Добавить новость
123ru.net временно располагается в домене ru24.net

Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012Февраль 2012Март 2012Апрель 2012Май 2012Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012Декабрь 2012Январь 2013Февраль 2013Март 2013Апрель 2013Май 2013Июнь 2013Июль 2013Август 2013Сентябрь 2013Октябрь 2013Ноябрь 2013Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014Июль 2014Август 2014Сентябрь 2014Октябрь 2014Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015Апрель 2015Май 2015Июнь 2015Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016Июнь 2016Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019Март 2019
Апрель 2019
Май 2019Июнь 2019Июль 2019Август 2019Сентябрь 2019Октябрь 2019Ноябрь 2019Декабрь 2019Январь 2020Февраль 2020Март 2020Апрель 2020Май 2020Июнь 2020Июль 2020Август 2020Сентябрь 2020
Блоги |

Моё завещание. Глава 9. Я и музыка

Восьмая глава

Густав Малер. Без его музыки я не мыслю существования. Но этих дисков у меня уже нет, я их отдал тем, кому они нужнее.

Глава эта не слишком увлекательная. Мои взаимоотношения с музыкой претерпели определенную эволюцию, но не думаю, что это так уж интересно.
Я напрочь лишен музыкального слуха и музыкальной памяти. Поэтому петь мне нельзя, и делаю я это или в полном одиночестве, или будучи сильно нетрезв, хотя последнее уже в прошлом.

Как монгольский космонавт

Зато люблю слушать музыку. Правда, любовь эта пришла ко мне не сразу и добиралась запутанными дорогами.
С одной стороны, я с раннего детства был приучен к музыкальному театру. Постоянно ходил в Большой театр, слушал оперы, смотрел балеты, причем с удовольствием.
С другой стороны, я категорически не умел просто сидеть и слушать симфоническую музыку. Время от времени приходилось. Один раз девушка пригласила в Зал имени Чайковского. В другой раз уже не помню, почему я оказался в Консерватории и прослушал концерт из двух отделений.
Вот программа того самого концерта, недавно случайно и вдруг ее обнаружил:


Сидел я в Консерватории тихо, молча, неподвижно, как монгольский космонавт в ракете. Пытался вежливо изобразить интерес, но на самом деле скучал и страдал.
Как и на выступлении то ли скрипача, то ли альтиста по фамилии Гандельсман, на которое меня затащили друзья, когда мы отдыхали в Юрмале.
Выдержки и терпения мне хватало каждый раз. Удовольствия я не получал. Совсем другое дело - в опере. Но там была не только чистая музыка, а еще и театр, действие, движущиеся картинки.

Большая Тройка и все остальные

Желание и умение слушать музыку пришло с годами. Уже после тридцати, даже ближе к сорока. И совпало это с моим увлечением, доходившим чуть ли не до коллекционирования компакт-дисков. Которые я старался все прослушать.
Начал я, естественно, с опер, и набрал их в немалом количестве. Но постепенно перешел к симфониям, инструментальным концертам, струнным квартетам, сонатам и так далее, и тому подобное.
И вдруг я понял, как это хорошо! В те поры, в конце 90-х годов, я и "сформировал" Большую тройку моих не просто любимых композиторов, а создателей Музыки, необходимой для жизни - Бетховен, Малер, Шостакович.
Есть еще - Роберт Шуман, Альбан Берг, наш Мусоргский. И все остальные. Имеются, кстати, и НЕлюбимые - Берлиоз, Мендельсон, Брамс, почти весь Лист, кроме его поздней трагической фортепианной музыки. Чайковского не очень люблю. К Моцарту так и остался равнодушен. Возможно, это звучит кощунственно, но ничего не могу с собой поделать.

Только надо понимать: в данном случае речь идет НЕ об оперной музыке. Она - совсем отдельно, и вот там Чайковский рулит, например. А тот же Великий Бетховен, прямо скажем, не блещет. Ну а оперы Моцарта тоже оставляют равнодушным, хотя после многократного прослушивания я в какой-то мере их стал понимать и даже порой наслаждаться.
То же самое с Вагнером. Долго он меня отталкивал, для проникновения в его мир требуется немалое усилие, зато потом оно было вознаграждено.

Малер как компенсация?

Я не знаю, почему у меня вдруг возник интерес к симфонической музыке, перешедший в привычку, которая превратилась в необходимость.
Любопытно, что это примерно совпало с моим переходом в бульварную реинкарнацию газеты "Мегаполис-Экспресс", где приходилось писать и читать-редактировать заметки на темы, бесконечно далекие от Малера, Мусоргского и тем более Альбана Берга.
Может быть, вспыхнувшая любовь к самому абстрактному и возвышенному из искусств стала своего рода компенсацией за работу в бульварном издании, где требовалось эксплуатировать самые низменные страсти читателей?
Вот, мол, написал заметку о барабашке или о нашествии зубастых лягушек - а потом отдохнул душой, слушая прекрасные гармонические звуки... Возможна такая спекуляция, но она едва ли обоснованна. Ведь о тех же зубастых лягушках я писал с огромным удовольствием, придумывал и тщательно разрабатывал фабулу, персонажей, антураж, создавал целый отдельный мир. Или хотя бы мирок. И это вовсе не противоречило высокому искусству музыки.

Исполнители второй свежести

Как бы то ни было, моя любовь к симфонической и инструментальной музыке так и не угасла, никуда не делась, дополнив и углубив присущую мне с детства любовь к опере.
Как начал слушать чуть меньше двадцати лет назад, так и не могу остановиться. Правда, в Зал имени Чайковского и Консерваторию по-прежнему хожу редко. Но не потому что, как в былые годы, мне трудно выдерживать концертные выступления. Просто слушать там особо некого.
Слишком сильно я избаловался! Сперва покупал компакт-диски не просто с хорошими, а с лучшими в мире исполнителями (я был крайне взыскателен и разборчив), затем их же слушал и слушаю в Интернете на YouTube.
После этого трудно выдержать второсортный оркестр или пианиста не первой величины. Я уже давным-давно научился слышать разницу. Сходил однажды в Консерваторию послушать Реквием Верди, без которого я тоже себя не представляю, и солисты там были очень приличные, молодые, неизвестные, зато с хорошими голосами, но оркестр и хор были так грубы, что это резало даже мой слух. Хотя мне медведь на ухо наступил, но не до такой степени.
Великие гастролируют нечасто, и попасть на их концерты непросто. Так что живую великую музыку я давно не слушал. Ну и ничего страшного, я не сноб. Меня устраивает звучание в моем ноутбуке.
А вот компакт-диски слушать уже фактически не на чем. Я их почти все раздал, слишком много места они занимали.

Еще два композитора, без которых не мыслю жизни.
Бетховен

Шостакович


Необязательные мемуары

Читайте также

Интернет |

Представлен корпус DeskPi Pro для Raspberry Pi 4

Настроение |

Раз в тысячу лет – почему самый прославленный японский сумоист родился в Бурятии (4 фото)

Интернет |

Анализ ДНК неандертальца "сдвинул" историю на 60 тысяч лет назад



News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.