Блоги |
Храм Соломонова
Немногим более 90 лет тому назад в Москве, в соборной церкви быв. Страстного монастыря, открылся Антирелигиозный музей, возглавлявшийся в то время Б.П. Кандидовым [1], [2, с. 464]; точнее, открылся еще в 1928 г., помещаясь тогда «в прескверном полуподвальном помещении» [2, с. 464], а затем переехал [3, с. 377]. В дни работы II съезда Союза Воинствующих Безбожников (СВБ), проходившего 10—15 июня 1929 г. [4, с. 3, 325] в Москве, в Экспериментальном театре [5], его делегаты посещали музей [6], названный в резолюции съезда по музейно-антирелигиозной работе [4, с. 422-424] Центральным антирелигиозным музеем (ЦАМ) СССР, и под этим именем вошедшим в историю.
Когда в конце 1935 г. Моссовет принял решение о реновации посредством сноса быв. Страстного монастыря, ЦАМу передали здание быв. Никольской церкви на ул. Каляевской, 23 (ныне ул. Долгоруковская, 25) [7], которую по проекту арх. К.И. Соломонова предполагалось приспособить для музейных нужд [8]. Точнее, речь шла о реновации посредством сноса и новом строительстве: комплекс строений быв. Никольской церкви состоял из здания самой церкви, постройки XVII в., к которой в XX в. пристроили приделы, трапезную и колокольню; по первоначальному проекту [9] арх. К.И. Соломонова трапезную предполагалось сохранить, а церковь с приделами (и, возможно, с колокольней) снести, построив взамен своего рода безбожный храм с фасадом, декорированным статуями (вероятно, матерых безбожников прошлого) и барельефами с цитатами (вероятно, классиков марксизма-ленинизма).
Весной 1937 г. московская печать анонсировала предстоящий переезд ЦАМ на новое место [10], [11], вновь вернувшись к этой теме в августе [12], [13] и позднее [14]—[17]; по этим материалам видно, что внесенные в первоначальный проект арх. К.И. Соломонова изменения изуродовали здание, и что строительство, которое вел трест Москультстрой, затянулось, из-за чего ЦАМ открылся с опозданием примерно на полтора месяца. По стилю первоначальный проект арх. К.И. Соломонова можно отнести к пост-конструктивизму, с использованием модной в то время идеи членения фасада (как в Доме пилотов по 5-й Тверской-Ямской, ныне 1-й Тверской-Ямской пер., 16, и в доме по ул. Горького, 122, ныне 1-я Тверская-Ямская ул., 36, стр. 1).
1. М. Андр. Под сенью креста. // Вечерняя Москва. М., 1929. №101 (1613), 07.05, с. 2:
2. Коган Ю.Я. Музей в борьбе против религии. // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. 1917-1932. М., 1932. с. 462-474.
3. Ханутина З.В. Неизвестные терракоты из собрания Генриха Шлимана в античном фонде Государственного музея истории религии. // Археологические Вести. Спб., 2004. №11, с. 369-378. На с. 377 автор цитирует неразысканную мной статью Тарасова И.В., Ченская Г.А. Из истории музейного дела в России: музеи церковно-археологический и антирелигиозный. // Труды Государственного музея истории религии. Спб., 2002. Вып. 2, с. 17-30, где на с. 26:
4. Стенографический отчет второго всесоюзного съезда Союза Воинствующих Безбожников. М., 1930.
5. На всесоюзном съезде безбожников. // Вечерняя Москва. М., 1929. №132 (1644), 12.06, с. 1.
6. На безбожной выставке. Делегаты всесоюзного съезда безбожников в Антирелигиозном музее (бывшем Страстном монастыре) рассматривают статую буддийского божка. [Фотография] // Вечерняя Москва. М., 1929. №133 (1645), 13.06, с. 1.
7. Страстной монастырь будет снесен. // Известия. М., 1935. №276 (5829), 28.11, с. 4.
8. По мастерским. // Строительство Москвы. М., 1936. №2, январь, с. 32:
9. Здание строящегося Центрального антирелигиозного музея (по проекту архитектора Соломонова). // Безбожник. М., 1936. №11, ноябрь, с. 20.
10. Музей истории религии. // Известия. М., 1937. №55 (6217), 04.03, с. 4:
11. Начался снос Страстного монастыря. // Известия. М., 1937. №112 (6274), 14.04, с. 4:
12. Снос и передвижка зданий столицы. // Правда. М., 1937. №231 (7197), 22.08, с. 6:
13. На Калявской улице строится новое здание антирелигиозного музея. Фото М. Каше. // Московский строитель. М., 1937. №194 (386), 24.08, с. 4.
14. Новые экспонаты антирелигиозного музея. // Правда. М., 1937. №274 (7240), 04.10, с. 4:
15. Новые экспонаты антирелигиозного музея. // Московский строитель. М., 1937. №228 (420), 04.10, с. 4:
16. Новое здание антирелигиозного музея. // Московский строитель. М., 1937. №273 (465), 29.11, с. 4:
17. И.К. Выставка на Каляевской. В Центральном антирелигиозном музее. // Вечерняя Москва. М., 1937. №289 (4220), 20.12, с. 2:
Когда в конце 1935 г. Моссовет принял решение о реновации посредством сноса быв. Страстного монастыря, ЦАМу передали здание быв. Никольской церкви на ул. Каляевской, 23 (ныне ул. Долгоруковская, 25) [7], которую по проекту арх. К.И. Соломонова предполагалось приспособить для музейных нужд [8]. Точнее, речь шла о реновации посредством сноса и новом строительстве: комплекс строений быв. Никольской церкви состоял из здания самой церкви, постройки XVII в., к которой в XX в. пристроили приделы, трапезную и колокольню; по первоначальному проекту [9] арх. К.И. Соломонова трапезную предполагалось сохранить, а церковь с приделами (и, возможно, с колокольней) снести, построив взамен своего рода безбожный храм с фасадом, декорированным статуями (вероятно, матерых безбожников прошлого) и барельефами с цитатами (вероятно, классиков марксизма-ленинизма).
Весной 1937 г. московская печать анонсировала предстоящий переезд ЦАМ на новое место [10], [11], вновь вернувшись к этой теме в августе [12], [13] и позднее [14]—[17]; по этим материалам видно, что внесенные в первоначальный проект арх. К.И. Соломонова изменения изуродовали здание, и что строительство, которое вел трест Москультстрой, затянулось, из-за чего ЦАМ открылся с опозданием примерно на полтора месяца. По стилю первоначальный проект арх. К.И. Соломонова можно отнести к пост-конструктивизму, с использованием модной в то время идеи членения фасада (как в Доме пилотов по 5-й Тверской-Ямской, ныне 1-й Тверской-Ямской пер., 16, и в доме по ул. Горького, 122, ныне 1-я Тверская-Ямская ул., 36, стр. 1).
1. М. Андр. Под сенью креста. // Вечерняя Москва. М., 1929. №101 (1613), 07.05, с. 2:
В бывшем Страстном монастыре 2 мая открылся антирелигиозный музей. (...)
Наиболее суровую критику музей находит в лице... своей администрации.
— Музей не готов!— заявляет заведующий музеем т. Кандидов. Многие из документов не подобраны. Многое сделано халтурно, наспех, не так, как бы нам хотелось. Музей придется временно закрыть, чтобы проделать ряд дополнительных работ.
Организован музей на соединенные средства Ц.С. Союза Безбожников, Наркомпроса и МОНО.
2. Коган Ю.Я. Музей в борьбе против религии. // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. 1917-1932. М., 1932. с. 462-474.
3. Ханутина З.В. Неизвестные терракоты из собрания Генриха Шлимана в античном фонде Государственного музея истории религии. // Археологические Вести. Спб., 2004. №11, с. 369-378. На с. 377 автор цитирует неразысканную мной статью Тарасова И.В., Ченская Г.А. Из истории музейного дела в России: музеи церковно-археологический и антирелигиозный. // Труды Государственного музея истории религии. Спб., 2002. Вып. 2, с. 17-30, где на с. 26:
В 1928 г. ЦАМ наконец получил и помещение, и средства, и кадры. Немалую роль в этом сыграла поддержка Е. Ярославского, лично просившего А.В. Луначарского помочь в организации музея. Решением Моссовета ЦАМу был передан собор Страстного монастыря, а с осени 1928 г. начались работы по приспособлению здания под музей (в частности, считалось необходимым побелить стены собора, скрывая росписи). Первая экспозиция была открыта для публики 2 мая 1929 г.
4. Стенографический отчет второго всесоюзного съезда Союза Воинствующих Безбожников. М., 1930.
5. На всесоюзном съезде безбожников. // Вечерняя Москва. М., 1929. №132 (1644), 12.06, с. 1.
6. На безбожной выставке. Делегаты всесоюзного съезда безбожников в Антирелигиозном музее (бывшем Страстном монастыре) рассматривают статую буддийского божка. [Фотография] // Вечерняя Москва. М., 1929. №133 (1645), 13.06, с. 1.
7. Страстной монастырь будет снесен. // Известия. М., 1935. №276 (5829), 28.11, с. 4.
8. По мастерским. // Строительство Москвы. М., 1936. №2, январь, с. 32:
Арх. Соломонов (3-я проектная мастерская) закончил эскизный проект Центрального антирелигиозного музея в Москве. Музей будет помещаться в переоборудованной и реконструированной церки «Николая» по Каляевской улице, д. 23. Музей будет демонстрировать исключительно ценные и редкие экспонаты и служить центром антирелигиозной пропаганды в столице.
9. Здание строящегося Центрального антирелигиозного музея (по проекту архитектора Соломонова). // Безбожник. М., 1936. №11, ноябрь, с. 20.
10. Музей истории религии. // Известия. М., 1937. №55 (6217), 04.03, с. 4:
К лету закончатся работы по сносу Страстного монастыря в Москве. Расположенный сейчас в монастыре Центральный антирелигиозный музей должен быть переведен в здание на Каляевской улице, которое перестраивается по проекту архитектора Соломонова.
Директор музея т. [П.Ф.] Федорович сообщает по этому поводу следующее:
— В новом помещении, которое в два с половиной раза больше теперешнего, Антирелигиозный музей будет реорганизован в Музей истории религии и атеизма. Ценнейшие коллекции, которые теперь приходится держать в кладовых, будут, наконец, выставлены для обозрения. (...)
11. Начался снос Страстного монастыря. // Известия. М., 1937. №112 (6274), 14.04, с. 4:
Возобновились работы по сносу Страстного монастыря в Москве, которые должны быть закончены осенью.
Антирелигиозный музей, находящийся в здании монастыря, переводится в новое помещение на Каляевской ул.
Директор музея т. Федорович сообщил следующее:
— Сейчас ведется подготовка к предстоящему переезду. Однако мы не хотим, чтобы работа музея хотя бы временно прекратилась, в особенности теперь, когда мы имеем сигналы о некотором оживлении деятельности церковников. Часть экспонатов музея мы выставим в московских парках культуры и отдыха. К сожалению, руководители парков не помогают нам в этом начинании.(...)
12. Снос и передвижка зданий столицы. // Правда. М., 1937. №231 (7197), 22.08, с. 6:
(...) Сейчас заканчиваются работы по сносу Страстного монастыря (...) идет подготовка к сносу церкви, где ранее находился Антирелигиозный музей. После переноса экспонатов из Антирелигиозного музея в другое помещение, не позднее 25 августа, начнутся работы по сносу и этой церкви.
13. На Калявской улице строится новое здание антирелигиозного музея. Фото М. Каше. // Московский строитель. М., 1937. №194 (386), 24.08, с. 4.
14. Новые экспонаты антирелигиозного музея. // Правда. М., 1937. №274 (7240), 04.10, с. 4:
Центральный антирелигиозный музей СССР, помещавшийся в ныне снесенном бывшем Страстном монастыре, получает новое, более просторное помещение на Каляевской улице. Музей обогащается новыми ценными экспонатами.
Значительный интерес представят экспонаты об инквизиции. (...)
Антирелигиозный музей готовит большую выставку, где в многочисленных документах, картинах и макетах будет показана контрреволюционная роль церковников и сектантов в годы гражданской войны и в наши дни.
15. Новые экспонаты антирелигиозного музея. // Московский строитель. М., 1937. №228 (420), 04.10, с. 4:
Большой популярностью у москвичей и иногородних экскурсантов пользуется Центральный антирелигиозный музей СССР. Сейчас, после сноса бывшего Страстного монастыря, на улице Каляева для музея оборудуется новое помещение, в полтора раза больше старого. Музей обогащается новыми ценными экспонатами. В шести залах по совершенно новой экспозиции будут размещены интереснейшие документы, картины, редкие фотографии, макеты, модели, фрески, отображающие мракобесие и дикие нравы церковников всех времен и народов.
К 20-летию Великой социалистической революции антирелигиозный музей готовит большую выставку, где в многочисленных документах, картинах и макетах будет отображена контрреволюционная роль церковников и сектантов в годы гражданской войны и в наши дни.
Переоборудование нового здания для музея намечалось закончить еще 20 сентября. Но сейчас мало надежды, что строительство будет завершено и в октябре. (...)
16. Новое здание антирелигиозного музея. // Московский строитель. М., 1937. №273 (465), 29.11, с. 4:
В доме №23 по Каляевской улице Центральный антирелигиозный музей приступил к размещению своих экспонатов. Строительство первой очереди музея походит к концу. Окончательно отделаны три зала на втором этаже, где в ближайшее время открывается выставка «20 лет Великой пролетарской революции и религия». В первом этаже разместятся постоянные отделы музея «Наука и религия».
Однако большинство ценных экспонатов до сих пор лежит на складе, так как трест Москультстрой недопустимо медленно выполняет работы на строительстве нового музейного здания.
17. И.К. Выставка на Каляевской. В Центральном антирелигиозном музее. // Вечерняя Москва. М., 1937. №289 (4220), 20.12, с. 2:
Со сносом Страстного монастыря Центральный антирелигиозный музей переведен в новое помещение на Каляевской улице. На днях открылись три первых зала в новом помещении музея. В них развернута выставка «Великая Октябрьская социалистическая революция и задачи антирелигиозной пропаганды».
Первый зал выставки посвящен дооктябрьскому периоду. Ряд интересных документов, экспонатов и картин показывает, как в царской России церковь держала в кабале тьмы и невежества миллионы трудящихся. (...)
Второй зал выставки охватывает период от начала Февральской революции и до первых лет социалистической пятилетки. Здесь выставлен первоначальный проект декрета об отделении церкви от государства с поправками В.И. Ленина.
Ряд документов показывает активную работу духовенства у белогвардейцев.
Долго задерживаются экскурсанты в той части зала, где показано, как попы и сектанты пытаются приспособить свою подрывную работу к советским условиям.(...)
Третий зал выставки относится к периоду Сталинской Конституции. Там красочно показана счастливая жизнь миллионов людей, строящих социалистическое общество. К сожалению, в этом зале нет должного показа подрывной, контрреволюционной деятельности церковников и сектантов — агентов фашистских охранок, шпионов и диверсантов.
В целом же выставка безусловно привлечет много посетителей.