Блоги |
К Ленинграду у меня особое отношение.
А в мое детство у каждого в квартире стояли вот такие забавные ленинградские статуэтки с логотипом ЛФЗ – зайчик или мальчик с виноградом.
К Ленинграду у меня особое отношение.
Здесь жили мои предки, здесь в Александро-Невской лавре похоронен мой прапрадед Николай Петрович Садальский.
Он в 19 веке он был протоиереем храма на Моховой.
На Волковском похоронен мой брат Сережа.
Я часто снимался на Ленфильме, в Питере у меня много коллег и друзей ленинградцев. Есть среди них и дети-блокадники – Алиса Фрейндлих, Илья Резник, замечательная актриса Кира Крейлис-Петрова, которая совсем недавно ушла. Лидия Шукшина, Лариса Лужина. Ларисе было всего два года, когда началась война, у нее в блокаду погиб отец, бабушка и шестилетняя сестра...
Но вернемся кобальтовой сетке. Это самый известный узор ленинградского фарфора, визитная карточка ЛФЗ.
Он появился вскоре после снятия блокады в 1944 году, и это был не просто геометрический орнамент. Художница Анна Яцкевич расписала сеточкой сервиз в память о блокаде.
Первоначально этот узор был золотым, но Анна перекрасила его в синей гамме. Таким он и вошел в историю.
Рисунок был похож на роспись личного сервиза императрицы Елизаветы Петровны.
Его создали специально для нее еще в 18 веке и назвали «Собственный». Сеточка на нем была розовой и в нее были вписаны маленькие розовые цветы. Позже эту идею сетки подхватили многие фарфоровые заводы Европы. Даже на моем сервизе от Hermes орнамент похож на ленинградский.
Но сама Анна Яцкевич всегда говорила: ее роспись - это воспоминания о блокаде. О заклеенных крест-накрест окнах домов. Перекрёстные лучи прожекторов в небе блокадного города. В ту самую страшную зиму 1942-го от голода умерла ее мама и родная сестра…
А ей самой удалось выжить лишь благодаря любимой работе и книгам. Заводскую библиотеку эвакуировать не успели, она лежала стопками в железнодорожных вагонах. Каждый день Анна привозила книги на саночках обратно и читала. Это спасало.
Ведь не случайно есть такое понятие как «духовная пища». Без простой еды нет жизни, а без духовной – нет человека… Именно этим мы отличаемся от животных.
Вот в блокадном Ленинграде простой пищи не было, а духовной с избытком.
Работали театры и кинотеатры.
Полумертвые артисты продолжали выходить на сцену и, бывало, умирали в антракте в своих гримерных.
Все 900 дней на радио звучал голос Ольги Берггольц - знаменитой Музы блокадного города – так ее называли ленинградцы.
В Эрмитаже водили экскурсии по залам.
Картин не было, их эвакуировали, остались только рамы и таблички с названиями. Но сотрудники продолжали водить экскурсии. Останавливались перед пустыми рамами и рассказывали истории картин…
В 1958 году в Брюсселе прошла Всемирная выставка, где Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ) представил свои лучшие творения. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, с момента его создания прошло уже 14 лет, и он просто входил в ассортимент завода.
Но неожиданно именно он получил Главный приз - Золотую медаль.
К сожалению, Анна Адамовна не дожила до триумфа своего узора. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее орнамент стал символом советского фарфора...
Кстати, у Анны Адамовны есть еще один рисунок, известный каждому, кто хоть раз сталкивался с фарфором ЛФЗ.
Знаменитый логотип ЛФЗ, который она придумала в 1936 году. Целых 70 лет его ставили на всех фарфоровых изделиях завода, пока не переименовали его в Императорский.
Между тем, Императорский фарфоровый завод до революции работал только по заказу двора Его императорского величества и на продажу изделия не производили. Но что делать, все течет, все меняется…
Раньше кобальтовая сетка всегда рисовалась вручную, а теперь завод перешел на штамповку, чтобы снизить цену на изделия с синей сеточкой, которые так любят во всем мире...