Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Январь 2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Происшествия |

Пивная магия, поклонение змеям и оборотням как стражам церкви: на что было похоже балтийское колдовство

Мы путешествовали по средневековой Ливонии и Восточной Пруссии - регионам, которые включают в себя современные Латвию, Литву, Эстонию и Калининградскую область. Именно там мы открыли для себя увлекательный и иной подход к колдовству по сравнению с Западной Европой, где языческие традиции испытывали лишь поверхностное влияние христианства. К сожалению, нам пришлось отложить в сторону "Маллеус Малефикарум" Генриха Крамера, чтобы рассказать вам о балтийском колдовстве.

Предыстория: насаждение христианства Тевтонским орденом

Для того, чтобы понять особенности балтийской магии, стоит слегка пробежаться по истории региона. Изначально на территории Ливонии и Восточной Пруссии жили различные балтские племена со своим укладом и языческими верованиями.

Все было неплохо — дружили, воевали — пока в 1206 году не вышла булла Папы Иннокентия III о христианизации пруссов и не начались крестовые походы, по итогу которых земли язычников были захвачены Тевтонским орденом. В процессе этих завоеваний насильственно насаждалось христианство и постепенно верхушка балтских племен переходила в веру завоевателей. Но среди простого народа язычество, конечно, продолжало процветать. 

Священные рощи и домашние змеи — особенности балтийской магии

Как пишет историк Владимир Перцев в статье «Культура и религия древних пруссов», многие немецкие хронисты сообщали, что пруссы, самаиты, литовцы, русины и ливы, несмотря на христианизацию, тайно почитают языческих богов и проводят обряды на похоронах, свадьбах и при поминовении усопших. Даже в XVI веке пруссы считали, что жертвоприношения козлов и быков, а также походы в священные рощи и почитание змей являются нормальной частью христианства.

Священные рощи были важной частью культа балтских племен, причем входить туда чужому было смертельно опасно. Например, в 997 году Адальберт Пражский, решивший первым христианизировать пруссов, получил копьем в бок за святотатство — он по незнанию вошел в священную рощу. 

Еще в XVI веке имело место почитание священных деревьев. Как рассказывает историк Ксения Чепикова в лекции «Балтийское колдовство: ведьмы и вервольфы», в 1541 году епископ Тидеман Гизе приказал срубить священный дуб, которому местные до сих пор поклонялись.

Не менее ярким и живучим у балтийских народов было поклонение змеям. Доктор исторических наук Фрида Гуревич в статье «Древние верования народов Прибалтики по данным «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского» пишет, что еще в конце XVI века народ в Литве боготворил черных ужей. По ее словам, там до сих пор считается грехом убить ужа, а сказки тех мест описывают красоту ужиного царя, его переливчатую чешую и алмазный гребешок, а также умение жутко свистеть.

Дин Батерст Джон в книге «Культ змея в Европе» приводит слова средневековых хронистов, согласно которым каждый домовладелец, неважно, дворянин он горожанин или крестьянин, держал дома змею. Она жила у него в углу в соломе, он ее кормил и приносил ей жертвы, считая чем-то вроде домашнего божества-покровителя. 

Но, если змей старались не убивать, то при любой проблеме можно было принести в жертву козла, свинью или быка.

Бык с пивом против поляков

Принесение в жертву прибалтийскими язычниками животных отмечали еще при насильственной христианизации. Например, Фрида Гуревич в вышеназванной статье упоминает, что в 1211 году эсты перед нападением на немецкий замок Беверин закалывали быков и других животных. По тому, на какую сторону животное падало, гадали об удаче похода. В 1212 году ливы после победы над христианами умерщвляли собак и козлов. Причем части жертвенных животных бросали в лицо пленным.

Но и в XVI веке, уже в христианизированной Прибалтике, продолжались жертвоприношения. Ксения рассказывает о суде в 1571 году в Лабиау (ныне Полесск), над крестьянином Михаэлем Вархафтихом за принесение в жертву козла. Мужик пытался таким образом спастись от свирепствующей в местности чумы, задобрив языческую богиню Диедевейте. 

В том же веке местные крестьяне проводили обряд после окончания полевых работ. Выводили быка, и все бросались на него с палками и кольями, забивая до смерти и приговаривая прошения к богам. Мясо затем жарили, часть съедали, а часть закапывали в землю как подношение. 

Самое же яркое применения языческой магии с жертвоприношениями произошло в 1520 году. Лукас Давид в своей «Прусской хронике» изданной в 1583 году описывает такой случай. 

«Прусская хроника»

Во время очередной разборки с поляками магистр Тевтонского Ордена в Пруссии Альбрехт очень сильно опасался высадки их десанта с кораблей в Самланде и Кенигсберге. Поэтому, когда к нему пришли два крестьянина и заявили, что у них есть знакомый, который обещает разобраться с проблемой, он воспринял это как отличный выход из положения. Прибыл некто Вальтин Суплит или Соплет и потребовал черного быка и два бочонка пива. 

Получив искомое, он отправился на пляж в окружении местных крестьян и принялся за дело. Под странные пляски Соплета и молитвы прусским богам быка зарезали, его кости и внутренности зарыли на пляже, а мясо сварили и употребили под пиво.

И — о чудо! На следующий день прибыли польские корабли, но никто с них так и не высадился и вскоре они отбыли восвояси. Уважение к Вальтину, который оказался вайделотом (языческим жрецом), взлетело до небес. Правда, вскоре выяснилось, что у заклинания был побочный эффект — рыба тоже отошла от берегов и начинала ловиться только после отметки в пять миль. 

Магистр Тевтонского Ордена в Пруссии Альбрехт

Соплет признался, что не подумавши во время заклинания запретил всем приближаться к побережью, а не только врагам. Но он был готов все исправить. Для этого ему нужна была черная свинья и неизменные два бочонка пива. Получив их, он отправился на пляж в окружении крестьян, предвкушающих зрелище и пирушку. Они не прогадали: свинью зарезали, вымя ее выкинули в море, а остальное съели под пиво. Рыба вернулась, но у этого заклинания оказался еще более неприятный эффект: о нем узнал местный епископ и впал в гнев, ведь святотатство творилось прямо в праздник Святой Троицы. 

Вальтина и участников обряда в количестве семидесяти трех душ из восьми деревень приволокли в его замок. Там всех раздели до нижних рубах, одну руку привязали к телу, а во вторую дали плеть. Соплету на голову нахлобучили бумажную корону, расписанную чертями и свиньями. В таком виде их провели в церковь и выстроили перед алтарем. Пастор прочитал гневную проповедь, причем чтобы крестьянам, коих набилось полная церковь, было понятно — читал на прусском. Затем Соплета поставили к столбу и каждый из семидесяти трех участников, проходя мимо него, хлестал розгой. А когда Вальтин дернулся и с него свалилась корона, ему дали еще сто двадцать ударов.

Н.К. Рерих «Вайделоты»

Так и закончились приключения вайделота-спасителя отчизны. Самое же забавное, что развалины церкви до сих пор сохранились. На них можно посмотреть, если будете в поселке Романово Калининградской области. 

Но не только змеями и вайделотами известна балтийская магия. Есть там еще одна достопримечательность — вервольфы. 

Будни ливонского вервольфа

Мы уже описывали западноевропейское восприятие оборотней в статье про ведьмозверей. Но вот в Ливонии к ним относились по-иному. Во-первых, их практически не судили и не казнили. Во-вторых, если в Западной Европе оборотничество считалось прерогативой колдунов, продавших душу дьяволу, то в Ливонии это было скорее некое природное колдовство, не связанное напрямую с сатанинскими обрядами. В-третьих, если на западе вервольфами в основном были мужчины, то здесь женщины также неоднократно были замечены в превращении в волков. 

Шведский церковный деятель Олаф Магнус, издал в 1555 году книгу «История северных народов», где три главы посвятил вервольфам в Ливонии. Среди всех его баек есть одна особенно забавная. Как писал Олаф, на границе Литвы, Самогитии и Куронии есть старинный замок, в чьих развалинах собираются тысячи оборотней. Они состязаются в ловкости, прыгая через стену. А кто окажется слишком слабым или слишком жирным и не сможет — того лупят плетью.

Ксения в вышеназванной лекции приводит еще несколько баек про вервольфов тех времен. Очень распространена была тогда история про бедного крестьянина, у которого нечего было есть, и его жена, обратившись в волка, крала скот в стаде феодала с риском для жизни.

Также однажды крестьянину из Хайлигенбайля (нынешнее Мамоново) понадобилось ехать в город через жуткий лес, наполненный волками. К нему в телегу напросился нищий и добродушный смерд взял его. И не прогадал — тот оказался оборотнем и дал в благодарность за поездку пару волков, которые отгоняли диких собратьев от крестьянина и проводили его через лес. 

Иллюстрация из «Истории северных народов»

А в Лабиау жила старая уродливая женщина-оборотень, которая ходила по домам и просила молока. И если ей отказывали — заколдовывала хозяевам корову.

Самым же известным ливонским оборотнем был дед по имени Тисс.

Тисс — оборотень и «пес Господень»

Дело было в 1691 году в Юргенсбурге. Как утверждает голландский историк Виллем де Блекур в книге «Путешествие в ад: переосмысление ливонского «Оборотня»» восьмидесятилетний Тисс по фамилии Кальтенбрун был допрошен судом как свидетель по делу об ограблении церкви. 

Как рассказывает Ксения, при принесении им присяги один из свидетелей начал откровенно скалиться и хихикать. Когда раздраженный судья спросил, над чем тот смеется, он ответил: «впервые вижу, что вервольф в суде клянется именем Господа».

Теперь вопросы возникли уже к деду, и тот спокойно рассказал, что он оборотень, получил это умение через заговоренный напиток и до сих пор не может от него избавиться. Что они бегают стаями по двадцать-тридцать особей, среди них много женщин. Они убивают мелкий скот и жарят его на вертелах, а не пожирают сырым, как немецкие вервольфы.

Более того, они никакие не сатанисты, а настоящие «псы Господни» и по нескольку раз в год спускаются в ад, который, кстати, находится недалеко от дома председателя суда, чтобы биться с ведьмами и колдунами и вернуть урожай, ибо иначе наступит голод. А после смерти он обязательно попадет в рай.

Видимо так дед представлял свою битву с ведьмами

Судья оторопел от столь безумного заявления и попытался уточнить у свидетелей, не считают ли деда безумцем. Но те ответили, что Тисс всегда был адекватным и никогда не демонстрировал признаков старческого слабоумия. В итоге за оборотничество деда так и не наказали. А вот за то, что он не ходил в церковь и не исполнял обрядов высекли и изгнали из города. Совершенно неблагодарные люди.

Ria.city

Читайте также

Интернет |

Heroje H288BW- портативный сканер штрих-кодов с интерфейсом Bluetooth

Блоги |

Депутат Госдумы предложил согласовывать с родителями покупки детей в видеоиграх

Новости России

В 2024 году Отделение СФР по Москве и Московской области назначило единое пособие родителям 370,5 тысячи детей

Анну Седокову могут задержать в Европе: подозрение в доведении до самоубийства

Бывшего мэра Сочи арестовали: квартиры в Москве и ущерб в 3,7 млн рублей

Ветераны СВО будут проходить лечение в центрах реабилитации Социального фонда

Микс новостей часа

На 142% выполнен план обучения производственного персонала филиала «Северный» ООО «ЛокоТех-Сервис» в 2024 году

Близкие Добровольской сообщили, что актриса боролась за жизнь до последнего

Самодиагностика по языку: доктор Кутушов назвал неочевидные признаки болезней

ANNA-NEWS.INFO: Неблагодарный Алиев или О чем молчит президент Азербайджана…

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Тимати

Мама Тимати вмешалась в его отпуск с детьми: «Показала Алисе и Ратмиру Лувр. Пошла на шантаж и обещала купить конфеты»

Авто в России и мире

Россия увеличила импорт сливочного масла почти на 10%

Щербаков: жилой комплекс с ФОКом построят в районе Проспект Вернадского

«Гена Букин» Логинов рассказал, куда он приглашал Наталью Гулькину

Абыйский охотник запретным способом добыл трех медведей

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
Australian Open

Даниил Медведев сломал ракетку и камеру на Открытом чемпионате Австралии


I’ve bartered my way to a better life – I’ve traded vegetables for a better car & eggs for haircuts, now I’m debt-free

Nvidia flatters Trump in scathing response to Biden’s new AI chip restrictions

Mastodon’s CEO and creator is handing control to a new nonprofit organization

Pete Buttigieg has a few things to say on his way out