Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
28
29
30
Блоги |

Варвар — эволюция термина

Оригинал статьи на моём авторском сайте

Впервые  понятие «варвар», по свидетельству географа и историка Страбона (ок. 63  г. до н.э. – ок. 20 г. н.э.), появляется в конце VI в. до н. э. у  историка Гекатея Милетского, который «сообщает про Пелопоннес, что там  до греков обитали варвары». Живший несколько позднее поэт Симониде Кеоса  называет персов варварами и говорит о победе Гелона над карфагенянами  как о триумфе греков над варварами.

Насколько можно  судить по дошедшим до нас источникам, греки не имели представления о  генетическом различии народов. Они считали, что человеческий род один, а  различия между народами случайны. Поэтому обычно полагают, что  первоначально для грека варвар — это тот, кто говорит на ином, чем он  сам, языке, на языке, непонятном для говорящих по-гречески (возможно  звукоподражательное происхождение слова: βάρ-βαρ ), т.е. происхождение  понятия «варвар» носило, как и этноним «эллин», лингвистический  характер. Еще Фукидид в «Археологии» утверждал, что Гомер «нигде не  обозначает все племена одним общим именем эллинов и никого так не  называет... не употребляет он и слова «варвары», -очевидно, оттого, что  эллины тогда еще не отделились от них и не объединились под одним  именем». Например, поэт говорит о карийцах как о βαρβαρόφωνοι  («варварофоны», «говорящие по-варварски карийцы»).

Но  постепенно у греков формируется этническое самосознание — в  противостоянии по отношению к негрекам. Как определенный шаг в создании  образа иноплеменника-дикаря можно, по-видимому, рассматривать творчество  Архилоха, который сам принимал участие в колонизации. У него мы находим  изображение ближайших соседей греков — фракийцев, как свирепых дикарей с  экзотической внешностью. Неприятие греками скифских обычаев, в том  числе пьяного бесчинства и буйства, отражено в следующем фрагменте  Анакреонта, пользовавшимся широкой известностью:

Ну, друзья, не будем больше

С таким шумом и ораньем

Подражать попойке скифской

За вином, а будем тихо

Пить под звуки славных гимнов.

У  Гераклита из Эфеса дан такой метафорический образ, как «варварская  душа»: «Глаза и уши — дурные свидетельства для людей, если души у них  варварские». Тем самым противопоставление имеет в виду культурную  ущербность варваров.

Переломным этапом в истории  отношений греков с другими народами становятся греко-персидские войны.  Угроза персидского нашествия сплотила эллинов, вызвав национальный  подъем и ненависть к варварам, которых олицетворяли персы. Создав четкую  полярность между эллинами и варварами, война стала мощным стимулом для  консолидации греков и оформления этнического самосознания, их  идентичности. Геродот уже утверждает, что если египтяне «варварами...  называют всех, кто не говорит на их языке», то афиняне в своем ответе  спартанским послам ссылались на «наше кровное и языковое родство с  другими эллинами, общие святилища богов, жертвоприношения на  празднествах и одинаковый образ жизни», т.е. у него на первом месте  стоит этнический фактор, а уже затем язык, религия и культура.

Победа  в сознании эллинов знаменовала торжество идеалов гражданской свободы  над деспотизмом и рабством. Она преисполнила их чувством собственного  превосходства и презрения к варварам. Началось формирование негативного  образа негрека и перевод его из обыденного сознания в идеологию.  Создается стереотип варвара, обычно перса, как воплощение трусости,  коварства, жестокости, вероломства и ненависти к грекам. Оппозиция  «эллин — варвар» превращается в конфронтацию.

Отныне  для греков "варвар" и "раб" — понятия тождественные, а тезис о природном  превосходстве эллинов над варварами активно используется для  идеологического оправдания рабства.

Убеждение в том,  что эллины и варвары по природе враги и что рабская участь невозможна  для эллинов, предназначенных для господства, отчетливо выражена Платоном  в «Государстве». Он пишет об опасности порабощения греков самими  греками и варварами: «...насчет обращения в рабство: ...надо приучать  щадить род эллинов из опасения, как бы он не попал в рабство к  варварам... Значит, и нашим гражданам нельзя иметь рабом эллина, и  другим эллинам надо советовать то же самое... Таким образом, их усилия  будут скорее направлены против варваров».

Но наиболее  четко и ясно эту господствующую идею сформулировал Аристотель, цитируя  строки Еврипида из «Ифигении в Авлиде»: «Прилично властвовать над  варварами грекам» и продолжая: «...варвар и раб по природе своей понятия  тождественные». Ведь у варваров, по мнению философа, «отсутствует  элемент, предназначенный по природе своей к властвованию. У них бывает  только одна форма общения — общение раба и рабыни».

Таким  образом определяется новое, имперское по существу представление о  цивилизации. В мировоззрении эллинистической эпохи варвары с периферии  греческого мира вытесняются в свой, особый, чуждый мир. Это проявилось в  эллинистической астрологии, в которой выделялись две сильно  отличающиеся небесные карты — «варварская сфера» и «греческая сфера».  Таким образом, даже судьбы эллинов и варваров оказались разделены и  противопоставлены друг другу.

Однако, наряду с этим  набирает силу и другая тенденция: интерес к «варварскому» Востоку и  восхищение им. В римское время признаком «эллинства» все более считается  не национальная принадлежность, а владение языком и культурой. Страбон,  характеризуя кельтские племена вольков, салиев и каваров, заявляет о  том, что «...они уже не варвары, а большей частью преобразовались на  римский образец, став римлянами по языку, образу жизни, а иные даже по  государственному устройству». Плутарх (ок. 46 — ок. 126 гг. н.э.) при  распознании эллинов и варваров ставил моральные и культурные критерии  выше разницы в обычаях и языке. Те же тенденции отличают и более  позднего древнегреческого писателя Элиана (кон. II — первая пол. III в.  н.э.), который писал о варварстве афинян и других греков по рождению и  одновременно — о мудрости и благочестии кельтов, персов, египтян,  индусов. Это было признаком «политкорректности» для того времени. На  волне этих тенденций в 212 г. н.э. свободные жители Римской империи, вне  зависимости от культурной принадлежности, получили статус граждан.

В  IV—V вв. н.э., в связи с разрушительными событиями Великого переселения  народов, слово варвар снова приобретает резко негативную окраску,  ассоциируясь не столько с невежественным чужеземцем или  соотечественником, сколько с агрессивным и непредсказуемым агрессором,  вооруженной толпой дикарей — разрушителей высокой культуры. У последнего  великого римского историка Аммиана Марцеллина (ок. 330 — ок. 400 гг.  н.э.) варвары все чаще ассоциируются со зверями, которых влекут  неконтролируемые инстинкты и лучше всего характеризуют выражения  «дикость нравов», «разнузданное безрассудство», «безумие свирепых  варваров».

Античное понятие варвар заимствовуется в  христианской Византии и Западной Европе, где оно приобретает значение  «безбожник». В Византии варварами назывались, кроме того,  западноевропейские, а также другие христианские народы (из-за  конфессиональных разногласий).

А вот на юге  Балканского п-ова и в Болгарии в XIV в. Βάρβαρος — это имя особо чтимого  святого. Миро от его мощей употреблялось в болгарской церкви вместо  того, которое раньше присылалось от вселенского патриарха. С целью  оправдать такой порядок и тем самым прекратить зависимость от патриархии  в Болгарии было написано житие Варвара. Египтянин по происхождению, он  долго был пиратом на Средиземном море, многих убил и ограбил, но,  спасшись один из всех пиратов во время бури, дал обет посвятить всю  жизнь Богу.

В Новое время Жан-Жак Руссо провозглашает  принципы «естественной добродетели», в основе которых бескорыстное  постижение других людей посредством отождествления себя с ними. «Варвар»  трансформируется в «естественного человека», не испорченного  цивилизацией и потому способного к подлинно человеческому общению.

В  ХХ в. К. Леви-Строс показывает, что мировоззрение, основывающееся на  односторонне толкуемой идее прогресса, само по себе может стать  предпосылкой расизма. Наиболее опасным заблуждением он считает формулу  ложного эволюционизма, когда различные одновременно существующие  состояния человеческих обществ толкуются как разные стадии, или шаги,  единого процесса развития цивилизации, движущейся к одной цели.

Типичный  пример такой ложной посылки в науке – когда бесписьменные туземные  племена XX в. напрямую сопоставляются с архаическими формами европейских  культур, хотя так называемые «примитивные общества» прошли длительный  путь развития, в силу чего не являются ни первобытным, ни «детским»  состоянием человечества. Их принципиальное отличие от технически  развитых цивилизаций не в том, что они не развивались, а в том, что  история их развития не сопровождалась кумуляцией изобретений, но  ориентировалась на сохранение изначальных способов установления связи с  природой.

Резюмируя предпосылки разнообразных форм  ксенофобии, Леви-Строс дает парадоксальную на первый взгляд формулу:  «Варвар — это прежде всего человек, который верит в варварство», — что, в  общем, распахивает ворота в мир варварства перед каждым из нас.

------------------------------------------------------------

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.

Буду благодарен, если вы поддержите меня посильной суммой

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

     Электронная книга «Карлик ПЕТРА ВЕЛИКОГО и другие»


Ria.city

Читайте также

Интернет |

Принцип работы распознавания лиц объяснили кратко

Авто |

«Почта России» приступила к испытаниям автономного электрогрузовика

Блоги |

Курсантов познакомили с историей псковского МЧС

Новости России

Подключение системы отопления в Московской области

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)

Россияне перед майскими активнее покупали лодки и туристическое снаряжение

Замена труб канализации в Московской области

Новости на английском

Ramon Cardenas aims to cement his contender status agains Jesus Ramirez Rubio tonight

Laura Dern Is the Star of Roger Vivier’s New Short Movie

Paige Spiranac puts on busty display in plunging top as she lists the ‘things that drive me crazy’

NYU Hospital on Long Island performs miraculous surgery

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Сергей Рахманинов

Концерт в честь Сергея Рахманинова прошел в Воскресенске

Авто в России и мире

Названа сумма взятки, за которую гаишник отпустил убийцу байкера в Москве

Парк Фабричный в Истре вошел в топ-5 по посещаемости за неделю

Суд в Москве арестовал сотрудника ДПС, получившего взятку от обвиняемого в убийстве байкера Кирилла Ковалёва

Врач Тяжельников рассказал о допустимой порции шашлыка

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
Арина Соболенко

Арина Соболенко призналась в том, что не любит женский теннис



Ryan Poles Needs A Last-Minute Review Of His Quarterback Scouting Notes To Ensure Nothing Is Missed

Ramon Cardenas aims to cement his contender status agains Jesus Ramirez Rubio tonight

NYU Hospital on Long Island performs miraculous surgery

Laura Dern Is the Star of Roger Vivier’s New Short Movie