Блоги |
о социальной группе "вампиры"
прочитал "через сто лет" эдуарда веркина.
почувствовал родственную душу - автора волнует очень близкая и знакомая проблема.
а именно - непреодолимый барьер между внутренним переживанием психических феноменов и их внешней имитацией.
об этой же проблеме я писал в "тульпе", ее же касался и в "третьем контуре".
с той лишь разницей, что я писал об имитации самоосознающей личности, подтвердить или опровергнуть наличие коей невозможно (тест тьюринга оценивает лишь качество имитации, и не более того).
а веркин пишет об имитации эмоций (не обусловленных никакими внутренними переживаниями).
действие романа происходит на земле будущего, населенной лишь глубокими аутистами, в принципе не способными испытывать эмоции (обычных людей осталось меньше процента).
после такого перехода всё приходит в упадок - инфраструктура постепенно разрушается, да и сами аутисты всё чаще теряют интерес к жизни и выходят "в полный аут".
соответственно, они хотят вернуться в прежнее состояние, для чего усердно учатся внешней имитации чувств.
ходят на курсы, где их учат имитировать смех и злость, трут глаза луком, чтобы потекли слезы и т.п.
по принципу - вот, люди испытывают радость и улыбаются; а мы, наоборот - научимся правильно растягивать губы и тогда, может быть, испытаем радость.
прохождение такого тренинга облегчает аутистам общение с обычными людьми - но и только; барьер непреодолим.
для них эти упражнения подобны пелевинскому "искусству ветряного жеста".
можно сказать - герои романа натаскивают себя на прохождение теста тьюринга по эмоциям.
дочитав до этого места, диванные защитники прав меньшинств уже должны открыть бланк доноса - как автор посмел написать такое???
тут ведь попахивает как минимум разжиганием ненависти к безобидной социальной группе!
успокойтесь - в романе нет ничего ни про аутизм, ни про аутистов.
там действуют вампиры, начисто лишенные человеческих эмоций.
слабым намеком можно считать лишь термин "выход в аут".
такая подмена чревата - необходимо все же как-то обосновать это превращение.
но с объяснениями веркин особо не заморачивается - "кончилось терпение всевышнего".
классический рояль из машины.
зато введение вампиризма дает прекрасную возможность оттянуться (в тексте) во весь рост - от описания косметических вамп-процедур до драки на бензопилах.
разочаровала только концовка романа.
барьер непреодолим, проблема неразрешима.
она назрела, мучает многих, витает в воздухе - но философия уперлась в нее и сломалась.
меня упрекали, что в "тульпе" и в "третьем контуре" нет четкой концовки - но откуда же ей взяться, если проблема так и не решена.
а у веркина концовка есть - и она как раз в том, что барьер все же преодолен.
хотя это в принципе невозможно.
но тут опять - рояль из машины, чудо - "милость всевышнего".
"чудо" рвет "невозможно", как тузик грелку.
но это, имхо, как-то неспортивно
почувствовал родственную душу - автора волнует очень близкая и знакомая проблема.
а именно - непреодолимый барьер между внутренним переживанием психических феноменов и их внешней имитацией.
об этой же проблеме я писал в "тульпе", ее же касался и в "третьем контуре".
с той лишь разницей, что я писал об имитации самоосознающей личности, подтвердить или опровергнуть наличие коей невозможно (тест тьюринга оценивает лишь качество имитации, и не более того).
а веркин пишет об имитации эмоций (не обусловленных никакими внутренними переживаниями).
действие романа происходит на земле будущего, населенной лишь глубокими аутистами, в принципе не способными испытывать эмоции (обычных людей осталось меньше процента).
после такого перехода всё приходит в упадок - инфраструктура постепенно разрушается, да и сами аутисты всё чаще теряют интерес к жизни и выходят "в полный аут".
соответственно, они хотят вернуться в прежнее состояние, для чего усердно учатся внешней имитации чувств.
ходят на курсы, где их учат имитировать смех и злость, трут глаза луком, чтобы потекли слезы и т.п.
по принципу - вот, люди испытывают радость и улыбаются; а мы, наоборот - научимся правильно растягивать губы и тогда, может быть, испытаем радость.
прохождение такого тренинга облегчает аутистам общение с обычными людьми - но и только; барьер непреодолим.
для них эти упражнения подобны пелевинскому "искусству ветряного жеста".
можно сказать - герои романа натаскивают себя на прохождение теста тьюринга по эмоциям.
дочитав до этого места, диванные защитники прав меньшинств уже должны открыть бланк доноса - как автор посмел написать такое???
тут ведь попахивает как минимум разжиганием ненависти к безобидной социальной группе!
успокойтесь - в романе нет ничего ни про аутизм, ни про аутистов.
там действуют вампиры, начисто лишенные человеческих эмоций.
слабым намеком можно считать лишь термин "выход в аут".
такая подмена чревата - необходимо все же как-то обосновать это превращение.
но с объяснениями веркин особо не заморачивается - "кончилось терпение всевышнего".
классический рояль из машины.
зато введение вампиризма дает прекрасную возможность оттянуться (в тексте) во весь рост - от описания косметических вамп-процедур до драки на бензопилах.
разочаровала только концовка романа.
барьер непреодолим, проблема неразрешима.
она назрела, мучает многих, витает в воздухе - но философия уперлась в нее и сломалась.
меня упрекали, что в "тульпе" и в "третьем контуре" нет четкой концовки - но откуда же ей взяться, если проблема так и не решена.
а у веркина концовка есть - и она как раз в том, что барьер все же преодолен.
хотя это в принципе невозможно.
но тут опять - рояль из машины, чудо - "милость всевышнего".
"чудо" рвет "невозможно", как тузик грелку.
но это, имхо, как-то неспортивно