Блоги |
Анастасия Гачева. "Идеал ведь тоже действительность..." Русская философия и литература (2019)
Гачева А. "Идеал ведь тоже действительность..." Русская философия и литература. - М.: Академический проект, 2019. - 734 с. - (Технологии культуры).
Книга Анастасии Гачевой — взгляд на русскую философию и литературу сквозь призму исканий «конечного идеала». Это разговор об аксиологических горизонтах отечественного любомудрия, проявлявшего себя в разных жанровых формах — от шедевров русской философской лирики, «великого пятикнижия» Достоевского до «Чтений о Богочеловечестве» В.С. Соловьева, «Записки от неученых к ученым» Н.Ф. Федорова, «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова и коллективных журнальных проектов деятелей русского зарубежья: «путейцев», евразийцев, новоградцев и др. В центре внимания автора книги — главные экзистенциальные темы русской мысли и литературы, находящие свое разрешение в христианстве, понятом активно и проективно. Смерть и бессмертие, человек и природа, родство и неродственность, память и воскрешение, смысл истории и смысл творчества, философия любви и этика преображенного эроса — все эти темы связаны с поиском совершеннолетней, сознательной веры, которая не боится союза с разумом и стремится стать «осуществлением чаемого». Книга адресована философам и филологам, историкам и культурологам, преподавателям и студентам, всем интересующимся историей отечественной мысли и культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо введения
Часть 1. В ПОИСКАХ «ВЫСШЕЙ ИДЕИ СУЩЕСТВОВАНИЯ»
Жизнь — смерть — бессмертие в мире русского романтизма
Философское и художественное творчество В.Ф. Одоевского в контексте традиции русского космизма
«Возможно ли серьезно и вправду веровать?» Славянофилы, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский в поисках истинного образа веры
Философия любви А.С. Хомякова
Единство железа и крови или единство любви? (Ф.И. Тютчев и славянский вопрос)
Роман «Братья Карамазовы» в кругу идей и проблем русской религиозно-философской мысли ХIX века
Л.Н. Толстой и Н.Ф. Федоров: спор о смысле и назначении христианства
Часть 2. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ИДЕИ И ЛИЦА
«История не есть пустой коридор…» (оправдание истории в русской религиозно-философской мысли XIX — начала XX в.)
«Царство Божие на земле» в русской философии и литературе
Смерть — бессмертие — воскрешение в наследии Николая Федорова
«Три разговора» Владимира Соловьева, или Как филология помогает исследованию философского текста
«Христианство против ницшеанства». Н.Ф. Федоров и В.С. Соловьев в полемике с Ф. Ницше
«Повернуть все христианство от пятницы к воскресенью…» (В.В. Розанов и Н.Ф. Федоров)
Философия русского космизма: мир — человек — история — будущее
Русские мыслители о сущности памяти
От имяславия к имядействию: А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, В.Н. Муравьев в кругу споров об имени
Эстетика жизнетворчества: от Н.Ф. Федорова и В.С. Соловьева до А.К. Горского
Идея литургической поэзии в эстетике и художественной практике А.К. Горского
Этика преображенного эроса в зеркале русской философии и литературы
Софийная тема в художественно-философском наследии Валериана Муравьева: от мистерии «София и Китоврас» к роману "Остров Буян"
Апокатастасис в русской религиозно-философской мысли последней трети XIX — первой трети XX в.
Часть 3. ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ И СЮЖЕТЫ
Блудный сын и сын человеческий: версия Н.Ф. Федорова
Образ Китовраса в культуре Древней Руси и его трансформации в эпоху русского модернизма
«Почему мiр не мир?» Образ войны в философии русского космизма
Активная апокалиптика: образы Нового Завета в творчестве А.К. Горского, Н.А. Сетницкого, В.Н. Муравьева
Градостроительство как миростроительство: образ идеального города в мистерии В.Н. Муравьева «София и Китоврас»
Часть 4. В ПОИСКАХ «ТРЕТЬЕЙ РОССИИ». РЕЛИГИОЗНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Идея «Третьей России» и пореволюционные течения русской эмиграции 1920–1930-х годов
«Синтезировать историческое с революционным»: образ революции и его трансформации в евразийстве 1920–1930-х годов
Неизвестные страницы евразийства конца 1920–1930-х годов. Писатель, мыслитель, публицист К.А. Чхеидзе и его концепция «совершенной идеократии»
«Собор Воскрешающего Музея» Василия Чекрыгина
(Вместо заключения)
Указатель имен
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
Книга Анастасии Гачевой — взгляд на русскую философию и литературу сквозь призму исканий «конечного идеала». Это разговор об аксиологических горизонтах отечественного любомудрия, проявлявшего себя в разных жанровых формах — от шедевров русской философской лирики, «великого пятикнижия» Достоевского до «Чтений о Богочеловечестве» В.С. Соловьева, «Записки от неученых к ученым» Н.Ф. Федорова, «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова и коллективных журнальных проектов деятелей русского зарубежья: «путейцев», евразийцев, новоградцев и др. В центре внимания автора книги — главные экзистенциальные темы русской мысли и литературы, находящие свое разрешение в христианстве, понятом активно и проективно. Смерть и бессмертие, человек и природа, родство и неродственность, память и воскрешение, смысл истории и смысл творчества, философия любви и этика преображенного эроса — все эти темы связаны с поиском совершеннолетней, сознательной веры, которая не боится союза с разумом и стремится стать «осуществлением чаемого». Книга адресована философам и филологам, историкам и культурологам, преподавателям и студентам, всем интересующимся историей отечественной мысли и культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо введения
Часть 1. В ПОИСКАХ «ВЫСШЕЙ ИДЕИ СУЩЕСТВОВАНИЯ»
Жизнь — смерть — бессмертие в мире русского романтизма
Философское и художественное творчество В.Ф. Одоевского в контексте традиции русского космизма
«Возможно ли серьезно и вправду веровать?» Славянофилы, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский в поисках истинного образа веры
Философия любви А.С. Хомякова
Единство железа и крови или единство любви? (Ф.И. Тютчев и славянский вопрос)
Роман «Братья Карамазовы» в кругу идей и проблем русской религиозно-философской мысли ХIX века
Л.Н. Толстой и Н.Ф. Федоров: спор о смысле и назначении христианства
Часть 2. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ИДЕИ И ЛИЦА
«История не есть пустой коридор…» (оправдание истории в русской религиозно-философской мысли XIX — начала XX в.)
«Царство Божие на земле» в русской философии и литературе
Смерть — бессмертие — воскрешение в наследии Николая Федорова
«Три разговора» Владимира Соловьева, или Как филология помогает исследованию философского текста
«Христианство против ницшеанства». Н.Ф. Федоров и В.С. Соловьев в полемике с Ф. Ницше
«Повернуть все христианство от пятницы к воскресенью…» (В.В. Розанов и Н.Ф. Федоров)
Философия русского космизма: мир — человек — история — будущее
Русские мыслители о сущности памяти
От имяславия к имядействию: А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, В.Н. Муравьев в кругу споров об имени
Эстетика жизнетворчества: от Н.Ф. Федорова и В.С. Соловьева до А.К. Горского
Идея литургической поэзии в эстетике и художественной практике А.К. Горского
Этика преображенного эроса в зеркале русской философии и литературы
Софийная тема в художественно-философском наследии Валериана Муравьева: от мистерии «София и Китоврас» к роману "Остров Буян"
Апокатастасис в русской религиозно-философской мысли последней трети XIX — первой трети XX в.
Часть 3. ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ И СЮЖЕТЫ
Блудный сын и сын человеческий: версия Н.Ф. Федорова
Образ Китовраса в культуре Древней Руси и его трансформации в эпоху русского модернизма
«Почему мiр не мир?» Образ войны в философии русского космизма
Активная апокалиптика: образы Нового Завета в творчестве А.К. Горского, Н.А. Сетницкого, В.Н. Муравьева
Градостроительство как миростроительство: образ идеального города в мистерии В.Н. Муравьева «София и Китоврас»
Часть 4. В ПОИСКАХ «ТРЕТЬЕЙ РОССИИ». РЕЛИГИОЗНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Идея «Третьей России» и пореволюционные течения русской эмиграции 1920–1930-х годов
«Синтезировать историческое с революционным»: образ революции и его трансформации в евразийстве 1920–1930-х годов
Неизвестные страницы евразийства конца 1920–1930-х годов. Писатель, мыслитель, публицист К.А. Чхеидзе и его концепция «совершенной идеократии»
«Собор Воскрешающего Музея» Василия Чекрыгина
(Вместо заключения)
Указатель имен
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky