Блоги |
Поймайте стеллерову корову
Люди всегда наивно полагают, что раньше жили точно так же, как они живут сейчас. Ну разве что одежды были чуть другие - и то, на средневековых картинах в сценах из жизни Христа все наряжены по последней на тот день европейской моде.
Между тем, "прошлое - это другая страна, там все делают иначе" (с) Лесли Поулс Хартли. И если вас в виде попаданца отправят хотя бы на 50 лет назад, первое, что вы испытаете - культурный шок.
Потому что "времена меняются и мы меняемся вместе с ними", хотя процесс этот постепенный и не для всех заметный.
Но уже сейчас натыкаешься на довольно распространенный сюжет в старой книге или фильме и недоумеваешь. Это когда где-то кто-то исчез, а остальные его ищут или ждут, заламывая руки. "Вот это люди мучались без мобил", - только и можешь сказать.
Или классическая завязка в классической фантастике, что нашей, что американской. Подросток зайцем проникает на звездолёт.
Сейчас это выглядит топорным приемом для завязки, потому что нынешним детям и в голову не придет тайком проникать в корабль. Это уже не те дети, которых приходилось гонять, чтобы не лезли куда ни попадя.
- Давай полетим на Марс, посмотрим, как выглядит планета из иллюминатора!
- А сколько лететь?
- Три месяца.
- Не хочу. Чего я там не видел?
- Но ты же первым из класса увидишь Марс!
- Космос - это уже не модно. Wi-Fi хоть на корабле есть?
- Wi-Fi есть, Интернета нет.
- Фу, отстой!
Или вот вообще полный парадокс. Вся вторая половина XX века прошла под паническим страхом ядерной войны. Он висел как черная грибовидная туча надо всеми - независимо от социальных систем, формируя культуру и мир каждого конкретного человека. Подошел XXI век, ракеты никуда не делись, бомбы на месте, ядерных держав даже стало больше - но ядерной войны в общественном пространстве идей нет. Вообще нет. Боятся короновируса, экономического кризиса, даже конца света и планеты Нибиру - но того, что было неотъемлемой частью общественной психологии всего пятьдесят лет назад, нету и в помине.
А что еще отличает современность от прошлого, даже не слишком давнего, - некоторая вещь, которую заметил Гумилев и назвал пассионарностью. Готовность, выпучив глаза, бежать на баррикады ради некой абстрактной идеи.
Космические лучи Гумилева мы отвергаем как антинаучную выдумку, но факт остается фактом: раньше люди были пассионарными, теперь - нет.
Или раньше процент пассионариев был больше.
Причина неизвестна. Может, потому что голода нет. Может, из-за распространения виртуальных миров, которые куда интереснее настоящих. Может, что можно общаться, не выходя из дома. А может это просто была фаза развития человечества и она уже кончилась, сохранившись лишь где-то в Африке, но там вообще геномный пул куда разнообразнее.
Пассионариев сейчас не только мало, но и быть ими совершенно невыгодно - война в Донбассе это наглядно показала. Пассионарии в ней не выиграли даже среднюю зарплату малоквалифицированного рабочего - а большинство так и вообще не выжили. Плодами их порывов воспользовались совсем другие люди.
Вот поэтому все и сидят на диванах и только подзуживают друг друга. "Вставай, поднимайся,рабочий абстрактный народ", а мы уже потом за вами, вторым эшелоном, трофеи соберем.
Каждый думает, что он самый хитрый, да только теперь все хитрые. Всех нехитрых уже поубивали или посадили.
И потому все рецепты политической борьбы, заимствованные в старых книжках, можно выкинуть на помойку. Политические партии, "давайте выйдем на улицу", митинги с ораторами и прочий шлак.
Это больше не работает. Никак. Это инструкции для совсем других людей, устроенных по-другому, и живущих в другом мире.
И это при том, что нынешние политические системы сделаны из палок, соломы и навоза. Плюнь на них личность типа Ленина - и они развалятся. Они ведь созданы из таких же субпассионариев. Но в мире, где и народ субпассионарен, их прочности вполне хватает.
Нет смысла писать рецепты жаркого из стеллеровой коровы, начинающиеся словами "поймайте стеллерову корову". Нет их больше, все вымерли.
Старая мудрость больше не поможет. Старые приемы не работают.
Чтобы чего-то добиться, надо думать своей головой, искать, пробовать, ошибаться, огребать и начинать все сначала.
Как это делали предшественники.
Но предшественники-то были пассионарными, а потомки - субпассионарии.
И потомкам этим заниматься тоже лень. Они лучше напишут в твиттер "Нам нужна теория!" и пойдут смотреть очередной сериал в Интернете.
А тем, кто любит фантазировать и выдумывать разные теории, тоже лень проверять все это на практике. Они пишут в Твиттере: "Вот моя гениальная теория, пойдите кто-нибудь, проверьте и огребите". Но никто почему-то не идет.
По-моему, давно уже пора прекратить это лицемерие, эти вялые попытки изобразить какую-то борьбу и признать правду о себе: мы субпассионарии, нам лень, и в принципе, и так хорошо.
Между тем, "прошлое - это другая страна, там все делают иначе" (с) Лесли Поулс Хартли. И если вас в виде попаданца отправят хотя бы на 50 лет назад, первое, что вы испытаете - культурный шок.
Потому что "времена меняются и мы меняемся вместе с ними", хотя процесс этот постепенный и не для всех заметный.
Но уже сейчас натыкаешься на довольно распространенный сюжет в старой книге или фильме и недоумеваешь. Это когда где-то кто-то исчез, а остальные его ищут или ждут, заламывая руки. "Вот это люди мучались без мобил", - только и можешь сказать.
Или классическая завязка в классической фантастике, что нашей, что американской. Подросток зайцем проникает на звездолёт.
Сейчас это выглядит топорным приемом для завязки, потому что нынешним детям и в голову не придет тайком проникать в корабль. Это уже не те дети, которых приходилось гонять, чтобы не лезли куда ни попадя.
- Давай полетим на Марс, посмотрим, как выглядит планета из иллюминатора!
- А сколько лететь?
- Три месяца.
- Не хочу. Чего я там не видел?
- Но ты же первым из класса увидишь Марс!
- Космос - это уже не модно. Wi-Fi хоть на корабле есть?
- Wi-Fi есть, Интернета нет.
- Фу, отстой!
Или вот вообще полный парадокс. Вся вторая половина XX века прошла под паническим страхом ядерной войны. Он висел как черная грибовидная туча надо всеми - независимо от социальных систем, формируя культуру и мир каждого конкретного человека. Подошел XXI век, ракеты никуда не делись, бомбы на месте, ядерных держав даже стало больше - но ядерной войны в общественном пространстве идей нет. Вообще нет. Боятся короновируса, экономического кризиса, даже конца света и планеты Нибиру - но того, что было неотъемлемой частью общественной психологии всего пятьдесят лет назад, нету и в помине.
А что еще отличает современность от прошлого, даже не слишком давнего, - некоторая вещь, которую заметил Гумилев и назвал пассионарностью. Готовность, выпучив глаза, бежать на баррикады ради некой абстрактной идеи.
Космические лучи Гумилева мы отвергаем как антинаучную выдумку, но факт остается фактом: раньше люди были пассионарными, теперь - нет.
Или раньше процент пассионариев был больше.
Причина неизвестна. Может, потому что голода нет. Может, из-за распространения виртуальных миров, которые куда интереснее настоящих. Может, что можно общаться, не выходя из дома. А может это просто была фаза развития человечества и она уже кончилась, сохранившись лишь где-то в Африке, но там вообще геномный пул куда разнообразнее.
Пассионариев сейчас не только мало, но и быть ими совершенно невыгодно - война в Донбассе это наглядно показала. Пассионарии в ней не выиграли даже среднюю зарплату малоквалифицированного рабочего - а большинство так и вообще не выжили. Плодами их порывов воспользовались совсем другие люди.
Вот поэтому все и сидят на диванах и только подзуживают друг друга. "Вставай, поднимайся,
Каждый думает, что он самый хитрый, да только теперь все хитрые. Всех нехитрых уже поубивали или посадили.
И потому все рецепты политической борьбы, заимствованные в старых книжках, можно выкинуть на помойку. Политические партии, "давайте выйдем на улицу", митинги с ораторами и прочий шлак.
Это больше не работает. Никак. Это инструкции для совсем других людей, устроенных по-другому, и живущих в другом мире.
И это при том, что нынешние политические системы сделаны из палок, соломы и навоза. Плюнь на них личность типа Ленина - и они развалятся. Они ведь созданы из таких же субпассионариев. Но в мире, где и народ субпассионарен, их прочности вполне хватает.
Нет смысла писать рецепты жаркого из стеллеровой коровы, начинающиеся словами "поймайте стеллерову корову". Нет их больше, все вымерли.
Старая мудрость больше не поможет. Старые приемы не работают.
Чтобы чего-то добиться, надо думать своей головой, искать, пробовать, ошибаться, огребать и начинать все сначала.
Как это делали предшественники.
Но предшественники-то были пассионарными, а потомки - субпассионарии.
И потомкам этим заниматься тоже лень. Они лучше напишут в твиттер "Нам нужна теория!" и пойдут смотреть очередной сериал в Интернете.
А тем, кто любит фантазировать и выдумывать разные теории, тоже лень проверять все это на практике. Они пишут в Твиттере: "Вот моя гениальная теория, пойдите кто-нибудь, проверьте и огребите". Но никто почему-то не идет.
По-моему, давно уже пора прекратить это лицемерие, эти вялые попытки изобразить какую-то борьбу и признать правду о себе: мы субпассионарии, нам лень, и в принципе, и так хорошо.