Блоги |
Абсолютная банальность
сегодняшний патриарх:
"Для верующих людей Бог — это абсолютная ценность. Ну, а люди, которые не разделяют религиозных убеждений, тоже могут смело голосовать за эту поправку, потому что без абсолютной ценности нет точки отсчета".
http://www.patriarchia.ru/db/text/5654660.html
Бог не может быть "ценностью", ибо его нельзя с чем-то соизмерить и определить Ему цену.
Ценностью (для меня) может быть лишь моя вера.
Она может быть высшей, но не абсолютной. Ибо абсолют всепоглащающ, а Бог моей веры предлагает ценностный плюрализм: равной мерой любить Его, ближнего и самого себя ("в двух заповедях названы три предмета любви" - Августин. О граде Божием 19,14).
Бог никак не может быть точкой отсчета. Просто по той причине, что Он невидим. И в этот Божественный Мрак каждый проецирует и запихивает то, что ему хочется. И в истории, и в современности совершено противоположные "проекты" "отсчитывались" от Бога (или "во имя Бога").
Вещь-в-себе не может быть руководственной в наших действиях. Только вещь-для нас. А все, что "для-нас" и в нас, уже частично и относительно и спорно.
Оттого и "подобно Слово Божие мечу обоюдоостру", что разделяет. А многообразные толковательные "ножны" для этого меча разделяют еще больше.
Так что очень разумно ап. Павел призывает подражать именно ему (а не уже невидимому и незнакомому его заморским слушателям Христу), а другой апостол настойчиво призывает любить тех, кого мы можем видеть, а не Невидимого.
30 лет в полемике с протестантами я пробовал им объяснить эти банальности: фраза "Библия учит" или "мы живем строго по Библии" это или глупость, или манипуляция (см. главу "Конфликт интерпретаций" в книге "Протестантам о православии"). У каждого читателя своя Книга. Но надлежит быть спорам, дабы явились искуснейшие читатели.
Теперь эти же свои тезисы мне приходится говорить уже в дискуссии со своим же патриархом...
В условиях сегодняшнего молчания Абсолюта те, кто так усиленно ссылаются на Него и Его волю, на самом деле самих себя и ставят на его место: слушайте меня как Его.
А вот еще мнение патриарха Кирилла о себе самом:
«Всё, что я вам говорю, я говорю не от самого себя, а как бы от слова Божия» . http://www.pravoslavie.ru/put/62167.htm
«Мы, подобно Христу, Церковь не свои слова произносит, не от своей мудрости, и Патриарх вам говорит не от самого себя и не на себя ссылается, а от Господа, от Слова Божия, хранимого в Церкви. Это сохранение Божественного Слова мы называем Преданием Церкви, Преданием с большой буквы. Это Предание — критерий истины: мы накладываем его на все то, что сегодня происходит в мире с обществом и человеком, и говорим, где правда, а где ложь, где грех, а где святость. Мы говорим Божию правду, потому что ничего другого у нас нет». http://www.patriarchia.ru/db/text/3046294.html
«Апостол говорит о том, чтобы мы учились распознавать волю Божию. А воля Божия открывается в Его слове. В свете этого учения мы, воспринимая слово Божие, можем непогрешимо судить о многих делах, философиях, взглядах, которые присутствуют в современной жизни. Самое главное, чтобы мы умели соотносить происходящее в мире со словом Божиим и, налагая на эти жизненные обстоятельства непогрешимое мерило Божественной правды, всегда делали выбор в пользу Божией правды». http://www.patriarchia.ru/db/text/3457610.html
Тут дважды повтореное слово «непогрешимость»…
"Признаюсь, что некоторые решения, которые мы приняли, были сформулированы мною, несомненно, под действием непреодолимой Божией силы. И только теперь, оборачиваясь вспять, я понимаю, что то была действительно Божия помощь. Я вижу руку Божию, которая всех нас ведет. Чувствую, как Бог отвечает на наши молитвы, как, проводя нас через радости и скорби, И будем просить Господа, чтобы и в предстоящие годы слышать голос Божий и устроять церковную жизнь в соответствии с Его волей". http://www.patriarchia.ru/db/text/3550769.html
«Сие есть воля Вседержителя, явленная в определении Священноначалия. Дабы по стезе этой ступать решительно и твердо, послушай слово Патриарха, и да укажет оно тебе на важнейшие ориентиры епископского делания и не даст сбиться с дороги, как помогает путнику избрать верный курс стрелка компаса». http://www.patriarchia.ru/db/text/4148626.html
"Внимай же словам моим (Деян. 2:14), как во время оно внимал апостолу Петру народ, бывший в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы". http://www.patriarchia.ru/db/text/4089468.html
И, конечно, "новороссийский догмат":
"Оставьте все сомнения и строго исполняйте то, что я повелеваю. Потому что я не от своей мудрости говорю, а от мудрости всего епископата Русской Православной Церкви. Иного пути сегодня для нашей церкви нет! Кто не согласен — на пенсию!" . https://www.vkpress.ru/glavnoe/patriarkh-kirill-v-novorossiyske-provel-liturgiyu-i-podaril-soboru-ikonu-s-likami-roditeley-bogorodi/?id=112761
Голосуйте за Патриарха в Конституции!
"Для верующих людей Бог — это абсолютная ценность. Ну, а люди, которые не разделяют религиозных убеждений, тоже могут смело голосовать за эту поправку, потому что без абсолютной ценности нет точки отсчета".
http://www.patriarchia.ru/db/text/5654660.html
Бог не может быть "ценностью", ибо его нельзя с чем-то соизмерить и определить Ему цену.
Ценностью (для меня) может быть лишь моя вера.
Она может быть высшей, но не абсолютной. Ибо абсолют всепоглащающ, а Бог моей веры предлагает ценностный плюрализм: равной мерой любить Его, ближнего и самого себя ("в двух заповедях названы три предмета любви" - Августин. О граде Божием 19,14).
Бог никак не может быть точкой отсчета. Просто по той причине, что Он невидим. И в этот Божественный Мрак каждый проецирует и запихивает то, что ему хочется. И в истории, и в современности совершено противоположные "проекты" "отсчитывались" от Бога (или "во имя Бога").
Вещь-в-себе не может быть руководственной в наших действиях. Только вещь-для нас. А все, что "для-нас" и в нас, уже частично и относительно и спорно.
Оттого и "подобно Слово Божие мечу обоюдоостру", что разделяет. А многообразные толковательные "ножны" для этого меча разделяют еще больше.
Так что очень разумно ап. Павел призывает подражать именно ему (а не уже невидимому и незнакомому его заморским слушателям Христу), а другой апостол настойчиво призывает любить тех, кого мы можем видеть, а не Невидимого.
30 лет в полемике с протестантами я пробовал им объяснить эти банальности: фраза "Библия учит" или "мы живем строго по Библии" это или глупость, или манипуляция (см. главу "Конфликт интерпретаций" в книге "Протестантам о православии"). У каждого читателя своя Книга. Но надлежит быть спорам, дабы явились искуснейшие читатели.
Теперь эти же свои тезисы мне приходится говорить уже в дискуссии со своим же патриархом...
В условиях сегодняшнего молчания Абсолюта те, кто так усиленно ссылаются на Него и Его волю, на самом деле самих себя и ставят на его место: слушайте меня как Его.
А вот еще мнение патриарха Кирилла о себе самом:
«Всё, что я вам говорю, я говорю не от самого себя, а как бы от слова Божия» . http://www.pravoslavie.ru/put/62167.htm
«Мы, подобно Христу, Церковь не свои слова произносит, не от своей мудрости, и Патриарх вам говорит не от самого себя и не на себя ссылается, а от Господа, от Слова Божия, хранимого в Церкви. Это сохранение Божественного Слова мы называем Преданием Церкви, Преданием с большой буквы. Это Предание — критерий истины: мы накладываем его на все то, что сегодня происходит в мире с обществом и человеком, и говорим, где правда, а где ложь, где грех, а где святость. Мы говорим Божию правду, потому что ничего другого у нас нет». http://www.patriarchia.ru/db/text/3046294.html
«Апостол говорит о том, чтобы мы учились распознавать волю Божию. А воля Божия открывается в Его слове. В свете этого учения мы, воспринимая слово Божие, можем непогрешимо судить о многих делах, философиях, взглядах, которые присутствуют в современной жизни. Самое главное, чтобы мы умели соотносить происходящее в мире со словом Божиим и, налагая на эти жизненные обстоятельства непогрешимое мерило Божественной правды, всегда делали выбор в пользу Божией правды». http://www.patriarchia.ru/db/text/3457610.html
Тут дважды повтореное слово «непогрешимость»…
"Признаюсь, что некоторые решения, которые мы приняли, были сформулированы мною, несомненно, под действием непреодолимой Божией силы. И только теперь, оборачиваясь вспять, я понимаю, что то была действительно Божия помощь. Я вижу руку Божию, которая всех нас ведет. Чувствую, как Бог отвечает на наши молитвы, как, проводя нас через радости и скорби, И будем просить Господа, чтобы и в предстоящие годы слышать голос Божий и устроять церковную жизнь в соответствии с Его волей". http://www.patriarchia.ru/db/text/3550769.html
«Сие есть воля Вседержителя, явленная в определении Священноначалия. Дабы по стезе этой ступать решительно и твердо, послушай слово Патриарха, и да укажет оно тебе на важнейшие ориентиры епископского делания и не даст сбиться с дороги, как помогает путнику избрать верный курс стрелка компаса». http://www.patriarchia.ru/db/text/4148626.html
"Внимай же словам моим (Деян. 2:14), как во время оно внимал апостолу Петру народ, бывший в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы". http://www.patriarchia.ru/db/text/4089468.html
И, конечно, "новороссийский догмат":
"Оставьте все сомнения и строго исполняйте то, что я повелеваю. Потому что я не от своей мудрости говорю, а от мудрости всего епископата Русской Православной Церкви. Иного пути сегодня для нашей церкви нет! Кто не согласен — на пенсию!" . https://www.vkpress.ru/glavnoe/patriarkh-kirill-v-novorossiyske-provel-liturgiyu-i-podaril-soboru-ikonu-s-likami-roditeley-bogorodi/?id=112761
Голосуйте за Патриарха в Конституции!