Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Священная рябь (продолжение)



Нарушенное равновесие кроваво и восстанавливается встречной кровью. Классический сюжет незачем пересказывать в деталях. Агамемнон погибает, вернувшись домой, от рук собственной жены, возненавидевшей его после смерти дочери (встречное движение Геи). За него мстит его сын Орест, убивая мать – не менее кошмарное деяние, вдохновленное свыше, которое требует такого же адского восстановления, и на сцене появляется предпоследний аргумент: Эринии-Эвмениды, посланницы Праматери, богини непреодолённого, длящегося и передающегося страдания, духи рессентимента и мести, «богини темных недр земли», «ненавистные олимпийцам». В финале наступает время диалога, коммуникации, дискуссии и «культурного сознания»: суд из афинских горожан под председательством Афины Паллады, который должен решить судьбу Ореста, голосует поровну, однако ужасные божества ночи получают солярную олимпийскую компенсацию. Sol Invictus освещает и эти бездны. Эринии преодолены – дочерью Зевса торжественно признаны, приглашены и включены в афинский пантеон. К божествам, означающим вечную неизбывность зла, применён оператор культуры. Ослепляющий непреодолимый свет обращает их в камень – в камень храмов, статуй и почитания. Пришедшие из мглы и тени, они выведены из тьмы. Отныне Аттика – их гостеприимный дом. Со всеми вытекающими отсюда обетами и последствиями. Саморазрушение и хаос конвертированы в силу полиса. В финале всё тонет в бесконечном Солнце, заливающем собой сцену и гладь моря. Но и у него есть черная изнанка.

Понимание иерархической многоуровневости реальности у Эсхила прослеживается всюду. И сам-то Зевс – уже который по счету уровень высшего, то есть оно несколько раз приносило в жертву себя самого и обновлялось.

Кто бы ни был ты, великий бог,
Если по сердцу тебе
Имя Зевса, "Зевс" зовись.
Нет на свете ничего,
Что сравнилось бы с тобой.

(Агамемнон, 170, пер. С. Апта)

– очень необычно для христианского слуха звучит этот текст, отделяющий в мировой власти сущность и имя.

Непомерной силою кичась,
Прежде бог царил другой.
Он давно уж позабыт,
И преемника его
Победитель одолел.
Славить Зевса песнею победной -
Это значит мудрым быть.

(Агамемнон, 180, пер. С. Апта)

– продолжает Эсхил.

Позабыт? Но по крайней мере одно из прежних имён-уровней высшего – Крон – звучит регулярно. Где текущая локализация предыдущего уровня? Это – Тартар. Гомер говорит (Илиада, VIII, 478) о Тартаре как о «последних пределах суши и моря». «Сверху корни земли залегают и горько-соленого моря», в «Теогонии» дополняет пейзаж Гесиод. Он оставляет и следующую фразу, повергающую в смущение не только богов, но и позднейших комментаторов:

Там и от темной земли, и от Тартара, скрытого в мраке,
И от бесплодной пучины морской, и от звездного неба
Все залегают один за другим и концы и начала,
Страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут.

То есть, резюмируем, корни Тартара – в Тартаре, и там же корни Земли, Моря и Неба. Тартар же – резиденция силой огражденных там Крона и титанов. Тартар маркирован Кроном.

Крон и корни – это то, чем всё было когда-то, но превзошло. И все персоны окружения неистовой самопреодолевающей силы, которая в разные эпохи называет себя по-разному, отличая себя от себя, загоняя в Тартар и вознося на Олимп – представляют собой её градации, уровни приземленности и преодоления, пра-основного и небесного, при том, что пра-основное – это её же «вчерашний день», её же пройденный этап (этимология имени Крон от «хроноса», которая вертелась в голове у древних, напрашивается не на шутку, что подтверждает Ницше, чья всё о том же «Песнь странствующих в ночи» в «Заратустре» звучит с ударами колокола, изначально и привычно символизирующими время). На самом верху – Зевс, в самом низу – минус-Зевс, Крон, черная изнанка Света, его Само-Отрицание. Всё прочее между ними. Сама великая Мать-Земля, Гея, уже нечто среднее, нечто на полпути, в глубине предрасположенное к союзу с высшим, а вовсе не абсолютная метафизическая противоположность. С высшим, которое имеет обыкновение обновляться, аннулировать и сбрасывать себя в Тартар и подниматься выше.



Пространство между ними заполнено игрой светотени – «синтетическими» богами, которые совмещают противоположности и варьируются по степени приближенности к одному или другому полюсу. Собственно разрешение основного конфликта «Орестейи» и означает разметку и маркировку пространства, разделяющего стороны, его градуирование, проброс лестницы, ведущей сверху вниз ровно в такой же мере, как и снизу вверх. Текст Эсхила – это постепенное вспыхивание-проступание из мглы промежуточных уровней, устанавливающих связь. У Гомера в «Илиаде» (VIII, 18) Зевс в кульминационный момент повествования заявляет богам:

Цепь золотую теперь же спустив от высокого неба,
Все до последнего бога и все до последней богини
Свесьтесь по ней; но совлечь не возможете с неба на землю
Зевса, строителя вышнего, сколько бы вы ни трудились!
Если же я, рассудивши за благо, повлечь возжелаю, -
С самой землею и с самым морем ее повлеку я
И моею десницею окрест вершины Олимпа
Цепь обовью; и вселенная вся на высоких повиснет -
Столько превыше богов и столько превыше я смертных!"
Так он вещал, - и молчанье глубокое боги хранили

Но боги, к которым он обращается, и есть та цепь в «Орестейе», решающая именно эту, оглашенную им задачу: пристегивания земли и моря к Олимпу. Афинский трагик в подробностях как раз об этом.

Выше прочих фигурантов трилогии – первое звено в цепи – Аполлон. Его реплики у Эсхила, обращенные к Эриниям, максимально надменны, он покровитель Ореста, не желающий никаких компромиссов. Он в наибольшей степени власть, в наидальнейшей – страдание. И, однако, он брат той самой Артемиды, хранительницы-охотницы, печалующейся о всякой живой твари. Следующая градация – Афина. Солярное погружено в ней в земное, женское, светлое в тёмное, высшее переплетено с глубоким. Она ближе к Земле как богиня-дева, но она только дева, вечная девственница. В решающий момент афиняне слышат из её уст:

Ведь родила не мать меня. Мужское все
Мне ближе и дороже. Только брак мне чужд.
Отцова дочь я, и отцу я предана.
И потому жалеть не стану женщину,
Убившую супруга. В доме муж глава.

(Эвмениды, 739, пер С. Апта)

Налицо внутренний конфликт, динамическое неразрешённое состояние, зависшее до стадии брака-рождения-материнства, гармонизирующей небесное и земного. И не случайно Афина – богиня конфликта, воительница, вдохновляющая и возбуждающая воинов. Их таких две, но разноуровневые: Афина и Артемида, с разной степенью преобладания солярно-олимпийского над женско-земным. Афина небеснее. Обе они дуальны, как и Аполлон. Артемида – богиня-охотница/хранительница_и_убийца_живого, но богиня плодородия и девственности одновременно, тогда как Аполлон настолько же коварен, жесток и губителен, насколько «ясен» и «светел»; чем мне и нравится фото, открывающее «античность»; к примеру, случаи внезапной смерти внешне здоровых людей ассоциировались в архаике с Аполлоном: вышел светлый бог пострелять из лука по нижестоящим тварям. Аполлон настолько высок, что лишь его женская ипостась – сестра Артемида – косвенно выдаёт присутствие в нём тёмно-земного, да мифы-мартирологи о его земных странствиях, рабстве у людей в наказание от Зевса, и рьяное участие в троянской войне на стороне проигравших – Феб (как второе Я царя богов) у Гомера самый рьяный заступник Илиона; когда Август, наследуя погибшему в сенате лидеру партии популяров, выбирал Аполлона своим личным покровителем и обновлял его храм на Палатине, он, возможно, программно и официозно устанавливал эту связь с архетипом проигравших: метафизически близки троянцы и плебс, страдавший веками от высокомерия нобилитета, а теперь милостью рода Юлиев берущий реванш в лице/безличии цезаристского режима.

Тем не менее, «златокудрость» Локсия, как и склонность к использованию лука в качестве основного оружия, ощутимо ведёт в догреческую индоевропейскую древность (условно, но напоминая Арджуну, Бхишму или Юдхиштхиру, стрелков из лука над Курукшетрой). И все трое – я о греческом пантеоне – боги «рациональностей», «искусств», «умений», «хитростей»: Артемида – госпожа охоты (нижний уровень), Афина – инициатор военно-политических ухищрений, Аполлон – клон Зевса, хранитель и разрушитель (господин) форм в целом, владыка музыки и гармонии, царь в Дельфах (то есть контролер будущего времени, с которым заранее сверяли любые начинания, планы и проекты), освятитель соединения противоположностей, связанного с натянутым луком, и попадания в цель. Артемида, хотя это ни разу не проговаривается, как архетипическая хранительница-охотница, эйдетически синтезирует то, что можно назвать промысловым одомашниванием животных (синтез истребления и хранения), домашним хищничеством, и не случайно, нет, не случайно ей первой причитается доля, когда начался великий олимпийский домашний пир-праздник-охота в хозяйстве Кронидовом. А теперь вспомним, кто в пра-основе устойчивее всех именуется «хитроумным» у Гесиода? Погрузившийся максимально глубоко Крон – это его персонифицированный эпитет в «Теогонии». Таковы – с самого дна и с самой высоты одновременно – античные истоки рациональности.



«Орестейя», как уже упоминалась, сопоставима в современной литературе разве что с Ницше книги «Так говорил Заратустра», особенно четвёртой части. Там центральным вдохновляющим итоговым мотивом становится в некой космической пустыне разыгранное (гимнически спетое в форме фуги) соотношение-спор-танец-философский диспут, за первенство, Дня и Ночи. Когда читаешь «Песнь странствующих в ночи» о том, как «вздыхает во сне» «глубокая-преглубокая полночь», как «стонет колокол», появляется и не покидает гипотеза, что в сознании автора присутствовали стихи 110 – 123 «Эвменид» о «вздыхающей» и «стонущей» во сне тьме, олицетворенной Эриниями, хранящими древнюю вечность страдания, которую он хочет переиграть и сделать преходящей, вытеснив концепцией радости – той, что «ещё глубже, чем скорбь», настолько сильной, что спускается в Тартар. От имени всех умерших, и богов, и людей, Ницше продолжает там, где умолк Эсхил. К этому моменту высшее вновь сменило имя. Отныне оно уже не «Зевс». Искание имён, паролей к нему – одна из тем тьмы, изоморфная там же настойчиво повторяющемуся у Ницше вопросу-заклинанию: «Кто должен быть властелином земли? Кто скажет: «Отныне так вы будете течь, большие и малые потоки». Кому быть господином земли?» И снова отметим, что «господа земли» – во множественном числе – устойчивый индоарийский оборот, постоянное выражение текстов «Махабхараты», обозначающее не личность, но тип личности, класс, страту, состояние сознания. Процитированная фраза Ницше выражает резюме, ключевой элемент загадочного, волшебного, пророческого и сверхъестественного текста «Песни странствующих в ночи». Изыми их – и всё станет совершенно иначе, словно исчезнет Полярная звезда с ночного неба.

И так как всё это, не забудем, соображения, которые навеяла нам игра бликов на поверхности моря, мы тоже подведём итог. Впору огласить ценный вывод, который мы так напряженно стремились обосновать заходя сверху и издалека. Этот вывод абсолютно нетривиален: он в том, что Солнце даже лучше отражается в волнах, чем на ровной глади, каковой по сути-то и не бывает :). Колеблющаяся поверхность эффектнее передаёт сияние высшего. Не в этом ли принцип мозаик, которые светят нам со сводов старых соборов Средиземноморья? Чешуйки изображений лежат неровно – что и создаёт матовый блеск и объемность, которые чаруют присутствующих вот уж сотни лет. Вглядимся внимательнее в это золото моря, хлынувшее волной на стены храмов и там оставшееся…

НАЧАЛО





PS

А вот эти фигуры из римской базилики Санта Прасседе – ну чем не акванавты, компанейски странствующие в герметичных прозрачных шлемах по дню морскому?



Ria.city

Читайте также

Блоги |

Исчезла тонна рыбы: главный рыбинспектор Колпашева поплатился за благотворительность

Блоги |

В Новосибирске сотрудник отеля украл у гостя спрятанный под матрасом миллион

Блоги |

В Томской области у волонтеров отряда "Лиза Алерт" появились лошади

Новости России

Анна Данилова дала старт Всероссийской акции "Синий платочек Победы" 2024 на станции метро Курская

Ирина Струнова стала Терапевтом года

Герцог джаза. Вспоминая Дюка Эллингтона

Певец Сергей АРУТЮНОВ и солистка группы Демо - встречаются, или просто выпустили совместный хит “Солнышко”? Разлад АРУТЮНОВА и Маши Малиновской?

Новости спорта

Боевые приобретения. Настоящий праздник мужественности прошел в Москве

В Москве в 12-й раз пройдет фитнес-фестиваль «ФитЭкспо 2024»

Канье Уэст летом выступит с концертом в России

В 6-м туре женского «командника» в Сочи шахматная сборная Москвы разгромила краснодарок, а «Сима-ленд» справилась с Татарстаном

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Желдорреммаш

Экзаменационный центр «Воронеж-НК» на базе Воронежского ТРЗ Желдорреммаш сертифицирует до 200 дефектоскопистов ежегодно.

Авто в России и мире

В День Победы на Ямале вспыхнет священный огонь из Волгограда

Строительство образовательного комплекса началось в Котельниках

Северодвинца обвинили в дискредитации использования Вооруженных Сил России

Сенатор Кресс принял участие в инаугурации президента РФ

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
Андрей Рублёв

Рублев о победе на "Мастерсе" в Мадриде: у меня нет слов



Seven reasons Sporting are champions of Portugal

Driving Los Angeles 8K HDR Dolby Vision - USC to Manhattan Beach

Sci-Fi Short Film BackSpace Forever - DUST - Online Premiere

'Our fielding has let us down', says GT skipper Gill