Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Авто |

Забытые концепты: Bertone Karisma на агрегатах Porsche 911

Не секрет, что творческие поиски Porsche с числом дверей более двух начались задолго до модели Panamera: ещё в начале 1950-х немецкая компания построила для Studebaker прогрессивный седан Z-87, оснащённый двигателем жидкостного охлаждения и независимыми подвесками всех колёс. Позже последовали военные четырёхдверки (например, 597/3 Jagdwagen), прото-Панамера Porsche 989, и звено, способное, кажется, соединить эти две крайности — бюджетный седан С88. Однако мало кто помнит, что в ХХ веке идея четырёхдверного Porsche была не только у самой компании Porsche — виденье этой концепции было и у прославленного дизайнера Нуччо Бертоне. Впервые фамилии Бертоне и Порше прозвучали в одном предложении в 60-х годах прошлого века — тогда калифорнийский импортёр немецких машин, Джон фон Ньюман, заказал у туринской студии спайдер, построенный на шасси оригинального Porsche 911. Как считал фон Ньюман, именно такой автомобиль нужен был солнечному и стремительно богатеющему штату на берегу Тихого океана, а локальная популярность родстеров 356 лишь подтверждала его правоту. Поскольку в 60-х именно коучбилдинг был основным хлебом Bertone, ателье охотно принялось за дело. Результат нескольких месяцев работ дебютировал на Женевском автосалоне 1966 года: Porsche 911 Roadster стал украшением выставки, хотя на звание шоу-стопера точно не тянул — тяжело быть «гвоздём программы», когда на соседнем стенде сияет Lamborghini Miura. Тем не менее, Джон фон Ньюман был доволен работой итальянцев и всерьёз помышлял о том, чтобы наладить мелкосерийное производство Родстера… но тут в дело вмешалась заводская версия 911 Targa, которая обещала быть не только дешевле, но и проще в обслуживании. На проекте 911 Roadster пришлось поставить крест. За следующую четверть века пути Porsche и Bertone пересекались лишь на уровне консультаций, однако Женевский автосалон 1994 года вновь свёл их дороги в одну точку: на площадке кузовного ателье дебютировал концепт-кар Karisma — выразительный четырёхместный седан с дверьми типа «крыло чайки», построенный на базе Porsche 911. Инициатором проекта был лично Джузеппе «Нуччо» Бертоне — в Цуффенхаузене о «Каризме» были ни сном, ни духом. К Женевскому автосалону 1994 года четырёхдверному прототипу Porsche 989 было полных пять лет, поэтому едва ли студию Bertone можно было заподозрить в плагиате. И, тем не менее, журналисты британского Autocar рискнули спросить у Нуччо Бертоне, имеет ли концепт-кар хоть какое-то отношение к штутгартскому 989. Бертоне ответил так: «За всю свою профессиональную карьеру я никогда не стремился создать концепт-кар, который должен был бы задеть моих прямых конкурентов или крупных автопроизводителей — в конце концов, никогда не знаешь, с кем тебе придётся сотрудничать завтра. Я здесь не для того, чтобы кого-то чему-то учить. А то, что в Porsche решили заморозить свой проект четырёхдверного автомобиля — что же, это их дело. Я всего лишь хотел ещё раз поработать с Porsche 911, потому что… потому что кто бы отказался поработать с Porsche 911?» И в апреле 1993 года работа стартовала. Как позже рассказывал Бертоне, он за свои деньги купил подержанный экземпляр Porsche 911 Carrera 2 (964) и начал думать, что с ним делать. «Я бы мог обратиться за помощью в Porsche и они, скорее всего, предоставили бы мне новый экземпляр 911, причём совершенно бесплатно. Но мне хотелось полной творческой свободы, которую бы не ограничивало чувство долга или ещё что-то. Я хотел сотворить полностью новую форму. Что-то, что было бы настоящим творением Bertone, а не переосмыслением внешности стандартного 911», — говорил маэстро. Творческие поиски привели дизайнера к идее седана, который был бы похож на современное купе класса GT. И расположение мотора «не в том месте» Бертоне нисколечко не смущало. «С задне- и среднемоторными базами всегда сложнее работать, но результат обычно получается умопомрачительным, — признавался Бертоне. — У нас был удачный опыт с NSU Trapeze, который оснащён роторным двигателем от NSU Ro80, и, конечно, с Lamborghini Marzal. Так что и вокруг оппозитной «шестёрки» Porsche тоже можно было создать нечто грандиозное». Бертоне неспроста проводил параллели с Marzal — культовым концепт-каром, созданным в середине 60-х молодым и тогда ещё не особо известным дизайнером Марчелло Гандини . И едва ли нужно объяснять причину этих параллелей. Невооружённым глазом видно, что по своей концепции Marzal и Karisma очень похожи: четыре посадочных места, два огромных «крыла» дверей, расположенный за пассажирским отсеком шестицилиндровый двигатель (у Marzal он рядный, двухлитровый — по сути это половинка мотора Miura). Можно даже сказать, что Karisma — это более современное прочтение идеи Marzal: если Lamborghini 1967 года изобиловал модными на то время гранями, линиями и плоскостями, то Bertone Karisma был оформлен в актуальный биодизайн. Идеологическое родство прототипов подтверждают и совместные пресс-фото, сделанные вскоре после дебюта красного концепт-кара. Несмотря на то, что идея будущего прототипа казалась Бертоне абсолютно понятной, чуть ли не осязаемой, окончательная внешность Karisma родилась не сразу: финальной версии предшествовали четыре макета разных масштабов, которые существенно отличались друг от друга. Но, вопреки разрозненности идей, их компиляция Бертоне очень порадовала. «Стал бы я что-то менять во внешности Karisma? Однозначно нет. Хотя мы постоянно дорабатывали детали, переиначивали силуэт, я очень доволен тем, что получилось в итоге: Karisma выглядит интересно и, я бы сказал, «бертонисто». Она необычным образом сочетает изгибы и плоскости, что всегда было визитной карточкой машин Bertone», — вспоминал автор концепта. Едва ли кто-то может оценить «бертонистость» Karisma лучше, чем Нуччо Бертоне. А вот что может заметить даже обыватель — это то, что внешне автомобиль не имеет с 911 Carrera 2 в кузове 964 ничего общего. За счёт увеличившейся на полметра колёсной базы общая длина Karisma на 65 сантиметров больше, чем у 964, при этом автомобиль Bertone на 21 сантиметр шире Porsche и на 3,5 сантиметра выше. А общая стилистика силуэта никак не перекликается с классическими формами 911. Сейчас внешность Karisma может восприниматься устаревшей и легкомысленной, но по меркам 1994 года она казалась очень прогрессивной. И мелкие детали выдают в ней подлинный шедевр автомобильного дизайна. Взять хотя бы колёса. Учитывая, что размеры машины по сравнению с исходником увеличились, теоретически сюда должны были напрашиваться диски большего диаметра… Однако слоистый силуэт Karisma работает таким образом, что необходимости в огромных колёсах нет — их размер примерно такой же, как и у стандартного 911. Бертоне делился секретом: чтобы машине не понадобились большие катки, нужно грамотно организовать остекление. Так, у Karisma огромное, заходящее на крышу, но не сильно заваленное ветровое стекло, большая площадь боковых окон (не только за счёт «крылатых» дверей, но и благодаря отсутствию центральных стоек), а также тонкие задние стойки, которые больше свойственны купе, но не седанам. Уравновешивает образ заднее стекло, которое имеет изгиб не только по горизонтали, но и по вертикали. За ним же, кстати, скрывается и задняя оптика. Необычное расположение фонарей позволило добиться предельной чистоты кормы, которая, кажется, ещё немного и стала бы откровенно обыденной. Но её однообразие выручают затекающие с боковин линии, а также большой титановый «гриль», накрывающий оппозитную «шестёрку». Нынче подобные скульптуры можно встретить под капотом всех современных 911, но тогда подобное оформление было чем-то новым. Вдоль двух «китовый усов», выточенных на этой решётке, нанесены надписи «Powered by Porsche» — чуть ли не единственное напоминание о том, какие у концепта корни. А вот знаменитые гербы немецкой марки на Karisma не встречаются вовсе — опять же, по настоянию Бертоне. «Нам не нужны были ненужные ассоциации, вроде «эволюции 911» и подобного. Porsche с этой задачей и сами прекрасно справились, судя по 964», — говорил дизайнер. Несмотря на то, что 250-сильный двигатель Carrera 2 остался без изменений, оригинальную подвеску Porsche пришлось переработать: седан (а Бертоне просил называть своё творение именно седаном) получил сделанные на заказ ужесточённые пружины, которые частично компенсировали возросшую по сравнению с 911 массу. Вообще, по изначальному замыслу, Karisma должна была быть легче, чем исходный Porsche — в качестве мер по снижению массы предусматривались двери, изготовленные из композитных материалов, а также алюминиевые панели кузова, — но из-за желания показать машину именно на автосалоне в Женеве лёгкостью пришлось пожертвовать: необходимые детали не успевали изготовить в срок. Однако немногочисленные журналисты, которым удалось опробовать Karisma на ходу, отмечали, что автомобиль едет невероятно «зрело» как для концепт-кара. Одним из этих счастливчиков был Лука Чиффери из Autocar: он писал, что по динамическим параметрам Karisma уступала 911, однако из-за увеличившейся колёсной базы и отточенной аэродинамики была гораздо стабильнее Porsche на высоких скоростях. Из минусов Чиффери отметил отсутствие гидроусилителя руля, который на столь длиннобазном седане был бы кстати, а также мелкие огрехи эргономики салона, вроде неудобного подлокотника центрального тоннеля, а также рычага КПП, который на передачах верхнего ряда оказывается слишком близко к торпеде. В остальном интерьер Karisma у журналиста вопросов не вызвал: доступ к нему удобен (ещё бы, при таких-то дверях), а сам салон, украшенный деревом и натуральной итальянской кожей, был очень очень уютным. Здесь, кстати, есть ещё одна «пасхалка», раскрывающая корни концепта — речь идёт о пяти «блюдцах» приборной панели. Однако Porsche тех лет могли только мечтать о таком просторе на втором ряду сидений… Bertone Karisma стал одной из последних машин, к которой Нуччо Бертоне приложил свою руку — он умер 26 февраля 1997 года. Однако именно благодаря таким творениям можно понять, что идеи итальянского дизайнера были вне времени. Интервал, между двумя работами Bertone, в основе которых лежал автомобиль Porsche, составил 28 лет — и еще 30 прошло после премьеры «Каризмы». И при этом её по-прежнему интересно разглядывать. Характерно, что концепт-кары Bertone до сих пор активно демонстрируются на выставках и конкурсах элегантности, а тот же концепт Karisma в 2020 году привозили в Санкт-Петербург, где его продуманным дизайном и харизмой мог насладиться каждый желающий. Более того, Karisma была лишь одним из шести концепт-каров Bertone на выставке. И посетители могли сами решать, какой из них более «бертонистый». Что бы это ни значило. /m
Ria.city

Читайте также

Авто |

Ленинградский мост в Омске торжественно открыли в День России

Блоги |

Инклюзивный фестиваль "Алиса и мир будущего" пройдет в Томске

Блоги |

Почти три часа тушили крупный пожар в двухквартирном доме в селе Вороново

Новости России

Владимир Путин сенсационно получил ключевое признание от Н А Т О.

Развязку на Рогачевском шоссе в Лобне достроят в этом году

В ритме города. Фестиваль «Лето в Москве»: где можно научиться танцевать

"СВЯТОЙ ЛЕНИН: сенсация о прогнозах направит Америку и Европу творить добро?!

Авто-новости

Пробки на дорогах Подмосковья оценили в 4 балла утром 13 июня

Движение на фиолетовой ветке метро восстановлено

«Показали эволюцию «Иволг»: В Москве прошла выставка поездов МЦД

Сергей Собянин. Главное за день

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Нюша

Нюша не пришла. Отсутствие певицы и ее мужа в суде не повлияет на развод

Авто в России и мире

Ростовские музыканты едут на гастроли в Бразилию

В Москве открылся туристический форум «Путешествуй!»

Младенец и трое взрослых заживо сгорели на даче

Петербург стал третьим по активности подростков, ищущих работу на лето

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
ATP

Рейтинг ATP. Синнер стал №1, Алькарас – №2, Циципас выпал из топ-10, Хачанов – из топ-20, Котов обновил личный рекорд


America’s Space Infrastructure: So Vulnerable It Destabilizes Geopolitics

Kai Havertz’s fiancee Sophia stuns in see-through outfit on hen weekend as fans say Arsenal star is ‘so lucky’

Creepy King Charles Painting Is Vandalized by Radical Animal Rights Activists, Gets a Cartoon Face and Speech Balloon!

Panthers take Game 1 of Stanley Cup Final as Sergei Bobrovsky shuts out Oilers