Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Происхождение языка и мышления

Новая книга Кошелева о мышлении и языке, 2019 года
Книга очень небольшая; содержит ответы на важнейшие вопросы о языке и мышлении. Автор излагает очень старую и весьма забытую логику, согласно которой мышление и язык развиваются вслед за деятельностью. Сначала в первобытном племени с гомогенной (одинаковой у всех) деятельностью выделяются первые профессии, у первых специалистов появляются первые специальные слова, более детально описывающие их профессиональную деятельность, чем это может обыденный общий язык - а потом в обыденный язык постепенно проникают новые слова и новые способы мыслить.
Характерные имена, на идеи которых опирается автор - Л. Морган; Марр; Гурджиев.
Изложение не опирается на авторитеты, у автора собственная логика, он лишь показывает, что тот или иной авторитет имеет отношение к некому решению проблемы, но решение дает самостоятельное, без опоры на авторитет.
В целом весь строй мысли о языке, чреватый такими принципиальными и то ли старыми, то ли новыми выводами, вытекает из общего понятия развития, сформулированного автором.

Развитие есть процесс, ведущий от первоначального единства данности к дифференцированному состоянию, когда целое делится на части, а затем - к созданию нового единства, системе частей. Так происходит развитие, в том числе развитие языка и мышления.
Следование этой формуле позволяет автору находить путь в множестве данных по лингвистике и делать значительные выводы об эволюции языка.
Под катом обширные цитаты нескольких важных мест из книги, до какой-то степени по этим цитатам можно даже составить представление о всем содержании книги.

Рассуждения о совершенном хомо - отдельная радость: автор обладает достаточным мужеством, чтобы сказать несколько слов о дальнейшей эволюции языка и мышления: к чему мы придём.

Кошелев А. Д.
О генезисе мышления и языка: Генезис понятий и пропозиций.
Аристотель и Хомский о языке. Влияние культуры на язык. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. — 264 с. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning.)

1.2. Общая теория развития 1.2.1. Цикл развития. Решающую роль в изучении генезиса и струк-туры человеческих понятий будет играть общая теория развития, сформировавшаяся в трудах Я. А. Коменского, Г. Гегеля, Г. Спенсера, И. М. Сеченова, Вл. С. Соловьева, А. А. Бог данова, Х. Вернера (ор-тогенетический принцип развития), К. Кофф ки, К. Левина и др., см.: Werner 2004; Чуприкова 2007; Кошелев 2011; 2017: 151–153.
Согласно этой теории, сущность развития некоторого целостного и гомогенного объекта заключается в двухэтапном преобразовании его в систему частей. Сначала объект делится на части — самостоя-тельные «частные» объекты (этап дифференциации, значок ). А за-тем эти части соединяются в систему (этап интеграции, значок ).
Этот двухэтапный процесс мы будем называть циклом развития объекта:
(1) Гомогенная целостность  Совокупность ее самостоятельных частей (этап дифференциации)  Система ее самостоятельных частей (этап интеграции)

Таким образом, сущность развития целостного ментального представления пространственного объекта сводится к трансфор-мации этого представления в систему частей.

Трансформация целостного представления объекта в систему его частей — это процесс познания объекта, и прежде всего познания его функции. Зная части объекта и их частные функции, мы луч-ше понимаем, как он «работает», каковы вклады частей в осущест-вление его функции.

---------
Соответственно, на начальных этапах развития ребенка прак-тическое мышление возникает у него до появления языка и разви-вается независимо от него. Этот вывод сближается с положением Л. С. Выготского о независимом начальном развитии у ребенка ли-ний мышления и речи, ср.: «…в известный момент, приходящий-ся на ранний возраст (около двух лет), линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, со-впадают в своем развитии…» (Выготский 1999: 95).

Ответ на второй вопрос (почему языков так много?) также вы-текает из проведенных рассуждений. Как можно было видеть вы-ше, ключевые черты языка складываются, в основном, в началь-ный период эволюции этногруппы и выражают характерные осо-бенности ее представлений об окружающем мире. Таким образом, многообразие языков отражает исходное разнообразие этнических групп. Позднее, согласно Э. Сепиру, это многообразие ширится под влиянием роста прогресса этногруппы — цивилизационного ком-понента ее культуры, см. п. 3.3.9. На возможное возражение: поче-му в двух соседних африканских деревнях, с виду очень близких по строю жизни и уровню прогресса, могут быть совершенно раз-личные языки, ответ следующий. Взгляды на мир их далеких пред-ков существенно различались, что и повлекло различие их языков.
А последовавшее затем сближение их мировосприятий не смогло повлечь смену сложившихся исходных характеристик языкового строя (порядок слов и др.). Но и на этот ответ можно возразить: по-чему тогда английский язык из строго флективного, со свободным порядком слов, за тысячу лет превратился в язык с фиксированным порядком слов и малым числом флексий? (Пинкер 2004: 223). Наш ответ таков: потому что за эту тысячу лет английский социум до-стиг колоссального прогресса, который и привел к столь впечатля-ющим изменениям в языке, ср. пп. 3.2.7 и 3.3.9.

------------

Одна из центральных тем главы — характер влияния культуры социума на его язык. В разделе 3.1 показывается, что прогресс социума — глав-ная составляющая цивилизационного компонента его культуры — спо-собствует развитию содержательного компонента языка — расшире-нию круга его лексических и грамматических значений. В этом контек-сте обсуждается гипотеза Эверетта о влиянии культуры на строй языка.
В разделе 3.2 предлагаются модели деятельностного развития че-ловека и социума, образованные тремя компонентами: Деятельность (главный компонент), Мышление и Язык (вспомогательные компонен-ты, обеспечивающие успешное осуществление деятельности). Эти мо-дели иллюстрируются на примерах конкретных социумов. В заклю-чение раздела рассматривается финальное состояние прогрессивного развития социума и его членов. Обсуждается также взгляд на Homo sapiens sapiens как на переходный вид, предшествующий виду Homo perfectus.
В разделе 3.3 в свете введенных моделей анализируются некото-рые необычные свойства языка племени пирахан (Pirahã), описанные Д. Эвереттом: отсутствие цветообозначающих и счетных слов, стра-дательного залога и др. Показано, что эти свойства обусловлены на-чальным уровнем прогресса племени и, предположительно, элимини-ровались бы в случае его перехода на последующие уровни прогресса.
Наконец, раздел 3.4 посвящен анализу принципов непосредствен-ного (синкретичного) и опосредованного (системного) восприятия и обсуждению понятия «экзотическое свойство языка». На примере языка пирахан показывается, что это понятие имеет относительный статус и не может с безусловностью характеризовать ни одно свой-ство языка.


Ниже этот процесс будет подробно проил-люстрирован на примере племени пирахан (Pirahã). Будет показано, что отсутствие или бедность многих лексических и грамматиче-ских средств их языка тесно связано с недифференцированно-стью (синкретичностью) соответствующих фрагментов их кар-тины мира. А эта синкретичность, в свою очередь, обусловлена предельно узким кругом видов деятельности индейцев, знаме-нующим начальный уровень прогресса племени.

----------------

3.2.1. Единая линия прогресса этнической группы. Введем ос-новные понятия, используемые в данной главе. Этнической груп-пой или, коротко, этногруппой, мы называем сообщество людей, объединенное общим языком, культурой и кругом обыденных (об-щепонятных) видов деятельности (мы оставляем без рассмотрения проблему этнического самосознания, которое обычно используется как критерий выделения этногрупп, так как это напрямую не свя-зано с целями данной статьи).
Уровень прогресса этногруппы определяется качественным разнообразием видов деятельности, осуществляемых в этой группе.
Начальный уровень прогресса характерен для гомогенной груп-пы, в которой отсутствуют специфические, так сказать, професси-ональные виды деятельности (например, гончарное производство).
Такие виды деятельности осуществляют отдельные коллективы, ис-пользуя при этом особый, профессиональный язык. В осуществле-нии обыденных (непрофессиональных) видов деятельности уча-ствуют все члены этногруппы, используя при этом обыденный (об-щепонятный) язык. Примером гомогенной этногруппы может слу-жить племя пирахан. Этногруппы, в которых культивируются про-фессиональные виды деятельности, мы называем гетерогенными.
Введенные понятия тесно связаны с некоторыми понятиями те-ории Л. Моргана о едином пути прогресса человеческих сообществ (Морган 1935). Эта теория пережила период своего расцвета во вто-рой половине XIX в. и сейчас редко упоминается в научных иссле-дованиях. Тем не менее в ней, на наш взгляд, содержатся «зерна ис-тины» и некоторые ее положения кажутся нам весьма плодотвор-ными (не следует забывать, что она базируется на анализе этно-графических сведений о множестве племен, обитающих на разных

-- континентах, и что некоторые их этих племен были открыты во вре-мена Моргана и находились еще в своем первозданном виде).
Терминологическое замечание. Многие понятия моргановской теории периодов прогресса этногрупп вошли в научный аппарат современной антропологии, однако терминология Л. Моргана почти не используется. Одна из причин кроется в ее уничижи-тельных коннотациях («дикость», «варварство»), невольно припи-сываемых многим племенам. Последующие периодизации были основаны на других критериях, акцент сместился с социальной структуры на более легко реконструируемую по археологическим данным материальную культуру сообществ (палеолит, мезолит, неолит и др.). Однако для наших задач систематика Моргана го-раздо полезнее классификации современной социальной антро-пологии. Поэтому в нашей терминологии мы устраняем нежела-тельные коннотации, но сохраняем многие моргановские понятия.
В теории Моргана выделены три периода прогресса этногрупп («дикость», «варварство» и «цивилизация»), каждый из которых представляет собой определенное состояние общества и отлича-ется свойственным этому периоду образом жизни (Морган 1935:
гл. 1). Для нас важны первые два периода, характеристики которых мы будем далее использовать:
1) «дикость» — начальный период прогресса, для которого ха-рактерны отсутствие частной собственности и равенство членов общества, и 2) «варварство» — последующий период прогресса, отмечен-ный появлением гончарного производства, земледелия, скотовод-ства, частной собственности и социальной иерархии.

---------

Мы видим, что появление в этногруппе профессиональных ви-дов деятельности является, образно говоря, рубиконом, при пере-ходе через который качественно изменяется ее ментальный мир.
Ранее прогресс этногруппы сводился лишь к расширению видов обыденной деятельности, знаний о ней и описывающего ее обы-денного языка. Поэтому все члены этнической группы одина-ково смотрели на окружающий мир, его возможности и опасно-сти. Теперь же — при появлении в этногруппе гончарного про-изводства и других профессиональных видов деятельности, ха-рактерных для периода бесписьменной гетерогенности, — в ней появляются отдельные коллективы, у которых к общеэтническо-му представлению мира добавляется новое, так сказать, аналити-ческое представление о каких-то его аспектах. Оно отражает их опыт углубленного взаимодействия с этими аспектами, благодаря чему в их картине мира появляются новые элементы, отсутствую-щие у остальных членов сообщества. А это важнейшее социаль-ное новообразование.


Al-Sayyid — это деревня в пустыне Негев на юге Израиля, в ко-торой живет община бедуинов численностью около 3500 человек.
На протяжении ряда поколений в этой общине иногда рождались глухие дети. Около 80 лет назад среди них спонтанно возник элемен-тарный язык жестов, который затем стал бурно эволюционировать, усложняясь чуть ли не с каждым следующим поколением (Padden et al. 2010; Sandler et al. 2011; Sandler 2013). В настоящее время ABSL достиг состояния, сопоставимого со звуковым человеческим языком.
В статье Дронов 2016 дано описание всех четырех цивилизационных стадий языка ABSL — от начальной до современной:
Исследователи успели застать в живых первых носителей этого языка и зафиксировали четыре возрастных страты, отличающи-еся друг от друга последовательным усложнением морфологии и синтаксиса. <…> 1) простые конструкции, выполняемые с помощью рук (при-мер — рассказ человека из первого поколения говорящих на ABSL: короткие фразы из одного-двух слов, т. е. зна-ков-символов, в сопровождении пантомимы — иконических знаков с участием всего тела);
2) выделение субъекта и объекта, маркеры темы и ремы (движе-ния головы);
3) сложные предложения, выражение иллокутивной силы (ми-мика, аналоги просодии — положение рук и тела, повторение жеста), вводные слова, вставные конструкции, аналог логиче-ского ударения, появление новых грамматических показателей (движения головы, мимика);
4) вставленные предложения и вставки внутри них, противопо-ставление двух референтов, появление новых грамматических показателей (движения и положение тела, ведущая рука vs. ве-домая рука) (Там же: 321 –322).
Столь бурная эволюция ABSL, произошедшая, по существу, на протяжении одной человеческой жизни, выглядит загадочной.
Между тем наша гипотеза о решающем влиянии уровня прогресса этногруппы на уровень развития его языка дает простое объяснение

--------------

3.2.8. Финал прогрессивного развития общества и человека.
Нарастающее разделение гетерогенного общества на отдельные группы по видам профессиональной деятельности обнаруживает парадоксальную тенденцию. Чем большего прогресса достигает эт-ногруппа в накоплении знаний о мире, т. е. чем больше професси-ональных групп в ней возникает, тем меньше ее члены понимают

друг друга вне их обыденной жизни. В самом деле, все члены го-могенной этногруппы прекрасно понимают друг друга, поскольку они одинаково хорошо знают свой обыденный мир и обыденный язык и постоянно осуществляют обыденную деятельность, кото-рую он описывает. Члены современного (гетерогенного) общества располагают гораздо более обширными знаниями о мире, содер-жащими, наряду с обыденными, псевдопрофессиональные знания, см. (3). Но эти быстрорастущие знания являются пассивными. Они поверхностны, лишены опоры на реальную деятельность и все бо-лее и более индивидуализируются — различаются у разных людей.
Соответственно, различаются (прежде всего лексическом составом) и их языки (4). Поэтому современные люди в процессе языкового общения на темы, лежащие за пределами их обыденных знаний, го-раздо хуже понимают друг друга, чем, скажем, индейцы пирахан, у которых псевдопрофессиональные знания и, соответственно, ин-дивидуальные языковые различия отсутствуют.

Представители разных групп по многим проблемам перестают понимать друг друга. Единственное звено, объ единяющее эти группы в единый социум и сохраняющее поле взаимного понимания, это обыденный компонент их деятельности, языка и представлений о мире. Как только этот компонент утрачи-вается или становится несущественным, гетерогенный социум утра-чивает целостность и распадается. Излагаемый нами подход к соци-ально обусловленному развитию человека в некоторых отношениях близок к учению Г. И. Гурджиева. Вот что он говорил ровно 100 лет назад (в изложении П. Д. Успенского):
Развитие человека идет по двум линиям — линии знания и линии бытия. При правильном развитии линии знания и бытия развива-ются одновременно, параллельно друг другу, помогая одна дру-гой. Но если линия знания слишком опередит линию бытия или линия бытия опередит линию знания, развитие человека пойдет по неверному пути и рано или поздно остановится. <…> Если знание получает перевес над бытием, человек знает, но не мо-жет делать… Иными словами… это человек, который не пони-мает того, что знает. <…> Понимание… это — равнодействую-щая знания и бытия. <…> Одну из причин расхождения между линиями бытия и зна-ния в жизни, недостатка понимания, которое частично является причиной, а частично следствием этого расхождения, нужно ис-кать в языке. <…> Язык, на котором они говорят, приспособлен лишь для практической жизни… но едва они переходят в чуть бо-лее сложную область, как они тотчас же теряются и перестают понимать друг друга, хотя и не сознают этого. <…> Понятно, что для надлежащего изучения и точного обмена мыслями необходим точный язык. <…> Ид ея совершенно ясна, и каждая научная дисциплина пытае тся выработать и установить для себя точный язык. А универсального языка нет. Люди непре-станно смешивают языки различных наук и не могут установить их точные соответствия. Даже в каждой отрасли науки постоянно возникает новая терминология, новая номенклатура. И чем даль-ше, тем дело обстоит хуже. Растет непонимание; оно возрастает вместо того, чтобы уменьшаться; есть все основания думать, что оно будет продолжать возрастать, а люди — все меньше понимать друг друга (Успенский 2014: 89–96; курсив автора).

-------------

3.2.9. Homo perfectus. Итак, ускоряющийся прогресс современного компьютеризованного общества ведет к неуклонному ухудшению взаимопонимания между людьми. Можно ли ожидать прекращения этой тенденции? Опора на общую теорию развития позволяет дать условно положительный ответ на этот вопрос. Согласно этой тео-рии (см. этапы (5d) и (5e) цикла развития (5) в п. 1.2.5 главы 1), в ка-кой-то момент процесс дифференциации профессиональных зна-ний может смениться обратным процессом: их интеграцией в рам-ках некоторой единой группы.
Необходимым условием для такой интеграции является, на наш взгляд, эволюционный скачок Homo sapiens sapiens, т. е. образование у него мозгового субстрата, который обеспечивает скачкообразный рост интеллектуальных и эмоциональных возможностей человека (соизмеримый со скачком от антропоида к человеку) и превращает его в Человека синтетического, или, условно говоря, в Человека со-вершенного, т. е. в Homo perfectus. В результате такого скачка каж-дый член этой группы людей окажется способным усваивать не от-дельный профессиональный вид деятельности, а всю совокупность прежде изолированных видов профессиональной деятельности, вме-сте с их профессиональными знаниями и языками. Объединившись с прежней обыденной деятельностью, эта единая мультипрофес-сиональная деятельность станет новой обыденной деятельностью всех членов сообщества Homo perfectus. Знания о ней станут их но-вым обыденным представлением мира, а мультипрофессиональный язык — новым обыденным языком. Возникшее сообщество совер-шенных людей вновь станет гомогенным, подобным гомогенному племени пирахан, а его члены обретут полное взаимопонимание

Трудно высказать какую-либо обоснованную гипотезу относи-тельно того, в чем конкретно может заключаться требуемый ска-чок в эволюции человека. Имея в виду эволюционный скачок, по-родивший его самого и его понятия, см. пп. 2.4, 2.5, глава 2, можно лишь предположить, что одним из важнейших результатов такого скачка станет появление у Homo perfectus гораздо более абстракт-ных, чем человеческие понятия, когнитивных единиц, условно го-воря, супер понятий, посредством которых он будет строить пред-ставление мира качественно более глобальное и целостное, чем че-ловеческое представление мира.
В заключение этого краткого анализа хотелось бы выразить на-дежду, что по существу забытая проблема Homo perfectus привлечет к себе внимание научного сообщества и станет предметом широ-кого междисциплинарного обсуждения. Процитирую в связи с этим мысль П. Д. Успенского, высказанную им около ста лет назад:

----

Лишь тупая и стерилизованная мысль последних сто-летий европейской культуры утратила соприкосновение с идеей сверхчеловека и поставила своей целью человека, каков он есть, каким он всегда был и всегда будет. За этот сравнительно короткий период европейская мысль так основательно забыла идею сверхче-ловека, что когда Ницше бросил ее Западу, она показалась новой, оригинальной и неожиданной. <…> Эволюция в направлении к сверхчеловеку есть создание новых форм мышления и чувств — и отказ от старых форм. <…> Об этом говорит Заратустра у Ницше:
«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что дóлжно преодолеть. Что же вы сделали, чтобы его преодолеть? <…> Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный стыд.
И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посме-шищем или мучительным стыдом. <…> Что великого есть в чело-веке, так это то, что он — это мост, а не цель: что можно любить в человеке, так это то, что он — переход, но и закат и погибель» (Nietzsche 1927: 8, 11; курсив Ницше; перевод С. А. Жигалкина).
Вот эти слова Заратустры, к сожалению, не вошли в обиход нашей мысли (Успенский 2018: 112–115).


Согласно первому принципу, развитие некоторой целостности (социума, живого организма или его целостного компонента) со-стоит в преобразовании этой целостности в систему ее взаимосвя-занных компонентов. Такое преобразование осуществляется в два этапа: сначала целостность дифференцируется на несколько само-стоятельных компонентов, а затем эти компоненты интегрируют-ся в систему, аутентичную по своей функции исходной целостно-сти, см. п. 1.2, глава 1.
Согласно второму принципу, такое развитие обусловлено взаи-модействием двух факторов: внутреннего (генетического) и внешне-го, или средового (влияния извне). Говоря словами И. М. Сеченова, который в своей работе «Элементы мысли» (Сеченов 1952: 272– 426) развил и детально проиллюстрировал этот принцип, «всегда и везде жизнь слагается из кооперации двух факторов — опреде-ленной, но изменяющейся (нервной. — А. К.) организации и воздей-ствия извне» (Там же: 288; курсив автора. — А. К.).

-----

Дети начинают различать цвета предметов с полутора лет (см., например, Г. Л. Розенгарт-Пупко (1948; 1963)). Однако им тре-буется еще по меньшей мере год, чтобы научиться семантиче-ски правильно употреблять цветообозначающие прилагательные, см. Andrick, Tager-Flusberg 1986; Цейтлин 1996: 5–7.
Итак, с одной стороны, дети в полтора года различают конкрет-ные цве та предметов, с другой стороны, они в течение последую-щего года оказываются не способными правильно называть цвета соответствующими прилагательными. И это притом, что правиль-ные употребления цветообозначающих прилагательных ребенок слышит постоянно.
При объяснении данного парадокса мы будем оп ираться на сле-дующее общее положение. Ребенок в годовалом возрасте обла-дает начальной (но быстрорастущей) моделью мира — системой прелингвистических концептов (подробнее об этом см. в Кошелев 2017: 283–288, см. также Waxman 2008: 101). Благодаря ей он спо-собен адекватно усваивать слова (лексические значения), но только в том случае, если первичные корреляты их значений уже сформи-ровались как элементы этой модели. В таком случае ребенку для

усвоения слова достаточно лишь соотнести его с соответствующим концептом своей модели. Что он и делает на основе наблюдаемых им конкретных актов референции слова, осуществляемых окружа-ющими11. Например, чтобы усвоить значение прилагательного крас-ный, ребенок должен иметь в своей модели концепт КРАСНЫЙ — прототипический красный цвет как самостоятельный элемент, от-деленный от других цветовых элементов (ЗЕЛЕНЫЙ и др.). И тогда, наблюдая референции этого прилагательного, он узнаёт, что оно яв-ляется именем концепта КРАСНЫЙ. (Он уже «знает», что концепты модели имеют имена и ему нужно лишь узнать их12.)

3.3.3. Влияет ли язык ребенка на процесс дифференциации?
Этот важный вопрос подробно рассмотрен в главе 2, п. 2.7. Опира-ясь на работы S. Waxman, M. Hauser и других исследователей, там показано, что если в процессе когнитивного развития ре-бенка у него начала формироваться категория, например «ша-ры», то усваивае мые им существительные — их имена (шар, мяч и пр.) — ускоряют ее формирование. Если же когнитивное формирование категории не началось, то слова, именующие глав-ный признак категории, не способны побудить начало ее формиро-вания. Например, процесс усвоения прилагательного фиолетовый не продуцирует начало образования категории «фиолетовые пред-меты» (Waxman 2008: 105).

------

Отсутствие в языке пирахан базовых цветовых терминов да-ет основание предположить, что цветовые значения признака Цвет остаются в ментальных представлениях индейцев синкретичны-ми, неразделенными. Казалось бы, у них тот же «лучший пример» красного цвета — кровь, что и у носителей европейских языков13.
Но, по-видимому, этот лучший пример не помог им сформировать самостоятельный (независимый от него) прототип красного цве-та — концепт КРАСНЫЙ. А значит, для базового термина красный нет значения.
Почему же у ребенка пирахан не происходит трансформации синкретичного признака ЦВЕТ в цветовую палитру — набор са-мостоятельных цветовых прототипов КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ и др., свойственный ребенку современного индустриального общества?
Ведь вычленение признака ЦВЕТ у него осуществляется. Логика предшествующих рассуждений дает основание предположить, что у детей пирахан не реализуется второй этап развития, обеспечива-ющий вычленение отдельных значений признака ЦВЕТ. Причина, как можно предположить, заключается в отсутствии у них необхо-димого внешнего фактора, прежде всего соответствующих цвето-вых практик — обыденных взаимодействий с отдельными цвето-выми значениями.
В самом деле, у детей современных индустриальных обществ имеются по меньшей мере два внешних фактора, стимулирующих дифференциацию конкретных цветов. Во-первых, это активная де-ятельность ребенка по выбору предмета исключительно по его цве-ту. Цвет необычайно информативен в их мире, изобилующем ар-тефактами с произвольной раскраской. Ребенок может иметь не-сколько одинаковых игрушек, предметов одежды и обуви, конфет, шахматных фигур и пр., различающихся только цветом. ЦВЕТ так-же нередко несет конвенциональную символическую функцию (све-тофор). Кроме того, рисуя цветными карандашами и акварельны-ми красками, ребенок сам выбирает цвет рисуемого объекта. Во-вторых, это цветообозначающие прилагательные красный, зеле-ный и др., которыми окружающие люди постоянно называют как

-- цвета видимых детьми предметов, так и фрагменты их многоцвет-ной раскраски: в красную полоску, в зеленый горошек и пр.
В мире ребенка пирахан все иначе. Их окружает природный мир со своими естественными и неизменными (или закономерно меняющимися) красками. Артефактов, имеющих случайный цвет, очень мало (простейшие предметы одежды, инструменты и под.).
Да и их индейцы не выбирают, а получают (выменивают) более или менее случайным образом. И даже в тех случаях, когда цвет является информативным, например зеленый цвет свидетельству-ет о незрелости, он, как правило, не является единственным кри-терием. Если в магазине могут продаваться, скажем, зеленые бана-ны, то у индейцев пирахан плоды собираются лишь в созревшем состоянии, когда они утрачивают зеленый цвет. И незрелость пло-дов видна не только по их цвету, но и по другим признакам: запах, цвет и состояние листьев дерева, спелость других плодов, созрева-ющих одновременно с ними, и пр. Кроме того, у индейцев пирахан совершенно отсутствует склонность к рисованию, включая тради-цию наносить на свое тело символические узоры. Наконец, отсут-ствует и второй — лексический фактор, поскольку в языке пирахан нет монолексических коррелятов прилагательных красный, зеленый и под., напрямую и менующих цвета.
Таким образом, есть основания предполагать, что отсутствие цветовых практик в обыденной деятельности индейцев пирахан препятствует дифференциации у их детей синкретичного спек-тра признака Цвет, его трансформации в цветовую палитру — на-бор отдельных прототипов — концептуальных значений для базо-вых цветовых терминов (basic color term). А потому и сами терми-ны не могут появиться. И напротив, возникновение таких практик стимулирует образование прототипов и соответствующих им цве-тообозначающих имен14.

-------

Коснемся в этом плане дискуссии об универсальности цветовых категорий. Как мы уже упоминали, Б. Берлин и П. Кей (Berlin, Kay 1969) утверждают, что английские базовые цветовые наименования black, white, red, yellow, green, blue, brown, purple, pink, orange и gray задают базовые категории, центральные прототипы которых одина-ковы для разных этнических групп. И хотя многие языки содержат меньшее количество имен для базовых категорий, люди способны формировать все такие категории. А. Вежбицкая придерживается иной точки зрения (Wierzbicka 2005; 2008). Основываясь на том фак-те, что в некоторых языках, например в языке австралийских абори-генов вальбири, нет ни слова цвет, ни базисных имен для основных цветов, она полагает, что цветовые категории не относятся к числу человеческих универсалий. Вежбицкая признаёт, что все люди живут в многоцветном мире. Но не все воспринимают цвета концептуаль-но. По мнению Вежбицкой, у носителей языков, не имеющих слова цвет, вопрос «Какой это цвет?» не может быть задан и, по-видимо-му, не возникает. А значит, люди не могут и думать о цвете.
Для Вежбицкой вопрос об универсальности концепта ЦВЕТ принципиален. Отвечая на него отрицательно, она не включает этот концепт в число своих универсальных семантических примитивов.
Не соглашаясь с ее логикой, П. Кей отмечает, что в ряде языков от-сутствуют слова размер, большой и маленький, число, количество, один, два и др. Однако, несмотря на это, Вежбицкая относит кон-цепты БОЛЬШОЙ и МАЛЕНЬКИЙ, ОДИН и ДВА к универсальным семантическим примитивам (Kay 2015).

Не имея возможности вдаваться здесь в детали дискуссии, заме-тим лишь, что данные выше объяснения разрешают эту коллизию.
Из них следует, что цветовые категории можно считать универсаль-ными лишь потенциально — в том смысле, что выделенность при-знака ЦВЕТ, по-видимому, имеет генетическую обусловленность.
Что же касается степени развития значений этого признака, то она определяется исключительно воздействием извне — влиянием по-вседневной практической деятельности социума. В полной мере все сказанное относится и к признаку РАЗМЕР, см. п. 3.3.2.

-----------

3.3.9. Итоговые замечания. Приведенный в данном разделе анализ иллюстрирует огромное влияние, оказываемое прогрессом этно-группы (цивилизационным компонентом ее культуры, согласно Э. Сепиру) на развитие содержательной составляющей языка — его лексических и грамматических средств. Тем самым получают объяснение те механизмы, посредством которых, как писал Сепир, быстрое развитие западноевропейской культуры на протяжении по-следних 2000 лет сопровождалось «необыкновенно быстрыми язы-ковыми изменениями», см. цитату в п. 3.1.2.
Ria.city

Читайте также

Интернет |

Ученые проверили правдивость теории «враг моего врага — мой друг»

Блоги |

К Пасхе Христовой ! Жертва отца всех !!!

Блоги |

Инструкция Екатерины II по воспитанию внуков

Новости России

Россия и Дети: театр кукол Ульгэр в Бурятии покажет концерт-представление "Вальс Победы"

Посол Нидерландов Хиллес  Плух завершил миссию в России

Продвижение новых песен с высоким результатом

Магнитная буря 2 мая может спровоцировать северное сияние в Москве

Новости от 123ru.net

Студент Влад Трапезников принял участие в акции и нарисовал граффити на станции

Накроет и 5 мая. Специалисты рассказали, что приготовила природа

Канцлер ФРГ Шольц: нападение на кандидата в Европарламент Экке является угрозой демократии

Житель Подмосковья забил родного отца до смерти и сдался полиции

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Песня

Рассылка Песни или Музыки на все Радиостанции России, СНГ и Мира, а также по всем СМИ России.

Авто в России и мире

Житель Подмосковья забил родного отца до смерти и сдался полиции

Посол Нидерландов Хиллес  Плух завершил миссию в России

Эксперт рассказала о плюсах хранения хлеба в морозилке

Студент Влад Трапезников принял участие в акции и нарисовал граффити на станции

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
ATP

ATP представила новые правила парного тенниса



Two Skinny Pitties Reunite A Year After Rescue - The Dodo

Online Alarm Clock for efficient time management

'Our fielding has let us down', says GT skipper Gill

5 Things To Remember When A Friendship Ends