Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30
31
Блоги |

Речь Сергея Бочарова при получении Премии Александра Солженицына (2007)

Сегодня исполнилось 92 года со дня рождения выдающегося филолога Сергея Георгиевича Бочарова (1929-2017). По этому случаю напомню его речь на церемонии вручения Литературной премии Александра Солженицына в 2007 году. Он тогда стал лауреатом этой премии вместе с академиком Андреем Зализняком. Оба и ушли в один год.



Речь С.Г. Бочарова при получении Премии Александра Солженицына

Сегодня я прежде всего хочу помянуть того, кто был первым лауреатом — незабвенного Владимира Николаевича Топорова. Литературная премия тогда началась с того, что она избрала для своего открытия не литературу, как обычно её понимают, а гуманитарную мысль. И в следующие годы, мне кажется, чувствовалось в решениях жюри особенное внимание или склонность к общей гуманитарной прямо филологической мысли, что заметно отличает солженицынскую премию от других подобный предприятий в наши дни.

Филология в нашей истории последнего полувека — это сюжет: как она проходилась сквозь нашу советскую и постсоветскую историю — и как сюжет пришел к сегодняшнему событию, которое я не могу понимать иначе, как признание филологического дела в той его старинной полноте, обнимающей язык и литературу, в той полноте, какая в основном утрачена. Премия — столь авторитетное признание.

Я начинал когда-то, как раз полвека назад, в эпоху, которую можно, пожалуй, назвать антифилологической. Была известная история с физиками и лириками... И поэт тогда формулировал сильно и точно — «дело не в сухом расчете, дело в мировом законе». Дело было в мировом законе, и нам, гуманитариям, лирикам в самом широком смысле, словно было определено тем самым законом переживать известный комплекс неполноценности.

А сегодня я открываю телевизор и слышу от другого поэта уже наших дней, что филология в наши дни важнее даже писательства, и если представить гибель того и другого, то прекращение деятельности филолога было бы катастрофой большей. Такая мысль – экстремальная. И удивительно слышать её от поэта, но — это экстремальная мысль сегодняшнего дня. И, наверное, это симптом.

Значит ли это, что филология нынче в почете, как физика в те времена? Нет, конечно!
Но!
Если такое мы слышим, то что-то ведь изменилось и тоже, может быть, в мировом законе – был такой поворот интересов.

Но и другое в сегодняшнем дне, как тоже симптом, – унижение бесспорной филологической работы в новых экономических обстоятельствах. Это было недавно, у всех на глазах, что взволновало все наше гуманитарное общество, – попытка закрыть получивший всемирное признание энциклопедический словарь «Русские писатели», и вмешательство Александра Исаевича Солженицына, который единственный раз обратился к верховной власти, чтобы спасти прекрасное филологическое дело. И Солженицын в тот критический момент его спас.

Мне вспоминается и другая экстремальная мысль, я запомнил её с тех времен, когда физика была в почете, а лирика в загоне, и принадлежала она, эта мысль, физику. В 1964 году состоялась Нобелевская премия по физике за лазеры, присужденная двум советским вместе с одним американским ученым. И в «Литературке» появились статьи лауреатов. Отвечая на вопрос об отношении науки и религии, наш академик Прохоров отмахнулся стандартной фразой об их несовместимости. Это был 1964 год. Но вот ответ американца Чарльза Таунса тогда меня поразил. Таунс сказал, что религия имеет дело с вопросами гораздо более сложными, чем те, с какими имеет дело наука. Так ответил ученый, физик!

Филология не религия, но, прочитавши это тогда, я почувствовал, что такой ответ имеет отношение к нашей ситуации. Филология не религия, но она занимает свойство у своего предмета – искусства, литературного слова, а уж искусство перед наукой в самом деле имеет дело с чем-то иным и, наверное, все-таки более сложным. И как-то, видимо, перед наукой оно, искусство, роднится с религией.

Старец Зосима у Достоевского так говорил в ответ на религиозные сомнения:
– Но доказать тут нельзя ничего, убедиться же возможно.
Но ведь и в споре гуманитарных и точных наук действуют те же аргументы и категории.

У Михаила Леоновича Гаспарова есть статья о доказательности, как силе науки, и убедительности, как силе искусства. Сам Гаспаров, как мы знаем, хотел научной доказательности, но статью он написал о том, что Юрий Тынянов — тоже стремившийся быть рациональным строгим ученым — в работах своих, тем не менее, искал убедительности больше, чем доказательности, и работал примерами больше, чем рассуждениями. Это значит, что строгий ученый Тынянов в своей научной прозе работал, как писатель, как художник в научной прозе.

В формулировках жюри мне нравится эти два слова — филологическая научная проза признается литературой. А Гаспаров, исследуя научную прозу коллеги-филолога, делает это в тех же словах, что и старец Зосима. У филологии слова общая территория с её предметом литературой, и в этом её решительное отличие в системе даже гуманитарных наук. Место филолога-литературоведа во всяком случае между литературой и наукой. И в обе стороны ему приходится оправдываться.

Ведь в самом деле – нужен ли филолог писателю? В этом нет полной уверенности. Говорил же Бахтин, что художник, автор произведения, не приглашает к своему пиршественному столу литературоведов. Наверное, и Пушкин не приглашал к своему столу и пушкинистов, но к критике он был очень внимателен и сам выступал на этом поприще. А вообще в истории русской критики лучшими критиками-читателями друг друга были сами творцы. Например, идеальным читателем «Повестей Белкина» остается до наших дней Лев Толстой, как Достоевский — лучшим читателем «Пиковой дамы».

Филолог тоже читатель, но странность его положения в том, что такое необязательное и праздное занятие, как чтение, он превращает в профессиональное дело. Он должен считаться ученым, оставаясь читателем, – а это не так-то просто, литературоведу остаться читателем, не так многим это удается. Вправе ли он еще навесить на себя заносчивые амбиции быть и в каком-то смысле писателем? Ведь это уже Испанский Король!

Оправдываться перед наукой тем более приходится постоянно. Свою неспособность быть точной наукой филология не будет оспаривать, но она живет на внутреннем сопротивлении этой своей неспособности. В сопротивлении как бы необязательности своих занятий и недостаточной доказательности своих приемов филолог хочет быть объективно связанным свойствами своего материала – литературного слова – подобно тому, как связан ученый в естественных, так называемых точных науках. И тут филолог испытывает то же, что всякий другой ученый.

Мне приходилось часто вспоминать за работой то, что сформулировано в романе «В круге первом» как «правило последних вершков».Правило это в том, что работа не кончена без последних усилий мысли — необходимость которых видит только сам работающий, а посторонний глаз не заметит, — без последних вершков доказательности или же убедительности. В романе это правило для себя формулирует герой романа, математик, а вместе с ним его формулирует для себя художник Солженицын, но равным образом — это правило и для филолога.

Если вернуться к нашей истории, к этому сюжету «филология сквозь историю», то надо заметить, что в те шестидесятые обновлявшаяся лингвистика взяла тогда филологию на буксир и выводила её из несчастного состояния. А затем пришла так называемая эпоха застоя, которая еще должна быть оценена как глухое сложное время, но и, как я думаю, более углубленное после гражданских и либеральных шестидесятых. И вот семидесятые-восьмидесятые годы стали временем интенсивной филологической жизни и временем работы нескольких наших великих филологов, имена которых известны всем. Происходило перемещение интересов в общем сознании, перемещение в сторону интересов гуманитарных, и фигура филолога стала выдвигаться на заметное место в общественной жизни, он стал выходить на положение человека нужного современности. Тогда прозвучало слово Аверинцева о филологии как службе понимания.

Это слово от повторения сотни раз стало общим местом, а между тем это было сказано широко – служба понимания вообще, а не только литературного текста.

Как-то на этом застое, как на некотором покое, можно было задуматься о более общих вещах, чем литературные тексты, например, о том – что случилось с нами в двадцатом веке. Когда-то Тютчев в одном письме сказал, что «Россия погибнет от бессознательности», и наша история дальше во многом подтверждала это. Но и «умом Россию не понять» тот же Тютчев сказал нам как будто бы навсегда. И что сейчас происходит, куда идём, – умом понять, опять-таки, не очень-то получается – у меня, во всяком случае.

Это было на моих глазах в то советское время — как филологическая работа освобождалась от идеологического давления и стеснения и отвоевывала то право, какое по Пушкину принадлежит поэту, который сам избирает предметы для своего вдохновения. Наши сильные филологи сами избирали темы для своего вдохновения, и никто уже не мог воспрепятствовать Аверинцеву размышлять об Афинах и Иерусалиме как наших двух философских истоках. Да и заняться эстетикой Константина Леонтьева — пусть пока с известными ограничениями — но уже в семидесятые годы не могли помешать. Не могли, уже не хватало сил помешать, уже не хватало сил исторических.

Идеология теряла силы по мере того, как расширялась свободное и более или менее филологическое пространство, экстерриториальная зона, в которой можно было дышать и думать филологу. В этом сюжете «филология сквозь нашу историю» филология проходила не просто как профессия, специальность, наука, но как гуманитарная сила, какая не только зависела от тесноты исторических обстоятельств, но и участвовала в истории и меняла её.

Позвольте кончить старинным красивым словом:
– На всё равно распространяется наблюдение истинного филолога!
Это было сказано Дмитрием Веневитиновым, а сто лет спустя повторено истинным филологом Григорием Осиповичем Винокуром в его классической книге 1927 года «Биография культуры». В ней Винокур говорил о филологии не как об отдельной науке, а как об энциклопедии наук, дающей так или иначе ключ к безбрежному миру человеческих текстов самых разных, литературных текстов не только по части изящной словесности, но и по части того, как умом Россию понять.

Или совсем особенный случай, недавний – филологическим анализом с помощью гоголевских «Записок сумасшедшего» проверить новую математическо-историческую утопию или антиутопию под названием «Новая хронология».

Именно так:
– На всё распространяется наблюдение истинного филолога!

Спасибо.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Ria.city

Читайте также

Блоги |

12 собак из Сербии не пропустили в РФ на границе в Псковской области

Блоги |

Сильнейшие возвращаются в строй: Ту-160М получили новые ракеты и способны дать залп из 8-ми "Кинжалов"

Блоги |

Инициативу об обеспечении инвалидов беспрепятственным доступом к информации о госорганах поддержали в Собрании

Новости России

Metaratings: "Спартак" может уволить Абаскаля по ходу сезона, клуб ищет тренера

СК возбудил уголовное дело из-за впавшего в кому россиянина в Таиланде

Лавров заявил, что сфер сотрудничества России и Запада практически не осталось

Заказать недорогой ремонт кухонной мебели в районе в Москве и Московской области

Новости там, где Вы

Эксперты КА «Главный Советник» приняли участие в форуме «Тренды и антитренды корпоративного видео сегодня»

Топливному компромиссу между Украиной и Азербайджаном пришел конец?

«Радио Зенит» – информационный партнер форума «Мы вместе. Спорт»

Пассажир рейса Москва — Пермь попал в реанимацию

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Моргенштерн

Эффект Карабаса: Почему Моргенштерн взялся спасать молодых коллег от музыкального лейбла Rhymes Music

Авто в России и мире

Больше, чем игры: выручку от 22-го тура РПЛ направят семьям пострадавших в «Крокусе»

Лучшие в своей области: KEYBIZ CPAs & Advisors - бухгалтерская компания №1 в Турции

В Москве прошла эковыставка Hydrate The World

Пассажир самолета «Аэрофлота» впал в кому в аэропорту Бангкока

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
ATP

Хачанов победил Черундоло и пробился в 1/8 финала турнира ATP в Майами



Top 5 Websites to Watch FREE Movies - TV Shows (No Sign up!)

Top 10 Emmanuelle Seigner Movies

I was diagnosed with cancer aged 39… you are never too rich, too famous or too young, says Dr Philippa Kaye

Top 10 Love Affair Movies of the 2000s and 2010s