Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Лада Панова. "Зрелый модернизм: Кузмин, Мандельштам, Ахматова и другие" (2021)

Панова Л.Г. Зрелый модернизм: Кузмин, Мандельштам, Ахматова и другие / науч. ред. М. Трунин. — М.: Рутения, 2021. — 928 с., ил. ISBN 978-5-6043658-5-4.

Аннотация: В этой книге выделяется и анализируется направление внутри Серебряного века, условно обозначаемое как модернизм «срединного пути». Рассматриваются тексты относительно поздних, «зрелых» модернистов — Михаила Кузмина, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой и Георгия Иванова — плеяды авторов, отказавшихся от сверхценных идей символистского и футуристического образца (ухода из мира сего в мир иной; таких ипостасей писателя, как демиург, пророк, маг, сверхчеловек; и т.д.) и видевших главное достоинство художественного высказывания в литературности: вкусе и стиле; человеческом голосе; нетривиальном содержании; экспериментах, органично встроенных в повествование, и — шире — живом равновесии всех частей текста.



Новизна книги состоит в переосмыслении признанных шедевров Серебряного века и во введении в литературоведческий оборот малоизвестных или незаслуженно забытых текстов. Новое освещение получают Кузмин и Ахматова, последняя — как сумевшая поднять жизнетворчество, практиковавшееся символистами, на недосягаемый для них уровень, соответствовавший модернистской эстетике «срединности». Детальные монографические разборы, предложенные в 14 главах этой книги, сочетаются с рассуждениями о состоянии таких субдисциплин, как ахматоведение, кузминистика и мандельштамоведение. Книга предназначена для специалистов по русской литературе и широкого интеллигентного читателя.

Фрагмент из книги

"Серебряный век существенно расширил набор моделей авторства. Нас будет занимать одна из них — та, для которой адекватная литературоведческая оптика и, как следствие, язык описания пока не найдены. Это уже-не-символисты и еще-не-авангард, или, переходя к персоналиям, Михаил Кузмин, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, главные герои этой книги; Борис Пастернак, Георгий Иванов, Марина Цветаева, появляющиеся в ней эпизодически; а также Иван Бунин и Владислав Ходасевич, упоминаемые совсем бегло. Искусам декадентства, символизма, футуризма, имажинизма и прочих радикальных течений они предпочли центровую площадку, своего рода «золотую середину», где позиционировали себя как элитарных писателей, безраздельно преданных искусству и представляющих каждый исключительно себя. Результаты сделанного ими выбора впечатляют. Все авторы этой, условно говоря, восьмерки пережили свои звездные моменты. Бунин и Пастернак, два первых русских Нобелевских лауреата по литературе, удостоились всемирной славы, а Мандельштам, Ахматова, Цветаева и тот же Пастернак — посмертного признания в качестве четверки лучших поэтов Серебряного века. <...>

Покинувшие советскую Россию Ходасевич и Бунин (кстати, автор «Окаянных дней», дневника за предотъездные 1918—1920-е годы) передали эстафету творческой и политической независимости младоэмигрантам Владимиру Набокову и Гайто Газданову. (С еще одним эмигрантом, Г. Ивановым, ситуация не столь однозначна: он был аполитичным, а о коллегах по литературному цеху иной раз высказывался заведомо необъективно.) Из тех, кто остался в России, свободы, сопоставимые с эмигрантскими, позволял себе Кузмин. Правда, ради заработка ему пришлось уйти с головой в переводы и рецензии, отнимавшие силы от творчества.

Что касается Пастернака, Мандельштама и Ахматовой, то их артистическая траектория шла зигзагами: протесты против тоталитаризма сменялись конформистскими произведениями, иногда вынужденными, иногда добровольными. И все-таки право быть собой им удалось отстоять, в случае Мандельштама — предельно высокой ценой. Жизненный путь Цветаевой представлял собой метания из стороны в сторону, в духе безмерности в мире мер: сначала убежденная белоэмигрантка, потом звезда русской Праги и русского Парижа, потом — в качестве жены завербованного советского агента — пария, с которой мало кто хотел знаться, наконец, «возвращенка».

Дальнейшая цепочка событий, доведшая поэтессу до самоубийства, от ее решений мало зависела: тут и аресты мужа и дочери, и бездомность, и эвакуация в Елабугу. Вписываться в имеющуюся культурную среду она не умела, полагая, как то свойственно романтикам эгоцентрического склада, что если «здесь» она не прижилась, то уж «там» ее наверняка оценят по достоинству. Советская Россия, из «там» сделавшаяся «здесь», этих надежд не оправдала, понизив Цветаеву из оригинальнейших поэтов до переводчиков.

Неотъемлемыми составляющими миссии, взятой на себя нашей восьмеркой, была демократизация литературной среды, с одной стороны, и повышение требований к профессионализму, с другой. Это особенно хорошо чувствуется на фоне радикальных направлений Серебряного века, насаждавших иерархический порядок. Так, символисты последовательно превращали литературную среду в храм, себя же назначали священнослужителями при высшей истине, недоступной простым смертным. Роль «простых смертных» отводилась, естественно, читателям. Они воспитывались послушными и восприимчивыми. Одной из воспитательных мер был красочный жизнетворческий спектакль, который символисты разыгрывали перед своей аудиторией. Он был призван удостоверить их избранность и экстраординарность.

Кубофутуристы, унаследовав эти практики, подвергли их реформированию. Себя они подавали сверхлюдьми (наподобие ницшевского Заратустры), а с читателями обращались как с толпой, которую нужно приструнить и завоевать. В ход шли разного рода эксцентричные и бунтарские выходки, скандалы на пустом месте, эпатирование буржуа, нападки то на символистов и Кузмина, то на «старую» культуру. Наша восьмерка, напротив, ратовала за республику словесноcти, без чинов, но с тайнами ремесла в качестве пропуска, а от всего постороннего профессионализму — «больших идей» и «большого искусства»; группировок, обладающих большой пробивной силой и саморекламных манифестов; жизнетворчества как способа завладеть вниманием аудитории — избавлялась как от балласта.

К этим самым общим требованиям некоторые из наших писателей добавили свои пункты. Так, согласно Кузмину, литература создается не группами, а индивидуальностями, поэтому неважно, принадлежат они к группе или нет. В себе самом Кузмин пестовал «одиночку», отказываясь входить в литературные объединения, соответствовать чьим-то ожиданиям или следовать интеллектуальным модам. Авторов из своего ближнего круга он учил двум вещам: писателя делает писателем наличие только ему присущего зрения и мастерство. Эта программа была изложена им в анонимных «Раздумьях и недоуменьях Петра Отшельника». Она — что характерно — сопровождала обзор писательских кругов Петербурга, включая «Бродячую собаку»"

Подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky

Ria.city

Читайте также

Блоги |

ТЁРН: Музыкальные контрасты и гармония времён

Блоги |

Буддийский праздник бурятского языка. Культура, дети и театр в России

Авто |

Сколько грузовиков новой российской марки Валдай удалось продать? Появилась статистика

Новости России

Героическое участие армян в СВО. Часть третья

Переоценили. Олигархи в России с начала года приумножили свои состояния

Обратиться к Востоку: Иран и РФ прорабатывают запуск платежей в цифровых валютах ЦБ

В Москве арестовали 19-летнего виновника смертельного ДТП возле деревни Терехово

Новости из регионов

<
>
Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Николай Басков

Басков рассказал, что предпочитает гостевой брак и девушек не моложе 28 лет

Авто в России и мире

В регионах СЗФО спрос на ветеринаров за год вырос на 33%

В Москве арестовали 19-летнего виновника смертельного ДТП возле деревни Терехово

Фанаты "Зенита" и ЦСКА отказались от взаимных оскорблений на матче Кубка России

Вести с водоемов Подмосковья

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
WTA

Касаткина проиграла Путинцевой и не смогла выйти в 1/4 финала турнира WTA в Мадриде



5 Things EVERY Ripped Guy Does (COPY THESE)

5 Things To Remember When A Friendship Ends

13 Crops You'd Be INSANE Not To Plant in May

Tom Aspinall says UFC 304 start time is ‘awful’ and should be changed as Brit provides update on next opponent