Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Владимир Максаков // «MyBook», 2 июня 2020 года

Историк читает исторические романы: «Июнь» Дмитрия Быкова

Мы запускаем новую рубрику, в которой историк и журналист Владимир Максаков будет рассказывать о книгах с интересным и достоверным описанием исторических событий, личностей, мероприятий. И первым выбор пал на роман литературоведа и писателя Дмитрия Быкова.


«Июнь» Дмитрия Быкова — ещё один роман о тридцатых, продолжающий линию «Обители» Захара Прилепина и «Вдруг охотник выбегает» Юлии Яковлевой. Писатель уже обращался к этому времени в биографиях Горького, Маяковского и Пастернака, и теперь подходит к художественному произведению почти как историк.

Дмитрий Быков пишет современным нам языком, лучше самих героев понимает их чувства и взгляд на эпоху, недоговаривает и даёт оценки. Советских людей тридцатых волнует история — своя и чужая, личная и страны, — но писатель убеждён, что это «прекрасные люди с короткой памятью», ведь «воспоминания — дурной тон». Они не помнят толком ни истории, ни вчерашней любви и обречены на тоталитаризм и одиночество в брошенном вперёд времени: «Жизнь не стоит, от жизни остаётся только то, что напишут».

«Июнь» — роман исторический, но далеко не в привычном смысле слова. Прежде всего, он лишён характерных примет времени. Эпоха, в которой живут и действуют герои, находится словно за кулисами: кто-то что-то видел, слышал, читал, смутные очертания репрессий маячат в прошлом, а войны — в будущем. Своя логика у такой фигуры умолчания есть, так как люди тридцатых оглушены шумом исторического времени.

Один из главных вопросов к произведению на историческую тему — могло ли такое быть? Ответ «Июня»: несомненно. Через судьбы так называемых «характерных для эпохи героев» (их всех связывает обострённая рефлексия) показано, что происходит между репрессиями и войной с советской интеллигенцией, но важнее кажется то, что сами они при этом не меняются — или, вернее, мы не видим этих изменений, потому что эти люди слишком хорошо научились лгать самим себе и окружающим. Арест близкого человека произведёт на них впечатление, но со временем они убедят себя, что так было надо, и сживутся с этим. Кажется, пробудить их может только война, и не случайно за рамками повествования остаётся их реакция на утренние часы 22 июня. Это правда скорее историка, чем писателя: с этой даты начинается уже совсем другой период.

Бесконечный июнь растягивается на два предвоенных года. Люди, ещё не пережившие «Большой террор», ожидают уже великой войны, и эху расстрелов на Лубянке будут вторить орудийные залпы на фронте.

По контрасту с названием главное романное время — зима, и заморозки ощущаются в людях, так и не решающихся на слово и дело. Студент Миша повисает между учёбой и жизнью, журналист Боря — между женой и любовницей, учёный рецензент Крастышевский — между реальным и фантастическим миром. Пытаясь околдовать правильно подобранными словами самого Сталина, он разделяет мистическую веру в текст Велимира Хлебникова с гипнозом абсолютной власти, под который подпал даже Борис Пастернак. Советская власть кажется Крастышевскому иррациональной (нельзя же, в самом деле, понять непостижимое — репрессии?), следовательно, и влиять на неё можно только сверхъестественными методами.

Почти в традициях плутовского романа герои, как будто сами того не желая, избегают военной службы, тяжёлой болезни и ареста. Все они — люди думающие и гуманитарии, но даже не пытаются осмыслить происходящее. За них всё решает пришедший на место судьбе коллектив, будь то комсомольское собрание или НКВД. Перековываясь, они скорее взрослеют, чем воспитываются, привыкают к цинизму и двойной морали. Их подруги, разучившиеся чувствовать и строить отношения, хотят для себя роли невест или жён, ждущих и не дожидающихся женихов и мужей с войны, — поэтому в книге так много прощаний и почти нет встреч.

В разговорах об искусстве (а говорится об этом много и со знанием дела) не находится места соцреализму — производственному роману или поэзии революционного романтизма. Вряд ли бы люди избегали таких тем в действительности, но это только подчёркивает их неприкаянность в советском настоящем, где время вышло из пазов.

Один из конфликтов исторического романа — пробуждение сознания героя, понимающего, что окружающая его жизнь и стоящая за ней идеология не такие, какими кажутся, и начинающего после этого бунтовать или сдающегося. Это извечный выбор: пойти против своего времени или в ногу с ним. У героев «Июня» его практически нет, и они не успели усомниться в советской власти. Препарируя их жизни, Дмитрий Быков показывает, как чудовищная историческая травма террора оказывается вытеснена в пласт личных отношений, изначально нездоровых. В Советском Союзе не может быть счастливой семьи.

Отметим, что ожидание современниками войны несколько раз «оправдывалось» (и обманулось в последний — самый страшный — в июне). Мировая война началась в сентябре 1939 года, несколько месяцев спустя — советско-финская, которую умолчали (не случайно совсем не советские строки о ней напишет Ольга Берггольц, словно мучимая тяжким предчувствием: «Безмирно живущему мёртвые мстят: Все знают, все помнят, а сами молчат»).

Война предстаёт в «Июне» очищением огнём и мечом, которого ждут герои, не способные по-другому решить свои проблемы. Но нового мира после войны не будет: хоть воздух и станет прозрачным, почти некому будет им дышать. Жажда, вызванная военной лихорадкой, оказывается созвучна милитаризованному духу тридцатых. Для утопии уже нет места: «пацифист устроит такую борьбу за мир, что мало кто выживет». Но и война осмысляется рассказчиком не как идеологическое противостояние, ведь Советскому Союзу ничего не стоит менять друзей и врагов.

Молодые люди идут на Зимнюю войну (Советско-финляндская война 1939-1940 гг. — Прим. ред.) только потому, что это война вообще, а с кем именно — для них не так уж важно: «просто чтобы бросить себя на неведомую чашу, которая вдруг перевесит — и тогда все поймут, что хватит». Вторя своим героям, автор случайно или намеренно говорит о комиссарах в 1941 году, хотя вместо них уже были замполиты. Военным опытом грезят будущие прозаики и поэты, и он оказывается единственным недоступным творческому воображению. Война выполняет и конститутивную функцию, служа мифом основания: «Бывают времена, когда нет логики, и без войны её уже не выстроишь». Это милитаризация советского общества: от френча и сияющих сапог до норм ГТО.

Для Дмитрия Быкова написать историю тридцатых невозможно. Обречёнными на неудачу оказываются роман Миши, стихи его сокурсников и пьеса его приятелей, публицистика Бори, а в конечном итоге и попытка колдовать словами Крастышевского. Ища новой формы для высказывания о предвоенных годах, писатель использует для своей книги реальные сюжеты и участвовавших в них людей. Его роман оказывается так и не созданным в действительности, но очень правдоподобным (квази)историческим источником, помогающим нам лучше понять предвоенные годы.

Технически «Июнь» представляет собой огромный и почти слитный поток авторского сознания, знающего, с чего всё началось и чем всё закончится, умеющего говорить намёками и сплетающего воедино голоса множества героев, а стилистическая как бы небрежность придаёт повествованию живости.

У этой квазинеотредактированности есть объяснение: на обложке «Июня» красуется штамп «КГБ — Самиздат», стоят грифы «на правах рукописи», «для служебного пользования» и даты «1941–2017». Дмитрий Быков словно признается в том, что его альтер эго погибло в первый год войны, а роман был выпущен только к столетию революции, на что указывает эпиграф из «Возмездия» Блока. Автор обнажает приём, посвящая немалую часть текста обсуждению литературы модернизма и формального метода и даже выводя «золотое сечение» для собственного романа: «Вторая часть должна составлять половину первой, третья — примерно треть второй, четвертая же содержит главный посыл и вчетверо меньше». Теорема доказана.
Ria.city

Читайте также

Интернет |

Беспроводной сканер штрих-кодов SAOTRON P05i промышленного класса

Блоги |

Идея взять ипотеку от работодателя кажется привлекательной каждому четвертому псковичу – опрос

Блоги |

Рейтингомер: новый эпизод «дела Грацкого», перестановки в правительстве и резидент-банкрот

Новости России

ЦСКА сыграл вничью с "Рубином" в матче РПЛ

Пресс-релиз | CRYPTONIUM | Новая экосистема для заработка на криптовалюте | Арбитраж | Трейдинг | Обучение

Галина Янко: главные традиции и приметы Пасхи

Композитор Классической музыки Сергей Брановицкий представляет произведения классической музыки.

Авторские новости

28 инвестиционных проектов Туризм.РФ перешли в активную фазу реализации

Врач-стоматолог Татьяна Сумцова: незаметные заболевания, которые могут быть опасны

Аналитическое исследование «585*ЗОЛОТОЙ» показало, сколько тратят на обручальные кольца в 2024 году в разных городах России

Москву и Санкт-Петербург назвали лучшими городами для подработки

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Анастасия Волочкова

Адвокат Гордон вызвалась оплатить Волочковой психиатра и лечение от алкоголизма

Авто в России и мире

Завотделом охраны труда Обкома Подмосковья подтвердил компетенцию

Шавкат Мирзиёев посетит военный парад в Москве по случаю 9 мая

В Таиланде стартовали съемки фильма ON с Юлией Пересильд в главной роли

Боевой ничьей закончился матч воронежского «Факела» с «Зенитом»

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
WTA

WTA огорчила Елену Рыбакину после турнира в Мадриде



Seven reasons Sporting are champions of Portugal

'Our fielding has let us down', says GT skipper Gill

T20 cricket is here to stay, will take the game forward: Ganguly

Online Alarm Clock for efficient time management