Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Дмитрий Быков + Сергей Баймухаметов // «Вечерний клуб», 6 ноября 1997 года

Вокруг пятого пункта

Этот вопрос был задан читателям «ВК» в прошлом номере газеты. Мнения разделились. И не только у читателей «Вечернего клуба». По свидетельству «Московского комсомольца» (30.10.97), вопрос «Хотели бы вы, чтобы в вашем паспорте сохранилась графа «национальность»» вызвал рекордное количество телефонных звонков. Результат: из 313 позвонивших 237 человек проголосовали за сохранение графы, 66 человек против такой записи в новых паспортах, 10 высказали особое мнение. Разумеется, подобные опросы нельзя считать социологически репрезентативными. Но всё же. Сегодня мы предлагаем познакомиться с мнениями на этот счёт двух литераторов — поэта и публициста Дмитрия Быкова и его оппонента — писателя и публициста Сергея Баймухаметова. Готовы выслушать и другие мнения.

Дмитрий Быков: Тень Троцкого, или Национальный ответ

Троцкий прославился тем, что всё время навязывал партии какие-нибудь дискуссии. Делать было партии нечего, как только дискутировать. В начале двадцатых он сначала втянул партию в спор о профсоюзах, которые её очень мало волновали в тот ответственный момент, а потом ещё разжигал вяло тлевшую дискуссию по национальному вопросу, так что лично Сталину пришлось наводить порядок и разъяснять товарищам кавказцам ленинскую линию. С тех пор в разговорном языке появилось литературное выражение «п…деть, как Троцкий». Мне в армии это говорили с оттенком некоторого даже восхищения. Мне кажется, что сегодняшняя дискуссия по национальному вопросу стране вот именно что навязана. Кем и с какой целью — судить не берусь, но скорее всего коммунисты и иже с ними хотят одержать очередную небольшую победу в славном деле возвращения России в её прежнее состояние. Это в республиках коммунисты противостоят националистам, а у нас они дружат, потому что одинаково хотят империю и не любят евреев. Они только на Ленине расходятся, а на Сталине сходятся, потому что он самый настоящий красный царь, равно устраивающий монархистов и комми. Лично мне совершенно безразлично, стоит в паспорте моя национальность или нет. Я вообще не придаю национальности большого значения, поскольку появился на свет в результате дружбы народов. В моём случае — русского и еврейского. Я отлично понимаю, что резко индивидуализированные еврейские ценности враждебны коллективным русским. Мне приходилось многажды писать, что еврей вообще в России неуместен. Но уж коль скоро нас сюда занесло и в результате стали получаться такие, как я,— нам надо как-то привыкать жить с этой роковой раздвоенностью, сознанием вины и прочая. Но русско-еврейская коллизия ещё представляет хоть какой-то интерес как пример национального антагонизма, глубокого, неискоренимого и дающего интересные сюжеты. А казаху или киргизу, живущему в Российской Федерации, уж вовсе нет никакого резона настаивать на своём казахстве и киргизстве. Нечем тут гордиться, по-моему. Как и русскостью своей тем более гордиться невозможно. Раньше Виктор Розов со всех трибун говорил: ну как можно гордиться тем, что от меня не зависит? И действительно: какой резон восхищаться тем, что ты родился здесь? Земля отцов?— так мне эта земля отцов в таком объёме вовсе не нужна, я могу гордиться в крайнем случае своей квартирой, если в ней чисто… Политика правительства?— ею у меня вообще нет никаких оснований гордиться, я её уже пять лет как стыжусь, и облегчения в этом смысле не предвидится… Какая ж такая национальная гордость должна меня удерживать от здорового космополитизма, если даже русские народные песни — буду цинично откровенен — нравятся мне ничуть не больше, чем любые другие народные песни, то есть совсем не нравятся, за исключением духовных. В начале перестройки нам была обещана отмена прописки. Теперь, помимо прописки, ввели ещё и регистрацию. Мы начали было постепенно избавляться от ксенофобии — сегодня настолько отупели, что и слово такое забыли, а уж избавляться от того, что оно означает,— помилуй Бог! «Ксенофобия» — это боязнь чужих, ненависть к ним. В Москве это сейчас, судя по последним публикациям «Вечернего клуба», проблема отнюдь не последняя. Я сейчас выскажу крамольную мысль, но невозможно одновременно гордиться тем, что ты русский, и тем, что ты москвич. Так что Юрию Михайловичу Лужкову я бы посоветовал не особенно напрягаться в смысле националистической фразеологии. Равным образом насчёт Севастополя я тоже был бы поосторожнее. Потому что сами посудите: какая тут гордость за то, что широка страна моя родная, ежели свою новосибирскую жену я должен был бы регистрировать (и не сделал этого, и не собираюсь), а всех своих гостей как минимум по разу спасал от милиции, требовавшей всё той же отметки о регистрации? А какие очереди на эту регистрацию — я знаю очень хорошо, у меня паспортный стол буквально через дом. Москва до слез гордится тем, что она Москва, но пропасть между нею и остальной страной так чудовищна, что ксенофобия московская вполне понятна: ишь, понаехали тут на наше богатство! Да, столица не виновата в том, что живёт лучше. Но это и не заслуга её, ибо здесь всегда крутятся самые большие деньги. Видеть же эту пропасть между провинцией и столицей и продолжать гордиться тем, что ты москвич,— значит явно открещиваться от остальной страны, которая смотрит на нас с завистью и недоумением. Конечно, региональные лидеры поздравили нас с восемьсотпятидесятилетием (в котором тоже нет ни малейшей нашей заслуги), но это диктуется не столько любовью их к Москве, сколько надеждой на помощь этой самой Москвы от щедрот ея. Так что москвичу, по-моему, вообще нелепо гордиться тем, что он русский: он не русский, а новый русский. Но этого в паспортах не пишут. Если честно, нормальный человек должен быть против графы «национальность» в паспорте хотя бы потому, что графа эта нужна только правоохранительным органам да погромщикам. Она даёт им больше оснований арестовать вас на всякий случай, если вы чеченец, и распять на стене, если вы еврей. Остальным графа эта на фиг не нужна, поскольку все нормальные (подчёркиваю это определение) люди знают о своей национальности не из паспорта. Тем более что бьют, как мы знаем, не по нему. Но именно нормальных людей в России очень мало, говорю это без всякого ехидства, с глубокой грустью, и потому постсоветский человек, в особенности малообразованный, всерьёз полагает, что ежели его национальность не будет записана в паспорте, то она как бы упраздняется совсем. С точки зрения именно советского человека, то, что не записано в документе, вообще не существует. Это глубокое заблуждение, ибо как раз паспортная информация чаще всего лжива. Во-первых, она не отражает всего богатства внутренней жизни полукровок вроде меня. У нас же никогда не пишут «русский еврей» или «полухохол-полуказах», полумилорд-полукупец… Во-вторых, запись в паспорте зависит от конъюнктуры: в истории России был краткий период, когда называться евреем стало почётно. Во всяком случае легче стало сбежать отсюда. А до того надпись в пятой графе «еврей» была приговором. Вот тут и выбирай. Государство всю жизнь заставляет нас лгать — скрывать родителей, национальность, утаивать налоги… Почему же не отказаться ещё от одного вопроса, ответ на который ну никак нас не характеризует, зато делает более уязвимыми для громил в милицейской форме или без неё? Это получается вроде борьбы за отмену псевдонимов в приснопамятные послевоенные времена… После революции было великое множество всяких анкет. Новый режим оказался недоверчив, как всякая диктатура. И тогда особенно популярны были вопросы о социальном происхождении и о том, чем проверяемый индивидуум занимался до семнадцатого года. Насчёт социального происхождения вопрос наверняка скоро вернётся, но поскольку девиз нашего времени — «Вся власть блатным», то быть сыном нового русского окажется попрестижнее, чем сыном пролетария. Представляете паспорт: национальность — еврей. Социальное происхождение — новый русский. Или: национальность — русский. Социальное происхождение — из бомжей. Национальная гордость-то какова, поистине есть чем гордиться… Хорошо хоть, до вероисповедания не дошло, хотя свободу совести уже поприжали. Что касается вопроса «Чем вы занимались до семнадцатого года», его, конечно, не больно-то вернёшь. Не поймут. Я до семнадцатого года в предыдущем своём воплощении явно был пролетарием и наработался на всю жизнь, иначе с чего бы мне в нынешнем так не любить пролетариат? Но вот вопрос «Чем вы занимались в 1985–1993 годах» очень скоро может украсить любую анкету, а то и паспорт нового образца. Ибо все завоевания этого короткого восьмилетия так быстро сданы или поставлены под сомнение, что впору каяться заранее: да, я поверил было, что в России возможно либеральное правовое государство, но теперь, под влиянием патриотов и перечитанных мною основоположников, пришёл к выводам… и так далее… Какая разница, коммунисты управляют страной или паханы? Они очень похожи и в своём патриотизме, и в своих музыкальных вкусах, и в отношении к народу, который оценивают равно пренебрежительно… Если же говорить серьёзно, вопрос о национальности в паспорте действительно десятый. Им мы отвлекаемся (или нас отвлекают) от действительно серьёзных вещей — вроде бюджета, налогового кодекса, союза молодых реформаторов с коммунистами из Думы… Я действительно надеялся, что национальность в нашей стране перестанет фиксироваться в паспорте — и не потому, что её стыжусь, а потому, что предпочитаю сообщать государству как можно меньше сведений о себе. Чтобы в случае чего государству было как можно труднее меня обнаружить. Есть у него такая тенденция — чуть что, сразу обнаруживать таких, как я, и объявлять виновниками всего на свете. Но коль уж надо сообщать про себя всё, давайте заодно указывать в паспорте рост, цвет глаз, комплекцию, особые приметы и явочные квартиры. Последняя просьба к ура-патриотам: господа, не спешите объявлять любого космополита Иваном, не помнящим родства. Помнить свою национальность и помнить родство вовсе не одно и то же. Корни, любовь к родной культуре, Пушкин и Бородино — всё это не имеет к национальности никакого отношения. Не обязательно быть русским, чтобы любить Пушкина, и полуармянин-полугрузин Окуджава лучше писал по-русски, чем безукоризненный с точки зрения пятой графы Николай Тряпкин. Это не лучшая русская традиция — так зависеть от своего паспорта. Но я вас понять могу. Вам, кроме пятой графы и феноменальной способности губить на своей почве любое благое начинание, гордиться нечем. Вот и гордитесь. А моя национальность — гражданин мира. И живу я не в вашей сусальной Москве, а на Мосфильмовской улице. И мать моя — не Родина, а учитель русского языка Наталья Быкова. Потому что любой фашизм начинается с отождествления абстракций, и противопоставить ему можно только милую и простую конкретику уютной комнаты, рабочего стола и настольной лампы.




Сергей Баймухаметов: У них сложилось так, а у нас — по-другому.

Все нормальные (подчеркиваю это определение) люди знают о своей национальности не из паспорта»,— пишет Дмитрий Быков. А поскольку он дважды употребляет слово «нормальный» и даже «подчёркивает это определение», то, по его логике, всё те, кто за графу «национальность»,— ненормальные? Вот так Д. Быков, человек демократических и космополитических взглядов, активный критик «коммунистов и патриотов», демонстрирует точно такую же, если не ещё большую, нетерпимость к чужому мнению и категоричность в суждениях. Крайности, как известно, сходятся» Однако замечу, что крайности эти были спровоцированы теми, кто с лёгкостью необыкновенной решил упразднить графу «национальность» в наших паспортах. У нас ведь чиновники думают, что вместе с креслом они сразу же получают ум, талант и глубочайшую образованность. Так что им никогда не приходило и не приходит в голову посоветоваться с историками, философами, писателями» И они с лёгкостью необыкновенной навязывают обществу свои примитивные решения и ставят общество перед примитивным выбором: «за» или «против», кто сильнее — кит или слон. А ведь речь идёт о материях сложнейших и тончайших, которые зачастую определить однозначно просто-напросто невозможно. И не надо торопиться и приклеивать ярлык «коммуно-патриотов» или «националистов» тем, кто не хочет упразднения графы «национальность» в паспорте. Ведь многие люди думают, что с отменой этой графы они действительно что-то потеряют. Что? На это нет ответа. Но сие вовсе не значит, что государство и общество могут пренебречь их сомнениями, колебаниями, тревогами. А если помнить, чем в советско-российской реальности оборачиваются иногда даже благие намерения, то здесь стоит трижды призадуматься. Я не могу найти денег, чтобы снять фильм об уникальном малочисленном народе, в котором сегодня остался лишь один (!) человек, знающий родной язык и помнящий обычаи. Не станет его — не станет народа. Все остальные — лишь физические тела. Запечатлеть бы, сохранить бы хоть на плёнке. На грани исчезновения — удэгейцы, ительмены, кеты, нганасаны, ороки, орочи, юкагиры, те же тофалары, чья цивилизация и письменность насчитывают пять тысяч (!) лет» Сейчас мы обращаемся к властям, говорим и пишем о том, что надо сделать всё для сохранения малочисленных народностей, их языка, культуры. Но если они завтра получат паспорта без графы «национальность», то обращаться будет не к кому. Любой высокий чиновник скажет вам: «Нет у нас таких, не числятся». Нет человека — и нет проблем. Со сталинских времён известно. Реальность объективна и жестока. Человечество идёт к унификации во всем, в том числе в языках и культуре. В историческом будущем на планете останется, вполне возможно, несколько десятков так называемых мировых языков. Из сотен. То есть мы непоправимо беднеем, человечество теряет свои яркие краски, становится одноцветным, серым. Так стоит задуматься, не ускорим ли мы этот процесс своими паспортными новациями? В довольно сложном положении оказываются и представители многочисленных народов. В первую очередь русские. Что и как мы ответим, если сельский механизатор спросит: «Это что же получается, русских теперь не будет?» А с другой стороны, на мой взгляд, в данном исключительном случае понятие «русский» не вмещается в рамки термина «национальность», потому что русские — не «национальность» в узком смысле, не этнос, а суперэтнос. Так сложилось с древних времён, со времён слияния в один народ славян, тюрков-степняков и угро-финнов на основе славянского языка и православной веры. В одной из статей я писал, простите за самоцитирование, что ещё в пятнадцатом веке на Руси всего населения было в два раза меньше, чем во Франции. Но уже через четыре столетия только собственно русских стало в два раза больше, чем французов, считая французов канадских и африканских. Такого прироста населения в том мире, подверженном голодным и прочим морам, не бывает. Русскими тогда становились не по рождению, крови или обличью, а по вере и службе. То есть по судьбе. Так сложился суперэтнос, который за сравнительно короткое время распространил русский язык от Карпат до Тихого океана и от Северной Земли до Тянь-Шаня. В современном мире и в современных условиях процессы метисации усложнились и умножились многократно. В моих детях, например, перемешано пять кровей. Для людей старшего и среднего поколения тут никакого вопроса не было, всё естественно, и автоматически «писались» русскими. А вот тем, кто сейчас подрастает, будет труднее. Раньше-то не задумывались, а сейчас, да ещё при особом общественном интересе, впору и голову сломать. И как тут не понять единомышленников Дмитрия Быкова, настаивающих на своей космополитичности. Ведь, вписав в графу «национальность» лишь одно слово-понятие, они как бы отторгают все остальные составляющие своей жизни, свой судьбы, своей сущности. И что же теперь делать? Голосованием, большинством в сто или двести тысяч голосов навязать то или иное решение остальному, несогласному населению? Так ведь они, несогласные, по определению Быкова,— «малообразованные», могут подняться и учинить бунт вплоть до выхода из состава России. Отсутствие зарплаты и пенсий терпят, а тут — восстанут. Ибо по своей «малообразованности» посчитают, что задевается нечто большее, чем сиюминутное их бытование. И только тогда наши власти задумаются над вещами, для мало-мальски культурного человека очевидными: референдумами, а тем более чиновными установлениями такие вопросы не решаются и бесполезно кивать на другие страны. У них исторически сложилось так, а у нас — по-другому. На мой взгляд, нам прежде всего не следует лезть в капкан навязанной чиновниками примитивной альтернативы: или — или. Речь должна идти о свободе выбора. При которой графа «национальность» в паспорте сохраняется, но проводится долгая и постоянная разъяснительная работа, что каждый волен вписать в неё не одно лишь слово, а два, вполне достойных и определяющих на сегодня суть: гражданин России. Официально: Слабое место в национальной политике. В Москве состоялось совещание правительства РФ на котором, в частности, был рассмотрен вопрос о введении новых российских паспортов и их адаптации к национальным особенностям регионов. Председатель Государственного совета Татарстана, заместитель председателя Совета Федерации РФ Василий Лихачёв заявил корреспонденту радиостанции «Эхо Москвы», что новые российские паспорта станут «слабым местом» в политике Президента РФ Б.Н.Ельцина. Отсутствие в них графы «национальность» уже привело и ещё приведёт к обострению национальных проблем в отношениях, в частности с Чечнёй. Председатель Госсовета Татарстана отметил, что в этой республике люди не боятся своей национальности и хотели бы видеть в паспорте соответствующую запись. В.Лихачёв подчеркнул, что в связи с необходимостью введения новых паспортов на повестке дня сегодня стоит очень серьёзный вопрос о внесении соответствующих поправок в Конституцию РФ, которые отвечали бы интересам взаимного уважения центра и регионов.
Ria.city

Читайте также

Авто |

Торжественно открыли путепровод в Новошешминском районе Татарстана

Блоги |

"Единая Россия" продолжает регистрацию избирателей на предварительное голосование по довыборам в томскую городскую думу

Блоги |

Депутат обвинил в русофобии организаторов народной выставки в Новосибирске

Новости России

Певец Сергей АРУТЮНОВ и солистка группы Демо - встречаются, или просто выпустили совместный хит “Солнышко”? Разлад АРУТЮНОВА и Маши Малиновской?

Ирина Струнова стала Терапевтом года

Московский зоопарк показал редкие кадры с манулом Тимофеем вблизи

В апреле СберСтрахование жизни выплатила россиянам по страховым случаям 2,179 млрд рублей

Новости от 123ru.net

Черногория выдала похитившую 1,8 млн руб. и подделавшую документы россиянку

Психолог Чудова: свадьбу лучше устроить на свои деньги во избежание разногласий

Еще одна семья приобрела жилье в Щелкове по льготной программе

Москвич сломал лопату о голову 19-летнего сына из-за одной просьбы

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Желдорреммаш

Экзаменационный центр «Воронеж-НК» на базе Воронежского ТРЗ Желдорреммаш сертифицирует до 200 дефектоскопистов ежегодно.

Авто в России и мире

Праздничная программа ко Дню Победы на ВДНХ продлится четыре дня

Охранник особняка канадского рэпера Дрейка в Торонто был ранен во время стрельбы

В МИД Белоруссии заявили о зависти Запада из-за союза Москвы и Минска

ПАО «Россети» оштрафовано за нарушение срока подключения к сетям в Домодедове

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
Андрей Рублёв

Рублёв стал победителем «Мастерса» в Мадриде



'Our fielding has let us down', says GT skipper Gill

Exclusive - Kettan Singh apologises to Karan Johar after filmmaker expresses disappointment over his mimicry on Madness Machayenge; says 'My intention was never to hurt him'

Sci-Fi Short Film BackSpace Forever - DUST - Online Premiere

Driving Los Angeles 8K HDR Dolby Vision - USC to Manhattan Beach