Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Театр в эпоху «культуры отмены»

Какую цену товарищеские суды заставляют платить за базовое человеческое право говорить и мыслить?

Сначала немного теории. Давайте напомним себе формулировку: «культура отмены» (или cancel culture, поскольку это пришедший к нам англоязычный термин) — есть способ привлечь к ответственности за правовые, социальные и этические нарушения известного и облеченного властью и вообще влиянием человека или группу через отказ от поддержки или публичное осуждение, преимущественно в социальных сетях. То есть это некое наказание, товарищеский суд, говоря по-советски.

Итак, «культура отмены». Немного истории.

В древних Афинах существовал институт под названием «остракизм». Вот что пишет о предмете Плутарх: «Остракизм не был наказанием за какой-нибудь низкий проступок, благопристойности ради он назывался «усмирением и обузданием гордыни и чрезмерного могущества». Ничего не напоминает? По сути дела, «остракизм оказывался средством утишить ненависть, и средством довольно милосердным».

В чем заключался остракизм, мы помним: в результате тайного голосования сограждан человек изгонялся из Афин на какое-то количество лет. Почему Плутарх говорит «милосердным», ясно: Сократ, как известно, не был подвергнут «милосердному остракизму», а был предан суду и выпил яду.

Со временем институт остракизма в Афинах, согласно Плутарху, претерпел процесс мутаций и трансформаций, «и свелся к сведению счетов политических и личных». Тоже, по-моему, очень знакомо.

Дальше мы можем вспомнить всю историю европейской цивилизации с ее стайными расправами над художниками и учеными — в Средние века, в Новое время, в эпоху Возрождения, в XIX веке. Новая волна этой культуры — конечно же, XX век, тоталитарные государства, кампании унижений и покаяния. Можем вспомнить примеры и фашистской Германии, и социалистического Китая эпохи «культурной революции» и хунвейбинов с требованиями покаяния от университетской профессуры, и наш любимый СССР с творческими союзами, с их пленумами и прилюдными унижениями наших великих композиторов, поэтов, писателей и художников, выдиранием страниц из энциклопедий и сожжением книг. Это практически классика «культуры отмены» ХХ века: что может быть радикальнее, чем выдрать страницу о человеке из энциклопедии? Или жечь пластинки «Битлз» в США после неосторожной фразы Леннона?

Понятно, что современная «культура отмены» — производная от культуры мировой Сети, социальных сетей вообще.

Но что, мне кажется, должно в ней пугать — так это какая-то особая непримиримость. Казалось бы, странно — в эпоху всеобщего приятия, приветствия в различиях, тщательно лелеемого diversity, торжества либеральной идеологии, внедрившей в умы тезис «все может иметь место и любая мысль имеет право быть высказана», мы вдруг сталкиваемся с ситуацией, когда не только не все может быть сказано, но и совсем не все сказанное будет безнаказанным.

Как итог: с одной стороны, «культура отмены» практически смыкается с книжными аутодафе в Мюнхене 1938 года, а с другой, в своем яростном требовании покаяний — с нынешней очень популярной «культурой оскорбленных».

Тут нам, вероятно, не обойтись без разбора пары кейсов, но перед этим стоит иметь в виду следующую цепочку порождаемых предметом вопросов. Как «культура отмены» соотносится со свободой слова, которая еще совсем недавно нам казалась — и некоторым из нас, этаким «реликтовым животным посткоммунизма», до сих пор кажется — наивысшей ценностью? Со свободой мысли — потому что на самом деле «культура отмены» требует не просто покаяния в словах, она требует отказа от своих мыслей. Как это переходит в страх высказывания и далее — в страх мыслить? Какую цену «культура отмены» заставляет платить за наше базовое человеческое право говорить и мыслить?

Буквально последние месяцы, даже недели, выдали нам два феноменальных кейса в двух направлениях обсуждаемого явления.

Джоан Роулинг. Фото: Evan Agostini / Invision / AP

«Культура отмены» в прямом действии — кейс Джоан Роулинг. И кампания #cancelJCRowling (2019), и #RIPJCRowling (2020), в частности, выдвигали среди прочего требования и отказа от экранизации ее книг, и отказа издательств сотрудничать с ней, и пр. И она, будем справедливы, не называла чернокожих обезьянами. Только женщин — женщинами.

Она посмела в своем твиттере удивиться, что возникло некое новое человеческое существо — menstruating person, и спросила — а не называлось ли это существо раньше «женщиной»? После чего возникло всемирное движение по отмене Джоан Роулинг. И как нам быть со свободой слова и со свободой мысли, если всего лишь заданный вопрос вызвал взрыв негодующей агрессии?

Но второй кейс, еще более удивительный, мне кажется: буквально на днях, после смерти Михаила Михайловича Жванецкого, в соцсетях, в сообществе яростных феминисток, появилась целая серия агрессивных постов вроде следующих: «Минус один патриархальный инфлюэнсэр. Скорей бы все туда же», «Мне абсолютно не жаль, что такие люди перестают коптить небо и разливать вокруг себя мизогинию в виде шутеек» и т.д.

Характерно, что совсем недавно в США примерно такие же тексты от «оскорбленных групп» раздавались в адрес ушедшего из жизни феноменального американского стенд-ап автора Джорджа Карлина.

И это еще более опасный феномен — «культура отмены» обратного действия. Мне кажется, что эта битва с прошлым буквально в ближайшее время выдаст нам очень странные, парадоксальные результаты.

Дело в том, что этос очень быстро трансформируется, очень быстро меняется. И очень спорно и опасно, когда пытаются переписывать историю, когда хотят переделать тексты ушедших авторов, живших в другом этосе. Мы это видели много раз. Мало того, в самом механизме «отмены» есть важнейший вопрос, который связан, собственно, с культурой, с искусством и с театром. Звучит он так: вы уверены, что у зрителя, читателя, слушателя, потребителя вашего контента есть право требовать от вас самоцензуры? Вы уверены, что люди, к которым вы обращаетесь с вашими вопросами и размышлениями, имеют право требовать от вас, чтобы вы мыслили исключительно в соответствии с их представлениями? Тогда почему мы обижаемся на различных «фундаменталистов»? Они делают ровно то же самое. Потому что наш этос не совпадает с их этосом. И мне кажется, что это очень опасная развилка. Мне кажется, что битва с прошлым буквально в ближайшее время выдаст нам очень странные и парадоксальные результаты.

Итак, что происходит с театром в эпоху «культуры отмены»?

Театр — это искусство прямого действия, искусство прямого контакта, прямого вопрошания: театр со сцены напрямую обращается к сегодняшнему человеку, к своему собеседнику. И изначальная, корневая функция театра для меня — задавать сложные вопросы, вопросы, на которые нет еще ответа, на которые ответ только предстоит найти, и которые скорее должны вызывать дискуссию, общественный диспут. Мало того, эти вопросы очень часто еще и опережают саму готовность общества спорить, говорить, думать на эти темы.

Но что будет происходить, если мы примем этот запрет на задавание вопросов и на дискуссию, если мы будем обязаны соответствовать одному только новому идеологическому стандарту? На самом деле мы, советские люди, это уже проходили, и мне кажется, что «культура отмены» фактически отменяет, простите за тавтологию, эту самую базовую функцию искусства, в частности, театра.

Но при этом

для театра и для искусства в целом есть еще ряд неожиданных и опасных последствий и ответвлений, одно из которых — пересмотр и даже «отмена» классических текстов.

Уже общее место: что делать с «Хижиной дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу? Или огромная скандальная история с голливудскими мультфильмами эпохи Диснея, возникшая совсем недавно — досталось даже абстрактной и любимой всеми «Фантазии». Очевидно, Уильям Шекспир идет под нож практически целиком: у него что ни пьеса, то либо торжество патриархальной культуры, либо разгул неполиткорректности. «Отелло» — типичный случай «блэкфейса». И только что было отменено сразу несколько проектов съемок сериалов и фильмов в связи с тем, что в них предполагался блэк либо какой-то иной фейс. Вопрос, что дальше? Я помню, для меня, молодого режиссера, в 80-е годы было шоком узнать, что Джордж Гершвин запретил исполнять оперу «Порги и Бесс» кому-либо, кроме чернокожих актеров. Я безумно люблю эту музыку, я мечтаю ее поставить, и для меня настоящая профессиональная драма, что Джордж Гершвин так «опередил» свое время, как будто знал, что когда-нибудь начнется борьба с блэкфейсом и уже как бы застраховался. И теперь его никто не может обвинить, он чист перед историей. А мир фактически лишен великого театрального произведения.

Давайте возьмем «наше все» — «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. «Каменный гость»: токсичная маскулинность и неприкрытая мизогиния. «Скупой рыцарь» — апология рабовладения и пещерный антисемитизм. «Моцарт и Сальери» — латентная гомофобия плюс очевидный расизм, что это за «черный человек»?! Можно горько смеяться, но в опере «Волшебная флейта» Моцарта комический злодей Моностатос, именуемый Moor, schwarze Mann — ныне огромная проблема в европейских театрах. И теперь его играют исключительно выбеленные люди, чтобы никто не мог «оскорбиться».

Целый ютьюб-канал посвящен разбору голливудской классики от «золотого века Голливуда» вплоть до последних премьер, согласно которому голливудская классика целиком объявляется токсичной маскулинностью. Все это и есть «культура отмены» обратного действия.

Мы остаемся без корпуса текстов. Мы боимся этих высказываний.

Но дальше происходит еще одна любопытная трансформация, потому что «культура отмены» переходит в «культуру присвоения». И самые разные группы, требующие «отмены» то по тому, то по другому поводу, начинают присваивать эти тексты, причисляя их как бы к иным дискурсам. Яркий пример — фигура Петра Ильича Чайковского, попавшего в самую сердцевину тихой войны «отмен» и «оскорбленностей». Один из главных символов того самого токсичного мизогинного проклятого мира для одних. И он же для других — еще одно картонное «наше все», только от музыки. При этом в большинстве сетевых битв собственно о божественной музыке композитора, ее природе, ее понимании — практически ни слова. И вот уже прекрасные оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», в которых, как выясняется в последних многочисленных спектаклях, спектакли Баварской и Амстердамской оперы, к примеру, Зальцбургского фестиваля главная проблема — это несостоявшаяся любовь Онегина и Ленского либо Германа и Елецкого — свершившийся факт смены нарратива. Под свист и улюлюканье другого лагеря.

Петр Чайковский. Фото: РИА Новости

А дальше — начинается деградация и исчезновение этих текстов и этих творцов. Попробуйте ввести в поиск Гугла запрос «письма Петра Ильича Чайковского брату Модесту». Вот что выдал поисковик мне: «цитаты из писем Чайковского», «монограммы Чайковского в письмах», «купюры в письмах Чайковского о его гомосексуализме», «правда о Чайковском», «так кого же любил композитор Чайковский…». И отчаяние в том, что даже на сотой странице поисковика вы не найдете самих текстов писем Чайковского брату. В год юбилея великого композитора, празднуемого всем миром, выясняется, что Петр Ильич Чайковский на своей Родине не обладает эпистолярным наследием. В русскоязычной Сети вообще нет полноценного собрания переписки Чайковского. Письма русского классика есть только на паре англоязычных сайтов, которые нужно еще суметь найти. Все остальное — вышеприведенный мусор. Что это, как не «культура отмены», на глазах переходящая в «культуру присвоения» и далее — в «культуру исчезновения»?

Но уже очевидно: у многих творцов и профессионалов включается механизм самосохранения. Казалось, мы забыли об этом страхе перед партийным собранием, но нет: на наших глазах возникает их реинкарнация, когда ты понимаешь: если ты своего условного «Доктора Живаго» опубликуешь, работы и нормальной жизни тебе больше не видать.

У меня отменились подряд два проекта, когда я сказал: «Нет, я буду говорить в спектакле о том, что считаю нужным и важным». Те, кто проекты продюсировал, ответили: «Мы не готовы». Потому что — «культура отмены», причем на самых разных уровнях, самого разного толка. И самоцензура, уже связанная не с государственными запретами, а со страхом хейтерства, поселилась в художниках и продюсерах.

Я никогда не был большим сторонником «покоряться пращам и стрелам», мне всегда казалось, что интереснее идти против тренда, в этой сшибке ты всегда высекаешь какие-то новые искры. Когда ты идешь с трендом, ты, наверное, заработаешь больше денег и больше спокойствия, но в сшибке с трендом ты найдешь что-то существенное, неожиданное, мне кажется.

Я не вижу ничего интересного и плодоносного в «культуре отмены», я не вижу ничего, что бы давало мне витамины для размышлений и для творчества, для создания чего-то нового, нет.

Все запретительное — не плодотворно. А «культура отмены» — запретительна.

И еще. Если средневековые люди понимали, что, например, у испанской инквизиции есть хоть какой-то свод правил, то что будет в следующую секунду объявлено объектом оскорбленности и предметом отмены сегодня, неведомо никому. Я думаю, что Джоан Роулинг в страшном сне не могла помыслить, что ее невинный пост вызовет такие последствия. В итоге она встала на колени, сказала: «Да, я целиком виновата». Ее сломали, она покаялась. В этом унижении выдающегося человека, мне кажется, есть что-то пугающее. Как в самой трагичной сцене из «Мюнхгаузена» Марка Захарова/Григория Горина: «Все должно быть в форме официального документа. Письменно сочиняли — письменно и отрекайтесь». И дальше сцена общественной казни. Нам сегодня кажется, что это что-то такое очень новое, свежее, «ветер перемен». А на самом деле это все та же старая добрая инквизиция аkа гражданская казнь.

Наверное, это свойство любого тренда: пока он не дойдет до своей крайности и не обрушит себя и не превратится в свою противоположность, он не может остановиться. Потому что когда он начинался в виде политкорректности, пока это было на уровне языковых нововведений, оно было предметом игры. Но, как и всякая волна, она захватывала все новые и новые территории, все новые и новые силы, и в какой-то момент люди обнаружили, что это действенный и удобный способ расправы над «иными», «инакими». И «инакие» теперь — мы все.

То, с чем мы имеем дело сейчас, конечно же, является частью гораздо большего глобального феномена, первого в истории периода под названием «массовое общество публикаторов». Потому что если XX век был массовым обществом потребителей, то сейчас, особенно с появлением соцсетей, все стали публикаторами, авторами. И если прежде автор годами, десятилетиями добивался права на высказывание, то сейчас право на высказывание — это ваш поход в ближайший магазин связи и покупка смартфона. Вам не надо быть Оскаром Уайльдом, бросать вызов обществу, отсидеть в Рэдингской тюрьме, чтобы доказать свое право обратиться к «городу и миру». Вам даже никакой профессии особо не надо учиться. Вы покупаете смартфон, загружаете соцсеть и становитесь автором. Легкость доступа к высказыванию оборачивается такой же легкостью доступа к участию в гражданской казни. Мало того, соцсети еще и построены по принципу «слипания в стаи». Политологи это называют «жизнь в информационном пузыре». Каждый создает вокруг себя свой информационный пузырь. Вам кажется, что все думают, как вы, но на самом деле — вы просто френдите только тех, кто думает, как вы. Вы никогда не френдите людей из другого лагеря. А дальше начинается эффект Преображенского полка на мосту, когда все маршируют в такт, и начинается колебание, которое мост разрушает. Потому что вы друг друга накачиваете: «Ты читал? Этот подонок написал…», «Срочный перепост!», «Перепостить всем сразу!». Самовоспроизводящаяся массовая истерия. И тут же возникают какие-то люди или центры, которые присваивают право судить. Потому что прокурором, судьей быть безопасно и приятно. Адвокатом только что-то никто не хочет быть. Мне кажется, любой человек в какой-то момент своей жизни вынужден встать перед выбором: готов ли я отстаивать свое право на мысли и слова?


Я готов платить цену за свое высказывание. Будут ли готовы платить какую-то цену за свои высказывания приходящие на смену? Мы увидим это в ближайшее время, даже в ближайшие месяцы.

Георгий Исаакян,
художественный руководитель театра им. Наталии Сац

Ria.city

Читайте также

Блоги |

Выпускникам псковских школ предлагают поступить в университет юстиции

Блоги |

Глава СК поручил провести проверку по данным о незаконном задержании в Ростове-на-Дону общественников, защищавших граждан от мигрантов

Блоги |

Барсика-морячка вернули на набережную в Пскове

Новости России

Сильный пожар произошел в промзоне на востоке Москвы

Певец Сергей АРУТЮНОВ и солистка группы Демо - встречаются, или просто выпустили совместный хит “Солнышко”? Разлад АРУТЮНОВА и Маши Малиновской?

5 фактов, которые необходимо знать о СЭЙН и Wimmortal и их релизе «Старик и воля».

МИД РФ: Россия жестко ответит на последние действия Британии

Все города от А до Я

Косметолог Аюпова: поход в баню поможет избавиться от отеков

Инвестор Петрова: молодежь не будет уезжать из России, чувствуя стабильность

Сильный пожар произошел в промзоне на востоке Москвы

МИД РФ: Россия жестко ответит на последние действия Британии

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Концерт

Концерт ко Дню Победы проведут в Культурном центре «Интеграция» на Лазо

Авто в России и мире

Производителей в Шатуре предостерегли от нарушения правил обращения с отходами

На КПО «Нева» и «Восток» Подмосковья определены лидеры выборки вторсырья за неделю

В Подмосковье провели субботники у мемориалов и братских захоронений

В МИД РФ пообещали жесткий ответ на антироссийские шаги Великобритании

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
Александр Зверев

Александр Зверев раскритиковал график соревнований в туре



Sci-Fi Short Film BackSpace Forever - DUST - Online Premiere

Seven reasons Sporting are champions of Portugal

Driving Northern California 8K Dolby Vision HDR - Pebble Beach to San Francisco

Driving Los Angeles 8K HDR Dolby Vision - USC to Manhattan Beach