Блоги |
Не вписался в рынок
«То время, когда я изучал клещей-краснотелок в Фонде Хупера, было замечательным периодом моей жизни. Однако отсутствие финансирования, смерть J.R. Audy, а также другие причины личного характера заставили меня прекратить изучение этих прекрасных существ. К сожалению, большая часть научной работы в этой стране основывается на исследовательских грантах. Когда финансирование исследования прекращается, останавливается и научная работа, в то время как в Европе многие ученые могут продолжать работать даже в отсутствие грантов»
(Prasad V. 1995. A visit to P.H. Vercammen-Grandjean, International Journal of Acarology, 21:3, 223-224, DOI: 10.1080/01647959508684062).
Надо знать, конечно, кто был J. Ralph Audy (1914-1974). Он, во-первых, был директором этого самого Фонда Хупера (George Williams Hooper Research Foundation) с 1959 до своей смерти. Во-вторых, с Веркаммен-Гранжаном он сотрудничал, начиная с африканского периода его деятельности. Когда Веркаммен с семьей после начала Конголезского кризиса (1960) был вынужден вернуться в Бельгию, у него, надо полагать, было два возможных выхода. Либо прозябать в Музее Центральной Африки, сидя на своей уже обработанной коллекции, либо принять предложение Оди, которое тот сделал еще в Африке, и переехать в Калифорнию. Отказаться от такого предложения было немыслимо!
Оди был медик, инфекционист-паразитолог. Фонд Хупера также был медицинским исследовательским центром в Калифорнийском университете. Веркаммен же работал как зоолог-систематик: описывал виды и роды клещей, делал ревизии. Его положение в Америке оказалось полностью зависимым от покровительства "патрона" - а тот умер довольно рано, в 60 лет. Можно себе представить, как смотрело на Веркаммена новое руководство фонда: "А это что тут у нас за, извиняюсь, Эркюль Пуаро, который занимается каким-то художественным творчеством на рабочем месте? А не пошел бы он... на пенсию?"
«Всю свою жизнь я был художником. Узоры, которые образованы складками на теле клещей-краснотелок, толщина покровов, сегменты ног и другие части тела – все это было важно для меня: все детали, которые я видел, я изображал как художник. В течение всей жизни я любил живопись, я участвовал в выставках, рисовал карикатуры на разных известных личностей» (Prasad, ibid.). - Вот отсюда (может быть, конкретно со статьи Прасада), очевидно, и пошла удивительная клевета, будто Веркаммен вообще был не биологом, а художником; на самом деле, у него, разумеется, было естественнонаучное образование, и работал он в медицинской лаборатории провинции Киву в Бельгийском Конго как паразитолог-систематик (причем не только акаролог - он еще изучал трематод).
Конечно, остаются под вопросом "причины личного характера" (other personal reasons), не названные в интервью, но все же мне сейчас кажется, что со здоровьем у него все было в порядке. Веркаммен умер в 80 лет от сердечного приступа - значит, вряд ли у него были какие-то существенные медицинские проблемы.
Проблема в том, что вряд ли у него была возможность (и желание) встраиваться в американскую грантовую систему. Возьмем ту же галапагосскую экспедицию. На конференцию, где обосновывался этот проект, Веркаммен представил великолепный текст (он опубликован: Vercammen-Grandjean P.H. 1966. Evolutionary problems of mite-host specificity and its relevance to studies on Galapagos organisms). Эволюция паразитизма, значение специфичности, способы распространения паразитов, факторы среды, малая изученность паразитофауны Галапагосских островов, бла-бла-бла... Фонд выделил деньги, исследования проведены. Результаты? - За два года опубликовано описание трех новых видов клещей-краснотелок! Ну, если директор фонда - твой друг, то, может, это и ничего. Но только при этом условии...
(Prasad V. 1995. A visit to P.H. Vercammen-Grandjean, International Journal of Acarology, 21:3, 223-224, DOI: 10.1080/01647959508684062).
Надо знать, конечно, кто был J. Ralph Audy (1914-1974). Он, во-первых, был директором этого самого Фонда Хупера (George Williams Hooper Research Foundation) с 1959 до своей смерти. Во-вторых, с Веркаммен-Гранжаном он сотрудничал, начиная с африканского периода его деятельности. Когда Веркаммен с семьей после начала Конголезского кризиса (1960) был вынужден вернуться в Бельгию, у него, надо полагать, было два возможных выхода. Либо прозябать в Музее Центральной Африки, сидя на своей уже обработанной коллекции, либо принять предложение Оди, которое тот сделал еще в Африке, и переехать в Калифорнию. Отказаться от такого предложения было немыслимо!
Оди был медик, инфекционист-паразитолог. Фонд Хупера также был медицинским исследовательским центром в Калифорнийском университете. Веркаммен же работал как зоолог-систематик: описывал виды и роды клещей, делал ревизии. Его положение в Америке оказалось полностью зависимым от покровительства "патрона" - а тот умер довольно рано, в 60 лет. Можно себе представить, как смотрело на Веркаммена новое руководство фонда: "А это что тут у нас за, извиняюсь, Эркюль Пуаро, который занимается каким-то художественным творчеством на рабочем месте? А не пошел бы он... на пенсию?"
«Всю свою жизнь я был художником. Узоры, которые образованы складками на теле клещей-краснотелок, толщина покровов, сегменты ног и другие части тела – все это было важно для меня: все детали, которые я видел, я изображал как художник. В течение всей жизни я любил живопись, я участвовал в выставках, рисовал карикатуры на разных известных личностей» (Prasad, ibid.). - Вот отсюда (может быть, конкретно со статьи Прасада), очевидно, и пошла удивительная клевета, будто Веркаммен вообще был не биологом, а художником; на самом деле, у него, разумеется, было естественнонаучное образование, и работал он в медицинской лаборатории провинции Киву в Бельгийском Конго как паразитолог-систематик (причем не только акаролог - он еще изучал трематод).
Конечно, остаются под вопросом "причины личного характера" (other personal reasons), не названные в интервью, но все же мне сейчас кажется, что со здоровьем у него все было в порядке. Веркаммен умер в 80 лет от сердечного приступа - значит, вряд ли у него были какие-то существенные медицинские проблемы.
Проблема в том, что вряд ли у него была возможность (и желание) встраиваться в американскую грантовую систему. Возьмем ту же галапагосскую экспедицию. На конференцию, где обосновывался этот проект, Веркаммен представил великолепный текст (он опубликован: Vercammen-Grandjean P.H. 1966. Evolutionary problems of mite-host specificity and its relevance to studies on Galapagos organisms). Эволюция паразитизма, значение специфичности, способы распространения паразитов, факторы среды, малая изученность паразитофауны Галапагосских островов, бла-бла-бла... Фонд выделил деньги, исследования проведены. Результаты? - За два года опубликовано описание трех новых видов клещей-краснотелок! Ну, если директор фонда - твой друг, то, может, это и ничего. Но только при этом условии...