Блоги |
Дао рассказчика. Дао учителя. Дао "пророка на горе"
Зашла тут как-то речь о том, почему я в свое время стал учителем и потратил на это, с моей точки зрения, благородное дело примерно четверть своей жизни. И вот заставил меня этот вопрос задуматься. А правда, на кой? Вот чего мне, если так уж посудить, не жилось спокойно? И кто меня подзуживал в "святые" - мать их три раза через клюз, осьминога им в зад и сапогом утрамбовать - девяностые выбрать именно эту работу? Мягко говоря, ни разу не денежную и вельми напряжную. Почему не стал мЕнЕджЕром, скажем, как тогда модно было, или экономистом, каковых в ту пору навыпускали больше, чем в условном БеНиЛюксе населения? :-)
И, призадумавшись, осознал я, что дело, на самом деле, в моих учителях. Но не в лучших из них, которых были единицы. А в остальных. В скучных, косноязычных тетках, усталых даже не от своей работы, а от самого своего существования, в припорошенных пылью от школьного мела дядьках, которые давно выродились в какой-то средний род, десятилетиями существуя в рамках женского коллектива, и научились даже вести себя как бабы. Глядя на них, мне хотелось что-то исправить. Даже черт с ним. Не исправить. Самому себе доказать, что можно вот все то же самое сделать иначе. Рассказать (да, в первую очередь - именно рассказать!) предмет так, чтобы стало интересно, чтобы даже тем, кому оно нафиг вообще не сдалось заниматься тем предметом, который я преподаю, стало, как минимум, забавно поинтересоваться им за пределами уроков.
В целом, я теперь, по прошествии четверти века, понимаю, что был, во многом, одержим грехом гордыни, вполне себе свойственным для того возраста. )) Но кому же в два червонца лет не хочется быть "пророком на горе", как это называл Дэн Симмонс? :-)))
"Когда я готовился стать школьным учителем, ...коронным вопросом, который обожали задавать нам профессора, было: «Кем вы хотите стать - пророком на горе или проводником в пути?». Суть этого вопроса заключалась в том, что существовало два типа учителей: «пророки», напоминавшие наполненные знаниями сосуды, которые время от времени переливали часть своих богатств в пустые кувшины учеников, и «проводники», которые подталкивали учеников к свету, пробуждая в молодых людях любопытство и жажду знаний. Отвечая на этот заковыристый вопрос, кандидат в учителя обязан был, разумеется, сказать, что хочет стать «проводником в пути»; это, в частности, означало, что хороший учитель должен не навязывать ребенку свои знания, а помогать делать собственные открытия. Я, однако, довольно скоро обнаружил, что мне больше нравится быть «пророком на горе». Знания, факты, открытия, вопросы, сомнения и все, что хранилось в моем переполненном бочонке, я с удовольствием переливал в подставленные емкости моих двадцати — двадцати пяти учеников... К счастью, существовало довольно много тем и предметов, которые меня весьма интересовали, в которых я более или менее разбирался и которыми мне от души хотелось поделиться с детьми. Я имею в виду мою страсть к истории и литературе, ...неравнодушие к памятникам архитектуры, умение рисовать и рассказывать интересные истории, ...способность занимательно излагать свои мысли на бумаге, среднее знание компьютеров, врожденное чувство направления, ненависть к войне вкупе с пристрастием ко всему военному... Иными словами, у меня было весьма много самых разнообразных интересов, чтобы оставаться «пророком на горе» на протяжении... шести лет. «И некоторые из этих лет, — как гласила надпись на некоем надгробном камне, — были совсем неплохими».
В общем, то, что я припер с собой к детям, - было умением рассказывать (именно рассказывать) мой предмет так, чтобы это было действительно интересно. Потому что оно и мне самому интересно было. :-) И, в отличие от многих моих коллег, это вот мое "мне интересно рассказывать так, чтобы вам было интересно рассказывать" я проволок с собой все без копеек 10 лет, что был учителем и вузовским преподом. Где-то - как флаг, где-то - как рюкзак, но таки да. Да простят меня те, кому "рюкзак" достался. :-))))
Самое смешное, что, подводя итоги всего этого времени, я могу с определенной гордостью назвать человека четыре-пять своими учениками. Они, разумеется, не стали историками. И - слава тебе, Господи! - не стали учителями, пусть участь эта минует их и впредь. Но им даже по прошествии времени интересна история, и, открывая очередную книжку о прошлом, они смотрят на нее с правильным и глубоко праведным базовым сомнением, подвергая испытанию истиной все, что им предстоит прочитать.
Я доволен. Мне кажется, вашему покорному слуге удалось, как это говорилось в старом и очень мрачном анекдоте, передать соль. Свое дао рассказчика, дао учителя я, как мне кажется, реализовал. И, видит Бог, отдал все долги, которые должен был отдать стране за бесплатное образование. Что-то я столько всякого наработал бесплатно, или почти задаром, будучи учителем и преподом, что теперь, как мне кажется, мы квиты. :-) Даже по нынешнему коммерческому ценнику. :-) Не то, чтобы оно в сравнении с вечностью было важно, но таки да.
А что особенно приятно, я не оказался "проводником в пути". Не поломал никому жизнь своими представлениями о правильном и неправильном, как это было принято среди моих коллег, что старше меня. "Я буду гордиться!" (с), что уж тут скажешь? :-) Протестантские проповедники четвертой волны в этом месте обычно говорят что-то типа "Могу ли я услышать "аминь"!?" :-))))
И, призадумавшись, осознал я, что дело, на самом деле, в моих учителях. Но не в лучших из них, которых были единицы. А в остальных. В скучных, косноязычных тетках, усталых даже не от своей работы, а от самого своего существования, в припорошенных пылью от школьного мела дядьках, которые давно выродились в какой-то средний род, десятилетиями существуя в рамках женского коллектива, и научились даже вести себя как бабы. Глядя на них, мне хотелось что-то исправить. Даже черт с ним. Не исправить. Самому себе доказать, что можно вот все то же самое сделать иначе. Рассказать (да, в первую очередь - именно рассказать!) предмет так, чтобы стало интересно, чтобы даже тем, кому оно нафиг вообще не сдалось заниматься тем предметом, который я преподаю, стало, как минимум, забавно поинтересоваться им за пределами уроков.
В целом, я теперь, по прошествии четверти века, понимаю, что был, во многом, одержим грехом гордыни, вполне себе свойственным для того возраста. )) Но кому же в два червонца лет не хочется быть "пророком на горе", как это называл Дэн Симмонс? :-)))
"Когда я готовился стать школьным учителем, ...коронным вопросом, который обожали задавать нам профессора, было: «Кем вы хотите стать - пророком на горе или проводником в пути?». Суть этого вопроса заключалась в том, что существовало два типа учителей: «пророки», напоминавшие наполненные знаниями сосуды, которые время от времени переливали часть своих богатств в пустые кувшины учеников, и «проводники», которые подталкивали учеников к свету, пробуждая в молодых людях любопытство и жажду знаний. Отвечая на этот заковыристый вопрос, кандидат в учителя обязан был, разумеется, сказать, что хочет стать «проводником в пути»; это, в частности, означало, что хороший учитель должен не навязывать ребенку свои знания, а помогать делать собственные открытия. Я, однако, довольно скоро обнаружил, что мне больше нравится быть «пророком на горе». Знания, факты, открытия, вопросы, сомнения и все, что хранилось в моем переполненном бочонке, я с удовольствием переливал в подставленные емкости моих двадцати — двадцати пяти учеников... К счастью, существовало довольно много тем и предметов, которые меня весьма интересовали, в которых я более или менее разбирался и которыми мне от души хотелось поделиться с детьми. Я имею в виду мою страсть к истории и литературе, ...неравнодушие к памятникам архитектуры, умение рисовать и рассказывать интересные истории, ...способность занимательно излагать свои мысли на бумаге, среднее знание компьютеров, врожденное чувство направления, ненависть к войне вкупе с пристрастием ко всему военному... Иными словами, у меня было весьма много самых разнообразных интересов, чтобы оставаться «пророком на горе» на протяжении... шести лет. «И некоторые из этих лет, — как гласила надпись на некоем надгробном камне, — были совсем неплохими».
В общем, то, что я припер с собой к детям, - было умением рассказывать (именно рассказывать) мой предмет так, чтобы это было действительно интересно. Потому что оно и мне самому интересно было. :-) И, в отличие от многих моих коллег, это вот мое "мне интересно рассказывать так, чтобы вам было интересно рассказывать" я проволок с собой все без копеек 10 лет, что был учителем и вузовским преподом. Где-то - как флаг, где-то - как рюкзак, но таки да. Да простят меня те, кому "рюкзак" достался. :-))))
Самое смешное, что, подводя итоги всего этого времени, я могу с определенной гордостью назвать человека четыре-пять своими учениками. Они, разумеется, не стали историками. И - слава тебе, Господи! - не стали учителями, пусть участь эта минует их и впредь. Но им даже по прошествии времени интересна история, и, открывая очередную книжку о прошлом, они смотрят на нее с правильным и глубоко праведным базовым сомнением, подвергая испытанию истиной все, что им предстоит прочитать.
Я доволен. Мне кажется, вашему покорному слуге удалось, как это говорилось в старом и очень мрачном анекдоте, передать соль. Свое дао рассказчика, дао учителя я, как мне кажется, реализовал. И, видит Бог, отдал все долги, которые должен был отдать стране за бесплатное образование. Что-то я столько всякого наработал бесплатно, или почти задаром, будучи учителем и преподом, что теперь, как мне кажется, мы квиты. :-) Даже по нынешнему коммерческому ценнику. :-) Не то, чтобы оно в сравнении с вечностью было важно, но таки да.
А что особенно приятно, я не оказался "проводником в пути". Не поломал никому жизнь своими представлениями о правильном и неправильном, как это было принято среди моих коллег, что старше меня. "Я буду гордиться!" (с), что уж тут скажешь? :-) Протестантские проповедники четвертой волны в этом месте обычно говорят что-то типа "Могу ли я услышать "аминь"!?" :-))))