"Азбука красноармейца" Д. Моора
Добрый день, дорогие друзья!
В своем журнале я завел целую рубрику, посвященную русским (и советским) азбукам и букварям; она начата постами Азбука Шервинского - Конашевича, "Азбука в картинах" Александра Бенуа и "Веселая азбука" Добужинского. Но здесь я выкладываю пока только самый новый пост — про «Азбуку красноармейца» Д. Моора. Это ближе к тематике сообщества, мне кажется.
Дмитрий Стахиевич Орлов (1883-1946), известный как Д. Моор, — видный русский художник-график, иллюстратор, педагог, автор агитационных плакатов, карикатур и сатирических рисунков. Он родился в Новочеркасске, столице Области Войска Донского, позже переехал в Москву. Окончил математическое отделение Московского университета. Систематического художественного образования не получил, в 1910 году посещал школу-студию П. И. Келина. С 1907 года публиковал острые политические карикатуры в различных журналах. В период работы в московском журнале «Будильник» Дмитрий Орлов принял псевдоним Моор (в память главного героя шиллеровских «Разбойников» Карла Моора). До революции и в самом начале 1920-х годов Моора очень сильно привлекало кино как максимально доходчивый для народа вид искусства. Он исполнил плакаты к немым кинофильмам «Вор», «Никогда», «Тихо», «Убийца». Но главное — Дмитрий Моор стал одним из основоположников советского политического плаката, можно сказать, стоял у истоков этого жанра. В годы Гражданской войны он создал всемирно известные, полные экспрессии агитационные плакаты: «Торжественное обещание», «Петрограда не отдадим», «Кто против Советов», «Ты записался добровольцем?», «Врангель еще жив, добей его без пощады!», «Слава победителю красноармейцу!», «Накануне всемирной революции!» и др. Моор сотрудничал в знаменитых «Окнах РОСТА» с Вл. Маяковским, М. Черемных, И. Малютиным. Он трудился и над росписями агитпоездов, отправлявшихся на фронт. Моор — автор иллюстраций к «Библии для верующих и неверующих» Ем. Ярославского, поэме «Хорошо» Вл. Маяковского (издание 1940 г.), к рассказам Марка Твена и т. д. В годы Великой Отечественной войны Моор рисовал плакаты, обличавшие варварство и жестокость нацистских оккупантов, показывавшие в неприглядном виде верхушку Третьего рейха: «Ты чем помог фронту?», «Зверь ранен. Добьем фашистского зверя!», «Все на «Г»», «Он этого не любит», «Школа Геббельса», «Людоед Гитлер». Но в произведениях последних лет, проникнутых патриотической романтикой, преобладали уже мажорные, радостные настроения. Здесь особо стоит отметить циклы иллюстраций к «Слову о полку Игореве» (1944) и поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина (1944–1945). С 1922 по 1932 год Моор преподавал во Вхутемасе на кафедре литографии, позже — в Полиграфическом институте на кафедре плаката. Среди его учеников были, например, великие Кукрыниксы.
А теперь посмотрим на «Азбуку красноармейца»; Моор не только нарисовал ее, но и сделал стихотворные подписи. Выпущена она в 1921 году ГИЗом (Государственным издательством) и отделом военной литературы при Реввоенсовете Республики. Тираж — 5000 экз., 28 страниц. Отпечатана в Первой образцовой типолитографии (Москва, Пятницкая, 71). Дополнительные пояснения — в конце поста.
Конечно, по прошествии столетия можно достаточно критически относиться к творениям Моора, особенно упирая на то, что любая гражданская война — это братоубийственная бойня. Однако Дмитрий Моор верил в то дело, которому служил. Ему принадлежат, например, такие слова: «Требования, которые вправе предъявить наша страна художнику, — необычайно велики. Он должен быть не только профессионалом, мастером своего дела, но и гражданином своей страны, и средствами своего художественного мастерства служить великому делу борьбы за социализм, за построение бесклассового общества». И еще: «Злободневность — одна из сильных, решающих сторон карикатуры. Каждую минуту она знает своего прямого врага — то явление, лицо, событие, которое она хочет осмеять, разоблачить, уничтожить». И как бы там ни было, уж мастером-то своего дела Дмитрий Стахиевич был серьезным, значительным; его произведения находятся не только в государственных музеях и картинных галереях (что неудивительно), но и в частных коллекциях России, Великобритании, Германии, Испании, Португалии, США, Франции.