Блоги |
Анастасия Житинская // «Деловой Петербург», 20 июля 2020 года
Образец коллективной рефлексии: эксперименты под редакцией Веллера и Быкова
«Вначале будет тьма. Финал», коллектив авторов под ред. М.Веллера и Д.Быкова.
«Вначале будет тьма. Финал», коллектив авторов под ред. М.Веллера и Д.Быкова.
Представьте себе роман, написанный футбольной командой авторов. Возможно ли это? Конечно, существуют примеры успешных творческих тандемов (Ильф и Петров, братья Стругацкие), но не на десять же или двадцать человек! Коллективный формат в литературе скорее удивляет, ведь чаще сталкиваешься с утверждением, что «писать книги — дело одиночек».
Тем не менее такой роман был. В 1927 году в «Огоньке» выходили «Большие пожары» — в каждом номере глава под новой фамилией. Авторами выступили Александр Грин, Исаак Бабель, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин и два десятка других, не менее известных литературных имен. Вдохновленный этим большим литературным проектом, Дмитрий Быков в 2009 году инициировал переиздание «Пожаров», снабдив мечтательным предисловием: вот если бы сейчас провернуть такое…
И спустя десять лет провернул. Так произошла «Битва романов». Собрались две команды молодых, но отнюдь не зеленых писателей. В одной капитаном был Дмитрий Быков, в другой — Михаил Веллер.
Чтобы побольше узнать об эксперименте, я поговорила с представителями обеих команд.
«Веллеровская» часть книги — «Вначале будет тьма» — мрачная социальная фантастика. После взрыва бомбы мир никогда не будет прежним — всюду раздор и вражда, разлучающие людей друг с другом. На границах городов введен строгий таможенный контроль и визовый режим. Люди теряют связь с близкими и становятся ожесточеннее. Но кто-то же должен осветить тьму?..
Сергей Вересков из команды Веллера: «Каждый из авторов предложил на общее обсуждение свои варианты и темы, и сюжета (все было отметено так или иначе), и из долгих разговоров родился наконец общий концепт книги. Больше всего мне запомнилось, как я шел на нашу первую встречу. Думал, сейчас скажу что–то не то и мастер меня или выгонит, или обольет водой, или и то и другое. Но все обошлось — в рабочем общении Михаил Иосифович оказался очень даже не конфликтным человеком. Хотя порой и резким».
«Быковская» часть — «Финал» — о футболе. Игра, в саму суть которой вложен адреналин, слава, борьба, победы, поражения, власть и деньги, стала идеальным полем для тренировки авторов и оттачивания писательского мастерства.
Татьяна Ларюшина из команды Быкова: «Написанное выставлялось на обсуждение и отравлялось ДБ, который или хвалил, или молчал. Последнее было сродни неодобрению и заставляло что-то менять».
«Он обозначил задачу в общих чертах и дал полную свободу творчества: не навязывал ни концепцию, ни стилистику глав. Даже замечания делал так, что это только мотивировало и воодушевляло. Безусловно, льстило внимание мэтра и его восторженная реакция на работу»,— поделился Дэниэл Кахелин из группы Быкова.
Позже у каждого из этих авторов выйдут свои книги, с одной, только собственной фамилией на обложке. Но «Вначале будет тьма. Финал» хороши не только в качестве смелого эксперимента, но и как образец коллективной рефлексии — о времени, России и попытках найти силы для победы.
Тем не менее такой роман был. В 1927 году в «Огоньке» выходили «Большие пожары» — в каждом номере глава под новой фамилией. Авторами выступили Александр Грин, Исаак Бабель, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин и два десятка других, не менее известных литературных имен. Вдохновленный этим большим литературным проектом, Дмитрий Быков в 2009 году инициировал переиздание «Пожаров», снабдив мечтательным предисловием: вот если бы сейчас провернуть такое…
И спустя десять лет провернул. Так произошла «Битва романов». Собрались две команды молодых, но отнюдь не зеленых писателей. В одной капитаном был Дмитрий Быков, в другой — Михаил Веллер.
Чтобы побольше узнать об эксперименте, я поговорила с представителями обеих команд.
«Веллеровская» часть книги — «Вначале будет тьма» — мрачная социальная фантастика. После взрыва бомбы мир никогда не будет прежним — всюду раздор и вражда, разлучающие людей друг с другом. На границах городов введен строгий таможенный контроль и визовый режим. Люди теряют связь с близкими и становятся ожесточеннее. Но кто-то же должен осветить тьму?..
Сергей Вересков из команды Веллера: «Каждый из авторов предложил на общее обсуждение свои варианты и темы, и сюжета (все было отметено так или иначе), и из долгих разговоров родился наконец общий концепт книги. Больше всего мне запомнилось, как я шел на нашу первую встречу. Думал, сейчас скажу что–то не то и мастер меня или выгонит, или обольет водой, или и то и другое. Но все обошлось — в рабочем общении Михаил Иосифович оказался очень даже не конфликтным человеком. Хотя порой и резким».
«Быковская» часть — «Финал» — о футболе. Игра, в саму суть которой вложен адреналин, слава, борьба, победы, поражения, власть и деньги, стала идеальным полем для тренировки авторов и оттачивания писательского мастерства.
Татьяна Ларюшина из команды Быкова: «Написанное выставлялось на обсуждение и отравлялось ДБ, который или хвалил, или молчал. Последнее было сродни неодобрению и заставляло что-то менять».
«Он обозначил задачу в общих чертах и дал полную свободу творчества: не навязывал ни концепцию, ни стилистику глав. Даже замечания делал так, что это только мотивировало и воодушевляло. Безусловно, льстило внимание мэтра и его восторженная реакция на работу»,— поделился Дэниэл Кахелин из группы Быкова.
Позже у каждого из этих авторов выйдут свои книги, с одной, только собственной фамилией на обложке. Но «Вначале будет тьма. Финал» хороши не только в качестве смелого эксперимента, но и как образец коллективной рефлексии — о времени, России и попытках найти силы для победы.