябрьского переворота 1993 года, когда внутриполитический кризис в России довёл до вооружённого противостояния на улицах Москвы, в «Коммерсанте» ежедневно выходила одна и та же карикатура Андрея Бильжо: за столом сидит его знаменитый персонаж Петрович и всем объявляет: «Извините, Петровичу сегодня не до карикатур». а что за границей?

А ЧТО ЖЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ?

Там вроде бы карикатуры остались – профессионально нарисованные и на любые темы. В большинстве своём ангажированные, то есть пропагандистские, а зачастую – просто вульгарные и пошлые. Но они есть. Как говорится, на любой вкус.

Очень характерный пример – французский еженедельник «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo), известный своими карикатурами и комиксами сатирического характера. Политика этого издания всегда строилась на свободе слова и сатире на остросоциальные темы. Редакция позволяла себе высмеивать высокопоставленных политиков и прочих известных личностей, и карикатуристы издания не гнушались даже тем религиозного характера. Они рисовали карикатуры на пророка Мухаммеда и говорили, что шутить можно абсолютно над всем и надо всеми. Естественно, такая позиция повлекла за собой поток негатива со стороны определённой части общественности и ряд серьёзных конфликтов.

Первое серьёзное нападение на редакцию произошло в ноябре 2011 года, когда после ряда провокационных карикатур и угроз, радикалы забросали здание редакции бутылками с зажигательной смесью. Здание полностью сгорело, а спустя сутки вышел номер, который был переименован в Charia Hebdo, что означает «Еженедельник шариата». На обложке номера был изображён пророк Мухаммед, который говорил: «Сто ударов кнутом тому, кто не умрёт от смеха».

Карикатура 1.JPG
Совершенно секретно

А 7 января 2015 года на редакцию было совершено полноценное вооружённое нападение. Несколько религиозных экстремистов с автоматами и гранатомётами ворвались в здание редакции в Париже и открыли стрельбу, в результате чего погибло 12 человек, включая двух полицейских, главного редактора журнала Стефана Шарбонье и карикатуристов Жоржа Волински, Жана Кабю и Бернара Верлака. Не менее пяти человек получили ранения. По словам очевидцев, нападавшие выкрикивали исламистские лозунги и угрожали отомстить за пророка Мухаммеда.

Великий Вольтер говорил: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». После случившегося с «Шарли Эбдо» этот афоризм перестал быть актуальным. После зверского убийства его сотрудников корреспондент российского телевидения спрашивал на парижских улицах: «Почему экстремисты не поняли журналистских шуток?» И один француз ответил: «Потому что они узколобые». Ответ получился двусмысленный: кто имелись в виду – экстремисты или шутки карикатуристов…

И тут возникает ещё ряд вопросов. А всегда ли хорош смех, и над всем ли можно смеяться? Является ли признаком большого ума шутить над теми, кто шуток не понимает? И не провоцирует ли вседозволенность, которую называют свободой слова, экстремистов на подобные ответные действия?

КОМУ СЕЙЧАС НУЖНЫ ОСТРЫЕ КАРИКАТУРЫ?

Сейчас среди российских художников-карикатуристов нет откровенных диссидентов. По понятным причинам. В равной степени нет в России и политической карикатуры, зато есть карикатура, не менее ангажированная и пропагандистская, чем на Западе.

Любая борьба – это дело молодых. Как поётся в одной известной песне – «лекарство против морщин». А современные карикатуристы уже все седые и больные, и им не до борьбы. За карикатуры неприлично мало платят, и на гонорары за них сейчас не проживёшь. И международное признание для россиян сейчас по понятным причинам практически исключено.

Карикатура 5.JPG
Совершенно секретно

Термин «карикатура» – это производное от итальянского слова caricare, что означает «нагружать» или «преувеличивать». И подразумевается, что данный жанр передаёт социально-политические факты в несколько искажённой интерпретации. То есть это иллюстрация, воплощающая авторскую оценку каких-то событий или высказываний известных личностей.

Без карикатур жить скучно и пресно. А если мы живём в такое время, когда трудно определить – карикатура это (то есть преувеличение) или настоящая жизнь? Вот почему в СССР были карикатуры на взяточников, на чиновников и на казнокрадов, а сейчас их нет? Они что – все вывелись? Да нет, их стало даже больше, чем было. И почему раньше была «Масяня» и передача «Куклы», а теперь их нет? Складывается впечатление, что карикатуры, нарисованные во времена «Крокодила» или в 1990-е годы, актуальны и сейчас, и в них легко можно угадать настоящее.

За собственную моральную позицию всегда приходится платить. Что такое добро, а что такое зло – это сейчас каждый решает сам. И дело тут вовсе не в идеологии. Её вроде бы нет. Только вот чем обернулась объявленная Михаилом Горбачёвым свобода слова? Закрылся один журнал, другой, третий… А выстоять смогли только те издания, которые имели и имеют серьёзную спонсорскую подпитку. А у спонсоров – своя идеология, и кто платит, тот и заказывает музыку. И острые карикатуры просто перестали быть нужными.

Это печально, но факт. Острые карикатуры сейчас в России ещё появляются, но в основном завуалировано, намёками, с использованием «эзопова языка», маскирующего идею автора. Всему этому карикатуристы научились ещё во времена Советского Союза.

Фото_08_23_Кар.jpg
Совершенно секретно
 

Как сказал недавно ушедший от нас карикатурист Сергей Репьёв, «карикатура и сейчас, как в советское время, может быть «завуалированной» дающей зрителю повод задуматься», но на самом деле, «больной скорее мёртв, чем жив», и «карикатуристы есть – спроса на карикатуру нет». И причина этого, разумеется, не в том, что таланты измельчали, а перо карикатуристов стало менее острым и злободневным. Проблема в другом. Главное заключается в том, что у карикатуристов не осталось стимулов к работе: карикатура в печати практически вымерла, а в Интернете сегодня авторам карикатур если и платят, то чисто символически, и уход якобы в современные технологии – это вынужденная мера, необходимость. Как очень верно отметил питерский карикатурист Виктор Богорад, «радости мало, но такова правда жизни».

Вот и собираются традиционно в апреле старые карикатуристы, у которых квартиры заставлены покрытыми пылью призами и дипломами международных и национальных конкурсов, а коробки на балконе забиты каталогами самых престижных выставок. Им приятно иногда пересечься и повспоминать о тех временах, когда карикатура была кому-то нужна. О своих былых достижениях помнят только они сами, а их самих становится с каждым годом всё меньше и меньше. Один за другим уходят заслуженные ветераны карикатуры, а новых звёзд не появляется. Да и откуда им взяться, если карикатура у нас в стране постепенно превратилась в некое подобие старинных танцев типа польки или мазурки, про которые все что-то слышали, но которые никто уже давно не танцует.

Ria.city

Читайте также

Блоги |

Бюджетный салат Дружба - съедается весь без остатка!

Блоги |

Почти 700 метров ветхих сетей в Томске отремонтированы в этом году

Блоги |

Более четырех миллионов рублей лишились жители Псковской области после общения с мошенниками

Новости России

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области информирует: В Московском регионе более 62 тысяч семей распорядились материнским капиталом через банки

Более чем на 13 процентов вырос товарооборот Москвы и Вьетнама в 2023 году

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области информирует: Более 12 тысяч жителей Москвы и Московской области получают повышенную пенсию за работу в сельском хозяйстве

Преимущества карты строек жилых и промышленных объектов в России

Авторские новости

Сергей Лёвкин: в Градостроительном комплексе открыли набор на целевое обучение

Певица Наталья Самойлова презентовала новый клип «Голос природы»

Как выбрать лучший строительный субподряд

Преимущества карты строек жилых и промышленных объектов в России

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Игорь Бутман

Леонид Агутин и Игорь Бутман выступят на фестивале «Ангара-Джаз» в Иркутске

Авто в России и мире

Жителей Дзержинска обеспечат надежным электроснабжением

Рольворота ворота где купить в Краснодаре?

Итальянский бренд обуви и верхней одежды Geox представил новую линейку сникеров

Двое мужчин решили позагорать в откровенных плавках на детской площадке в Москве

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
Новак Джокович

Джокович прилетел из Лондона на игру сборной Сербии с датчанами


Meet Slovenia’s gorgeous Wags, from a mummy blogger and influencer to a professional tennis star

Who could England get next in Euro 2024 knockout stage after going through to last-16?

Commentator’s curse strikes immediately as LIV golf hothead Tyrrell Hatton swears live on TV after losing it at the WIND

Rashan Gary Showed No Concern When Asked About Caleb Williams