Блоги |
Читали?
Представьте: вы хилый, болезненный мальчик, живущий в провинциальном городке времен Российской империи. И самые обыденные вещи для вас — материал сказочный: стулья превращаются в лебедей, а пьяные крестьяне — в хранителей великой тайны. Впрочем, весь этот поразительный мир вы описываете крайне скудно.
Это и есть «Город Эн» — один из самых необычных романов советской литературы. Критики 1930-х годов упрекали его в формальных изысках и отсутствии ясности, а читатели попросту не понимали. Чрезвычайно похожим на свою книгу был и сам Добычин — человек тихий, отстраненный, легко ранимый.
«Город Эн» повествует о мире детства глазами его ключевого обитателя — ребенка, наделенного странным изъяном, не позволяющим видеть вещи такими, какие они есть. Места и события, описываемые мальчиком, близки любому из нас, что еще раз доказывает: со времен империи российская провинция мало изменилась. Другое дело, что для ее описания Добычин использует крайне ломкий, угловатый стиль — отсюда и рождается фантастика.
С одной стороны, это обычный русский городок с его пьяницами и безумцами; с другой — царство детской сказки, в котором постоянно творятся невообразимые фокусы. Почему же мальчик видит все неправильно? Это выяснится в конце романа. Попробуйте отыскать в советской литературе финал более неожиданный — и более трогательный.
«Город Эн» сыграл роковую роль в судьбе Добычина: на официальном съезде литераторов книгу разругали в пух и прах, а самого Добычина выставили тотальным идиотом, неспособным написать что-либо стоящее. Добычин не выдержал и покинул собрание раньше положенного: с тех пор его больше никто не видел. Судьба писателя неизвестна до сих пор: одни утверждают, что через пару дней он утопился в Неве, другие — что бросил литературу и переехал жить в глубинку.
Очень странные места: 5 книг о вымышленных городах и пространствах
Я не читал, но резко захотелось прочитать.