Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

В.Т.Кудрявцев. Отзыв на докторскую диссертацию Е.Е.Соколовой «Становление и пути развития психологии деятельности (школа А.Н. Леонтьева)»

В.Т.Кудрявцев. Отзыв на докторскую диссертацию Е.Е.Соколовой  «Становление  и  пути  развития  психологии  деятельности (школа  А.Н. Леонтьева)»
Елена Евгеньевна Соколова Поздравляем Елену Евгеньевну Соколову с событийной защитой докторской диссертации на заседании диссертационного совета факультета психологии МГУ и заслуженной победой, которую она одержала сегодня. Официальными оппонентами по диссертации Е.Е.Соколовой выступили академик РАО, доктор психологических наук, профессор В.А.Иванников, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор В.А.Петровский и доктор психологических наук, профессор В.Т.Кудрявцев. Замечательную историю в связи с защитой вспомнил Вячеслав Андреевич Иванников (вспомнил еще до защиты, потом он ее повторил в своем выступлении). Когда Леониду Утесову присвоили звание народного артиста СССР, он получил телеграмму от моряков: "Поздравляем народного артиста Леонида Утесова с присвоением звания народного артиста". В.А.Петровский заметил, что назвал бы докторскую диссертацию Е.Е.Соколовой образцовой, но тогда будущим соискателям придется соответствовать этому образцу. Не сговариваясь с ним, В.Т.Кудрявцев в своем отзыве назвал эту работу образцовой без оговорок, на устах добавив, что появление такого образца пойдет лишь на пользу психологии, пусть и ценой некоторого усложнения жизни соискателям. Публикуем отзыв на диссертации, представленный В.Т.Кудрявцевым. ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук Соколовой Елены Евгеньевны на тему «Становление и пути развития психологии деятельности (школа А.Н. Леонтьева)» по специальности 19.00.01. – Общая психология, психология личности, история психологии В.П. Зинченко однажды заметил, что психология, по мнению А.Н. Леонтьеву, должна расти «не в куст, а в ствол». Как бы там ни было, но, по факту, ствол психологической теории деятельности со временем оброс мощной кроной, некоторые ветви которой напоминают самостоятельные стволы. Не станем перечислять направлений и имен. А объяснение этого следует искать не в стволе, а в корнях. В самом способе мышления, который характеризует теорию деятельности. Анализ этого способа проделан в фундаментальном историко-теоретическом исследовании Е.Е. Соколовой, в поисках которой проступает немыслимый, по нынешним временам, энциклопедизм. Концепция А.Н. Леонтьева порой банализировалась, сводясь к набору самоочевидных положений в соответствии с уровнем доступности интерпретаторам. Но тексты Леонтьева устроены сложно и «хитро». Некоторые основания ходов мысли не были эксплицированы даже для самого автора (что естественно для мышления). В ряде случаев Алексей Николаевич мыслил не «предложениями», а «словосочетаниями» и даже «словами». Возьмем, к примеру, известное положение о взаимоотношении индивидуальной деятельности и родовой: первая должна быть адекватной, но не тождественной второй. Леонтьев говорит ведь не о том, что одну деятельность нельзя понимать как простую кальку с другой. В несовпадении «адекватности» и «нетождественности» коренится главная проблема, которую А.Н. Леонтьев поставил в книге «Деятельность. Сознание. Личность», - проблема развития деятельности. Она была по-разному подхвачена такими психологами, как В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, В.А. Петровский и др., предложившими свои варианты ее решения. Ситуативный, хотя всегда закономерный, «сдвиг мотива на цель» (а это – один из ключевых механизмов развития деятельности) может произвести «революцию» в индивидуальном сознании, радикально, порой необратимо, изменив способ отношения человека к миру и самому себя. И тут очень важно заметить, что Е.Е. Соколова исследует не «эволюцию парадигмы», а историческую логику «развития деятельности» по построению теории деятельности - аb ovo usque ad mala, теории, которая и поныне пребывает в процессе сборки. В работе Е.Е. Соколовой представлен образ этого развивающегося целого с охватом источников его развития, включая неявные. При всей своей жестко выдерживаемой автором цельности, исследование развернуто в широчайшей исторической перспективе с осмыслением каждого фрагмента представленной генетической панорамы. В работе нет «нестреляющих ружей». Поэтому охватить все значимые нюансы (а значимы они все) в формате отзыва на диссертацию не представляется возможным. Поэтому ограничусь самым, на мой взгляд, важным. Диссертант убеждает читателя, что ключ к своеобразию методологии «неклассической психологии», каковой являются культурно-историческая и теоретико-деятельностная психология, следует искать в классически-диалектической философии – традиции теоретизирования, укорененной в философии Спинозы. Как писал Гегель, «спинозизм – это начало всякого философствования», историческое и логическое начало. Даже Фихте выдающийся философ-спинозист XX века Э.В. Ильенков называл «Спинозой наоборот». «Неявный спинозизм» А.Н. Леонтьева – один из интереснейших сюжетов диссертации Е.Е. Соколовой. К слову, Э.В. Ильенкова и А.Н. Леонтьева связывала дружба – но не только дружба, но и совместные размышления над проблемами теоретической психологии. Их следы нетрудно обнаружить в опубликованных текстах обоих авторов, хотя многое осталось в разговорах, которые мы никогда не услышим. И К. Маркс был значим для них настолько, насколько являлся спинозистом (для Ильенкова – еще и гегельянцем). Начало и идеал научной психологии Л.С. Выготский усматривал в спинозизме (соответственно, в марксизме) – единственное, что могло быть противопоставлено в его науке, как и в философии картезианству, не только ныне здравствующему, но в чем-то переживающему второе рождение в 21 веке. Хотя картезианство почило век назад вместе с… философией Бергсона. Прав А.М. Пятигорский: бергсонианство – «конец» нововременной европейской философии, в том смысле, что она является суммацией всех тех тупиков, в которые ее завел Декарт. С этой точки зрения, характеристика Пятигорским бергсонианства как возвращения к картезианству - продолжавшегося и после, но именно через Бергсона, в философии второй половины 20 века, абсолютно справедлива. Впрочем, у Бергсона могла быть надежда выйти из картезианских тупиков. Она - в этой знаменитой формуле: «Наш ум - это металл, извлеченный из формы, а форма - это наши действия». Но, похоже, эта форма оказалась в бергсоновском толковании узковатой для того, чтобы из нее можно было бы извлечь такой металл. Мысль у Бергсона напоминает беззвучную, задыхающуюся «спинозистскую» песню, которой «наступили на горло», обездвижив речевой аппарат. Во всех своих теоретико-психологических текстах Л.С. Выготский в той или иной форме боролся с картезианством, одерживал победы, но просто не успел создать спинозистской психологии. Борьбу на смежном физиологическом, психофизиологическом «фронте» позже вел Н.А. Бернштейн, который «сражался» отнюдь не с И.П. Павловым (не уставая подчеркивать его величие в качестве физиолога), а тем способом мышления, который лежал в основе его теории, прямо характеризуя его как картезианский. Две версии монистической спинозистской психологии – и это их сближает, при всех различиях – создали А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн. Е.Е. Соколова приходит именно к этому принципиальному выводу и дает его убедительную аргументацию. В работе воссоздаются основания, опираясь на которые, А.Н. Леонтьев трактовал деятельность как субстанцию психического. И, тем самым, доказывается безосновательность упреков А.Н. Леонтьева в «деятельностном редукционизме», за которыми стоит традиционное понимание субстанции. В отличие от спинозовского – субстанции как causa sui, причины самой себя. При этом критики приравнивают деятельность к «объектно-вещной активности» (по терминологии Г.С. Батищева), к «функции-отправлению», не усматривая в ней самодетерминированного и самодвижущегося целого, внутри которого и исторически, онтогенетически и даже функциогенетически конструируется специфически человеческое в человеке. В мире человеке, конечно же, человеческое все – но что-то является данностью, а что-то заданностью, задачей, которую может решить только он сам. Собственными силами - в содействии с другими людьми, силами, которым еще только предстоит стать, по выражению Маркса, «сущностными», родовыми, а значит, по определению свободными. Ценой особых усилий со стороны тех, кто этими силами овладевает. Именно об индивидуальных усилиях по овладению родовыми, сущностными силами средствами деятельности – вся теория А.Н. Леонтьева. Работа Е.Е. Соколовой – блестящий образец современного теоретико-психологического исследования. Наряду с вышесказанным, повод для такой оценки дает следующее. Автор занимает, на наш взгляд, адекватную позицию в дискуссии о соотношении культурно-исторической теории Л.С. Выготского и деятельностного подхода А.Н. Леонтьева. Их преемственность представлена в развитии, что предполагает «сохранность» диалектических противоречий, а, следовательно, не закрывает возможностей дальнейшего продуктивного движения в дискуссионном поле. Например, смысловое строение сознание у Выготского приобретает у А.Н. Леонтьева вид смысловых «следов» деятельности, что позволяет по-особому структурировать это строение. Е.Е. Соколова абсолютно справедливо называет теорию А.Н. Леонтьева «деятельностно-смысловой». Это указывает на ее своеобразие, позволяя четко и недвусмысленно выделить ее в ряду других (в том числе, «дочерних») версий деятельностного подхода. По А.Н. Леонтьеву, психика – не просто «образ», а всегда «смыслообраз» (термин Я.Л. Голосовкера) мира, без которого «образ мира» останется осколочным. А индивидуальная деятельность – инструмент поиска и производства смысла для того, чтобы внести его в то, что уже наделено значением в процессе исторического развития родовой деятельности. «Смыслопроизводство» всегда актуализирует результаты деятельности «со значением». Но ведь ее порождение - культура - это не только то, что «общезначимо», но делает каждого из людей заочно небезразличными друг другу. Отсюда – и культурная объективация смыслов, а не только значений. А.Н. Леонтьев даже называл сферу деятельности, в котором смыслы объективируются (достраиваясь!) и транслируются от поколения в поколение. Это – искусство, с анализа которого Л.С. Выготский совсем неслучайно начал строительство своей «неклассической» - объективной психологии, проникая в тайны рождения предельно «субъективного», самого интимного – человеческого переживания. Так и А.Н. Леонтьев не сводит личность к «системе деятельностей», а через деятельность расширяет границы личностного мира до масштабов большого человеческого, без утраты его глубинной самобытности. Более того, как и у Выготского - это движение от «вершинной психологии» к «глубинной», не фрейдовского типа. Отсюда – необходимость в «системном», по выражению Е.Е. Соколовой, монизме. Монизм – вопрос об истине, которая «всегда конкретна» (по автору – «системна»), а плюрализм – вопрос о мнениях. Их широчайшая панорама также представлена в работе. Интереснейшим образом в работе раскрывается взаимоотношение теории деятельности А.Н. Леонтьева с другими попытками строить на базе этого понятия психологические концепции, которые принадлежат С.Л. Рубинштейну, П.Я. Гальперину, Д.Б. Эльконину и др. На этом фоне вклад этих авторов в, несомненно, «общее дело» (при всех, порой острейших, дискуссиях, которые велись ими друг с другим) становится значительно более рельефным. Единственное замечание. Цитирую вывод 4: «Все основные положения деятельностного подхода, возникшие в результате решения представителями школы А.Н. Леонтьева философских проблем и психологических задач в контексте развития как отечественной, так и мировой психологии, были теоретически прописаны и получили определенные эмпирические и практические подтверждения уже на самом раннем этапе существования указанной школы, а именно в харьковский период, а не в более позднее время, как зачастую представляется критикам школы. Именно в 1930-е годы в школе А.Н. Леонтьева было уже теоретически и экспериментально разработано представление о «вертикальной» и «горизонтальной» структурах деятельности». С последним утверждением можно отчасти согласиться. Но ведь понятие «деятельности» прошло длительный исторический путь, прежде чем его освоила даже советская философия. Его подлинный классически-диалектический смысл был реконструирован ею лишь в 50-60-е гг. Я имею в виду поздние работы С.Л. Рубинштейна и новой на тот момент генерации философов – прежде всего, Э.В. Ильенкова, Г.С. Батищева, Ю.М. Бородая, В.А. Лекторского и др. Могли быть в 30-е гг. «теоретически прописаны все основные положения деятельностного похода», если даже речь об одной из его версий? Содержание диссертации Е.Е. Соколовой соответствует паспорту специальности 19.00.01. – «Общая психология, психология личности, история психологии» (по психологическим наукам), а также критериям, определенным пп. 2.1-2.5 Положения о присуждении ученых степеней в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, а также оформлена, согласно приложениям № 5, 6 Положения о диссертационном совете Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Таким образом, соискатель Соколова Елена Евгеньевна заслуживает присуждения ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01. – «Общая психология, психология личности, история психологии». Официальный оппонент: доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории культурно-исторических моделей образования Института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского ГАО ВО «Московский городской педагогический университет» КУДРЯВЦЕВ Владимир Товиевич 07.06.2021
Ria.city

Читайте также

Блоги |

Лесоматериал на 3,5 млн рублей незаконно вывезли из Томской области в Узбекистан

Блоги |

Директор томского САХ Курилов назвал депутатов "экосексуалами"

Блоги |

Паводок: голова ледохода дошла до Нарыма в Томской области

Новости России

Казань вошла в топ популярных железнодорожных направлений на 1 Мая

Собянин рассказал о строительстве моста через Москву-реку у Берегового проезда

Синоптик Тишковец: в первый день мая в Москве ожидается до +20 градусов

СК: подросток в Балашихе сбил женщину с ребенком и протаранил витрину ТЦ

Новости спорта

Волейболисты «Зенита-Казань» стали чемпионами России

ЭСК указала на ошибки главного арбитра дерби ЦСКА — «Спартак» Казарцева

Тренер "Динамо" Личка о самой дорогой покупке в Москве: я купил себе самокат

Личка — о самой дорогой покупке в Москве: два дня назад решил купить самокат за 60 тысяч рублей

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Фрэнк Синатра

Леонардо ДиКаприо споет голосом Фрэнка Синатры

Авто в России и мире

Панда Катюша ненадолго вышла в уличный вольер в Московском зоопарке

Книжный шкаф Виктора Астафьева появился в Москве на выставке «Россия»

Синоптик Позднякова: самым теплым днем апреля в Москве стало 2-е

Денис Майданов вышел на связь после сообщений о госпитализации в Москве

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
WTA

Андреева обыграла Паолини и вышла в 1/4 финала турнира WTA в Мадриде



Tom Aspinall says UFC 304 start time is ‘awful’ and should be changed as Brit provides update on next opponent

5 Things To Remember When A Friendship Ends

Tyson Fury vs Oleksandr Usyk undercard: Who is fighting on huge Saudi bill?

Chat log from R7 of 2024: Gold Coast vs West Coast