Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Слово учителя

К 120-летию со дня рождения великого советского режиссера                                                             Михаила Ильича Ромма

Он снял первый советский «истерн» («Тринадцать») — за десятилетия до того, как был придуман сам термин, легендарный гимн «шестидесятникам» («Девять дней одного года») и документальный, страшный, не отпускающий и сегодня «Обыкновенный фашизм». С его именем, по сути, связана вся история отечественного кинематографа первой половины ХХ столетия. И именно благодаря ему мир получил плеяду великолепных режиссеров: Григорий Чухрай, Василий Шукшин, Тенгиз Абуладзе, Александр Митта, Андрей Тарковский, Игорь Добролюбов, Никита Михалков, Сергей Соловьев, Андрей Кончаловский — все они прошли вгиковскую школу у Михаила Ильича Ромма.  24 января, отмечалось 120-летие со дня рождения великого кинематографиста, вспомним о его месте в истории нашей культуры.

     Кадр из фильма "Тринадцать", 1936 г

Воспитание чувств

Трудно однозначно сказать, чем больше обязан советский кинематограф Михаилу Ромму — его фильмами или огромным количеством самых разных режиссеров, которых он воспитал в своей вгиковской мастерской. Пожалуй, проще перечислить тех, кто в ней не учился. А среди его учеников вряд ли найдется кто-то, кто не подпал бы под обаяние самой личности Ромма, на своих лекциях не столько делившегося «секретами мастерства», сколько общавшегося со студентами на самые разные темы. В конечном счете он учил каждого из них не тому, как приобрести навыки режиссера, а как стать интересным человеком.

Один из выпускников роммовской мастерской Сергей Соловьев как-то процитировал признание своего учителя: «Самое ужасное в моей жизни — я настолько лучше и умнее, чем все мои фильмы, что даже не передать». Думается, в этой фразе была такая же доля шутки, как и в самоироничном рассказе Ромма о том, что режиссером он решил стать чисто из легкомыслия, считая эту новую профессию ХХ века нехитрой и безответственной. До того как окончательно посвятить себя ей, в 1925-м Ромм окончил скульптурный факультет Высшего художественно-технического института, а еще во время учебы пробовал себя в других занятиях, в частности в литературе и переводах.

Кадр из фильма «Обыкновенный фашизм» 

Книга «Устные рассказы» Ромма, составленная из его записей 1960-х годов, была издана только после перестройки, однако этот сборник новелл, которые автор наговаривал на магнитофон по принципу «что придет на ум, то и говорю», лучше слушать именно в исполнении автора. В амплуа рассказчика Михаил Ильич, по мнению многих слушателей, не уступал Ираклию Андроникову и, возможно, искренне почувствовал себя польщенным, когда его старший брат Александр, филолог, пошутил: «А знаешь, никакой ты не режиссер, не сценарист, не скульптор. Ты, брат, великий трепач!»

Ненапрасные слова

Об искусстве Ромма-рассказчика напоминает и самое знаменитое название в его фильмографии — «Обыкновенный фашизм» 1965 года. Генеалогия самой отвратительной политической идеи столетия представлена в виде коллажа из трофейной хроники гитлеровского министерства пропаганды, старых немецких документальных и художественных картин, фотографий из личного архива Гитлера, любительских снимков, найденных у солдат вермахта и СС. Не менее важным, чем видеоряд, здесь является постоянный закадровый комментарий самого режиссера, который интонирует рассказ об истории Третьего рейха в совершенно неожиданной, парадоксальной манере. Сейчас она, пожалуй, даже может вызвать шок у простодушного зрителя, не понимающего, как можно рассказывать об ужасах тоталитаризма без пафоса, с абсолютно обыденной, «кухонной», порой даже издевательской интонацией. Однако именно она лучше всего соответствовала замыслу — показать ужасающую обыкновенность, «банальность зла», как в те же годы сформулировала это Ханна Арендт, для зарождения которого в обыденном человеческом быту не требуется никаких специальных условий и никакого дьявольского вмешательства.

Кадр из фильма «Пышка»

Великий театральный реформатор был сыном «врага народа»

В каком-то смысле антифашистскую тему Михаил Ромм прочертил через всю свою фильмографию, начиная со снятого в 1934-м первого фильма, немой экранизации мопассановского рассказа «Пышка» — просто в 1870 году оккупировавшие Францию пруссаки еще не назывались фашистами. «Пышка» была снята не столько из особой любви Ромма к Мопассану (его личным, но так и нереализованным замыслом осталась другая экранизация — «Пиковая дама»), сколько из прагматических соображений. Студия была готова запустить дебютанта с постановкой, требующей минимума бюджетных затрат. Так что уже на первой картине Ромм столкнулся с фактом, который рано или поздно приходится принять каждому режиссеру: это профессия, зависящая от слишком многих факторов и слишком большого количества разных людей. Это всегда искусство возможного, и если тебе удалось реализовать первоначальный замысел хотя бы на 30%, считай, это большая удача.

Поверх барьеров

Однако трудолюбивому и бесстрашному Михаилу Ромму удалось продемонстрировать, что иногда режиссерская работа — это искусство невозможного. Речь о фильме к 20-летию Октябрьской революции «Ленин в Октябре», который был снят за два месяца и 20 дней — фактически подвиг Геракла, на который попросту никто не отважился, кроме молодого автора, в чьем активе была лишь картина «Тринадцать», первый советский «истерн». За «Лениным в Октябре» через два года последовал не менее популярный у зрителей «Ленин в 1918 году». Лениниана Михаила Ромма могла быть гораздо длиннее, если бы не смерть актера Бориса Щукина, сумевшего создать необычайно уютный, «домашний», непарадный портрет Ильича. Вероятно, работа с этим актером была для Ромма одним из главных удовольствий, и даже жена режиссера актриса Елена Кузьмина испытывала к Щукину своеобразную ревность: «Если бы Щукин был женщиной, ты бросил бы меня и женился на нем».

Кадр из фильма «Ленин в Октябре»

Вынужденно расставшись с «одомашненным» вождем мирового пролетариата, Михаил Ромм обратился к теме, что была близка лично ему. 22 июня 1941 года он закончил съемки «Мечты». В начале этой картины автор прямо предупреждает, что считает «Мечту» самой важной своей работой. Она была вдохновлена поездкой в Западную Белоруссию, где Ромма посетила идея перенести на экран невзрачный быт «маленьких людей», несчастных обитателей меблированных комнат «Мечта», безнадежно проигрывающих в схватке с «подлой жизнью».

Кадр из фильма «Мечта»

В отличие от «Мечты», самого любимого фильма Ромма, как самую неудавшуюся свою работу он воспринимал политическую драму «Убийство на улице Данте» 1956 года. Зрителям этот нарядный фильм пришелся по душе, однако сам режиссер был недоволен его старомодностью и картонной искусственностью. Снявшийся в главной роли дебютант Михаил Козаков наутро проснулся знаменитым, а 25 лет спустя снял «Покровские ворота», где о «киношечке» Ромма пренебрежительно отзывается аристократическая тетя главного героя: «Наши играют французскую жизнь». В режиссера Ромма, умершего в 1971-м, эта шпилька уже не попала, да, думается, он бы и сам, печально усмехнувшись, согласился с такой характеристикой «Убийства», хотя эту свою неудачу переживал долго и болезненно.

Ирония и надежда

Тем не менее через несколько лет Ромм отважился взяться за создание специфического мира, простому обывателю, наверное, так же мало знакомого, как и французская жизнь, — мира ученых, занятых термоядерным синтезом. В черно-белых «Девяти днях одного года» режиссер радикально поменял стилистику — снятый в 1962-м, это последний игровой фильм Ромма, где он постарался обновить всё. Мэтр использовал модную научную тематику, набрал актеров, с которыми никогда раньше не работал, практически отказался от музыки, да и от сюжетной конструкции в традиционном ее понимании. В итоге «Девять дней одного года», где сюжет приблизительно скреплен любовным треугольником с участием молодых физиков-ядерщиков, считается эталоном «шестидесятнического» кинематографа. Он уловил свежие веяния времени и атмосферу оттепели с ее романтическими надеждами и верой в торжество человеческого разума, но в то же время с легким отношением к жизни, которое всегда импонировало и самому режиссеру.

Кадр из фильма «Девять дней одного года»

Недаром финальным кадром «Девяти дней», фильма далеко не веселого и не лишенного трагических нот, служит неожиданно юмористическая записка: «Если Илья достанет мне какие-нибудь брюки, мы успеем махнуть в «Арагви». Это одна из тех записок, которые Ромм вообще любил вставлять в свои фильмы по разным поводам, как и пояснительные титры, вроде бы совершенно ненужные в звуковых картинах, но иногда придающие самому торжественному видеоряду какую-то двусмысленность. Возможно, у режиссера порой включалась потребность в такой текстовой форме «подмигнуть» зрителю, передать ему своего рода шифровку, как бы предлагая не относиться к увиденному с излишней серьезностью.

Лидия Маслова, https://iz.ru/1115430/lidiia-maslova/

Ria.city

Читайте также

Блоги |

На 73% увеличилось количество вакансий для людей с инвалидностью в СЗФО

Блоги |

Голова ледохода на Оби за сутки не продвинулась в Томской области

Блоги |

ДТП со смертельным исходом произошло в Новосибирской области

Новости России

Якутск — снова в аутсайдерах по качеству жизни в стране

Travel-эксперт Тариел Гажиенко: какую страну выбрать для семейного отпуска

Композитор Классической музыки Сергей Брановицкий представляет произведения классической музыки.

Пресс-релиз | CRYPTONIUM | Новая экосистема для заработка на криптовалюте | Арбитраж | Трейдинг | Обучение

Новости от 123ru.net

Защита Тимура Иванова попросит для него домашний арест

Казахстан обманул, а Путин смеётся: Реакция лидера России вызвала удивление в Китае

Эксперты рассказали о росте цен на недвижимость в России из-за льготной ипотеки

«Северный путь Вечного огня» соединит Волгоград и Ямал

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Тимати

Возлюбленная Тимати ответила на слухи о пластике

Авто в России и мире

Российский космонавт в преддверии Дня Победы показал вид на Барнаул с МКС

Выставка «Арт-май» в Кисловодске будет работать до 4 июня

Россия привлекает зарубежные бренды: с начала 2024 в страну пришли 11 компаний из Турции, Китая, Южной Кореи, Италии, Испании и Германии

«Северный путь Вечного огня» соединит Волгоград и Ямал

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
Андрей Рублёв

Рублев не отстал от «Реала»! Как русская звезда тенниса покорила Мадрид



Seven reasons Sporting are champions of Portugal

Online Alarm Clock for efficient time management

T20 cricket is here to stay, will take the game forward: Ganguly

'Our fielding has let us down', says GT skipper Gill