Французские банкноты
Из всех европейских (да пожалуй, что и мировых) бумажных денег совершенно особняком стоят французские. В этой сфере, как и в любой другой, новые методы печати быстро становятся достоянием всех. Американцы придумали гильоши, русские - орловскую печать, кто-то еще - гравированные портреты, и постепенно деньги всех стран стали использовать такие методы защиты. Их применение и создает классический и знакомый всем образ "денег".
И только французы в 20-е годы пошли своим путем, не соблазнившись ничем чужестранным. Чтобы усилить защиту своих банкнот, они разработали совершенно уникальный (и подозреваю, что очень трудоемкий метод) цветной печати - в те времена, когда все старались печатать в одну краску хотя бы на одной стороне, поскольку многоцвет был очень дорогим.
На французских бумажных деньгах XX века нету гильошей и прочих механических узоров. Нет плавных переходов цветов. Нету гравюр по металлу. Вся поверхность банкноты нарисована вручную красками, а затем, похоже, для каждого цвета гравировалась отдельная печатная плата, после чего бумагу печатали в большое количество проходов - не меньше пяти - с очень точной приводкой.
Из-за этого банкноты французов похожи на картины, причем временами очень причудливые.
Обращает на себя внимание и очень строгая работа со шрифтами - никаких выдумок, никаких фривольностей, только классическая Антиква, в которой дозволяются небольшие авторские украшения.
Поэтому французские деньги узнать очень легко. Их не спутаешь ни с чем.
Что же касается сюжетов, то тут даже галлы следовали общемировой моде, начав с античных богинь.
Однако они ухитрялись выстраивать из действующих лиц целые истории, которые можно разглядывать часами, пытаясь понять, что там происходит, и кто с кем в каких отношениях.
Да, до таких пикантных сюжетов могли додуматься только французы. Это невыпущенный эскиз 1943 года. Думаю, что хвосты на рисунке хорошо заметны.
В 30-х годах моду стал диктовать Советский Союз. Поэтому на франках тоже появляются разные пролетарии, но, конечно, не мрачные, с изможденными лицами и грубыми руками, а легкие и воздушные.
Вот рыбак и трудовые крестьянки.
Это тоже, похоже, крестьянка, судя по быку рядом и какому-то сельхозорудию в руках. В каталоге она подписана как "Jeune paysan". А с другой стороны ленивые моряки.
А вот художественная интеллигенция в лице Франсуа Рене де Шатобриана и его интеллектуальных подружек.
Было даже что-то типа советской дружбы народов, хотя официальное название - "Французская империя". Несмотря на то, что тут представлены разные расы и национальности, во всех лицах есть что-то неистребимо французское.
Впрочем, на больших купюрах французы предпочитали аллегорические фигуры, оставляя пролетариев побоку.
Не обходилось и без экскурсов в славную историю Франции. На первой банкноте - Жак Кёр, а кто в кружевах - неизвестно.
А в пятидесятых годах французы придумали свою собственную моду - размещать на деньгах рисунки знаменитых людей, прославивших страну.
Причем, уж у кого-кого, а у них список был огромный. И не местечковые знаменитости, которых приходится подписывать, а всемирно известные.
Мольер:
Кардинал Ришелье:
Вольтер:
И, конечно же, сам Наполеон Бонапарт, молодой и красивый, задолго до Ватерлоо:
Вот для интереса набросок из этой же серии. Видно, что художник рисовал сразу всю композицию, кроме мелких надписей, а затем технические работники воплощали ее в форму для печати. Если интересуетесь, кто нарисован, то это Расин.
К восьмидесятым годам, впрочем, французское деньгоделие сильно захирела. Новая серия была довольно невзрачной, хотя и на ней были запечатлены знаменитые люди: Делакруа, Монтескье, Берлиоз, Паскаль. Но чего-то в ней уже не хватало.
И это притом, что эскизы того времени были отличными. Но почему-то в серию они не пошли.
Мария Склодовская-Кюри.
Снова Берлиоз, но не такой растрепанный. На обратной стороне еще и черти были нарисованы.
Ренессанс
Средневековье
На самую последнюю французскую серию без слез смотреть было уже невозможно. Это просто конфетные фантики. Как можно было опуститься до такого треша с былых вершин - выше моего разумения.