Блоги |
История России ХХ века. Гражданская война в литературе и искусстве. Продолжение
Я заглянула в комментарии к предыдущим постам и в очередной раз убедилась, что гражданская война в нашей стране не кончилась. Она продолжается, в частности, на страницах нашего ЖЖ. Причём большинство моих читателей на стороне белых. Есть комментарий, касающийся Сергея Лазо, и в этом комментарии звучит изуверская жестокость, характерная для белых. Читатели упрекают меня в том, что я пишу о Гражданской войне только в советской литературе, созданной сторонниками красных, а сторонники белых, так называемые белоэмигранты, тоже писали о Гражданской войне. Чтобы картина Гражданской войны в литературе была бы полной и объективной, я должна включить в обзор и то, что писали о ней сторонники белых. Но мне была доступна только советская литература. Другую мне взять было негде.
Упрёков в необъективности в освещении Гражданской войны я не заслужила. Прежде, чем начать писать посты под общим названием «Гражданская война. Красные», я много постов посвятила Белому движению. Я писала о Деникине, причём с большой симпатией, о Врангеле, к которому тоже хорошо отношусь, о своём любимце Каппеле, даже о Слащёве написала. Писала о Колчаке, к которому отношусь плохо, но не потому, что он воевал против красных.
Но вернёмся к литературе. Как я уже писала, мне была доступна только советская литература о Гражданской войне. Хотя были и исключения. Я уже когда-то в нашем ЖЖ рассказывала подробно о том, как мои дети, дочь и зять, были во Франции. Группа католической молодёжи пригласила в гости группу православной молодёжи. Православная молодёжь – это была паства отца Александра Меня, приглашение прислали на его адрес. В Париже эту делегацию православной молодёжи пригласили в издательство YMCA-Press. В издательстве им дали бесплатно некоторое количество книг. Ребята привезли эти книги домой, и, таким образом, я получила возможность ознакомиться с точкой зрения на Гражданскую войну сторонников белых. И то, что писали белые, практически не противоречило тому, что писали красные. Я прочла книгу поручика Мамонтова «Походы и кони». Поручик писал, в частности, о мародёрстве, которым занимались все его товарищи по оружию. Они врывались в дома рабочих в рабочих кварталах и грабили их, хотя там и взять было нечего. Поручик Мамонтов не хотел участвовать в грабежах, но, чтобы не быть белой вороной, однажды всё-таки пошёл. Взял в сундуке какой-то полушалок, с которым не знал потом, что делать. Похоже, что грабили не для обогащения, а из принципа. Поручик Мамонтов, когда решил принять участие в войне, помолился Богу и пообещал, что будет стрелять только в тех, кто целится в него, и никогда не будет стрелять в безоружных. Он был артиллеристом, командиром артиллерийской батареи. Однажды к нему на батарею пришли однополчане и пригласили принять участие в расстреле военнопленных. Он сказал, что расстреливать не пойдёт, и добавил: «И моих батарейцев не трогайте». Ему сказали, что если он не хочет принимать участие в расстреле, это его дело. И добавили: «А за своих батарейцев не решайте, может быть, они хотят». Они действительно захотели и отнеслись к расстрелу военнопленных, как к весёлому развлечению.
Я прочла также книгу Мельгунова «Красный террор». Страшная книга. Но сам Мельгунов в предисловии написал, что для того, чтобы показать объективную картину, ему нужно было написать две книги, «Красный террор» и «Белый террор». Он так и задумал. Но начал он с «Красного террора». Работа отняла у него гораздо больше времени, чем он предполагал, и на «Белый террор» у него уже ни времени, ни сил не хватило.
В прошлом посте мы говорили об отражении Гражданской войны в поэзии. Сейчас поговорим о прозе. Самый известный роман о Гражданской войне – это «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Гражданская война не является главной темой романа, но действие романа происходит во время войны. «Тихий Дон» Шолохова – это энциклопедия жизни и быта донского казачества. Роман имеет большую этнографическую ценность. Люди, равнодушные к художественной литературе, ценят роман именно как этнографическую работу. О главном герое романа Григории Мелехове можно сказать то же, что мы говорили об Опанасе из поэмы Багрицкого: это маленький человек, попавший в жернова истории. Как Опанас, Григорий воюет то на стороне белых, то на стороне красных. И ещё «Тихий Дон» - это великий роман о любви. Если бы мне предложили перечислить произведения о любви, то «Тихий Дон» попал бы у меня в первую тройку.
Существует дискуссия о том, является ли Михаил Шолохов автором этого великого романа. Когда роман был написан, Шолохову было 20 лет. Одно это вызывало удивление. Великих эпических произведений в таком возрасте не пишут. Для этого нужен большой жизненный опыт. Проводили всякие лингвистические исследования, этим занимались зарубежные литературоведы. Сравнивали «Тихий Дон» и «Поднятую целину», чтобы понять, мог ли автор «Поднятой целины» написать «Тихий Дон». К единому мнению не пришли. В ЦНТБ по строительству и архитектуре со мной работала Софья Сергеевна. Вот что она мне рассказала. Её муж был военным прокурором при Сталине и после того, как Сталина не стало. Он дожил до ХХ съезда, до разоблачения культа личности, до реабилитации и возвращения из лагерей тех, кого он туда посадил. Но я не об этом. Однажды к мужу Софьи Сергеевны пришла женщина и показала ему рукописные черновики «Тихого Дона». Сказала, что это написал её муж. Я забыла его фамилию, похожа на «Крюков» или на «Крючков». Это был известный казачий писатель. Прокурор посмотрел эти черновики, сказал женщине, что она имеет право оспаривать авторство Шолохова, но делать это он ей не советовал. Софья Сергеевна и мне рассказала это, взяв с меня обещание, что я никому не расскажу. Я рассказываю это впервые. Я думаю, что «Тихий Дон» написал Шолохов, но толчком для написания было его знакомство с тем самым незаконченным романом, о котором рассказывала Софья Сергеевна. Я нахожу следы этого в романе Шолохова. Могла бы рассказать об этом подробно, но это получится слишком длинный разговор. Что же касается сравнения «Тихого Дона» и «Поднятой целины», то в сравнении с роскошью «Тихого Дона» «Поднятая целина» - произведение почти косноязычное.
Самое известное произведение о Гражданской войне – это роман Александра Фадеева «Разгром». Его проходили в школе. Роман об отряде красных партизан, воевавших на Дальнем Востоке. Командир отряда Левинсон, его фамилия говорит о его национальности. Из названия романа видно, что это произведение не о победах. Это вообще характерно для русской литературы. Нам не нужен хэппи-энд, он нам неинтересен. Нам нужна «оптимистическая трагедия». Это словосочетание Всеволод Вишневский сделал названием своей знаменитой пьесы.
Из произведений о Гражданской войне я очень люблю «Школу» Аркадия Гайдара. Аркадий Гайдар не просто участник Гражданской войны, он в 16 лет командовал полком. Я высоко ценю прозу Аркадия Гайдара. Вот есть поговорка «Из песни слова не выкинешь». Из прозы Аркадия Гайдара не только нельзя слово выкинуть, но даже нельзя слова переставить. Это золотая, литая проза. Друзья Аркадия Гайдара рассказывают, что он сочинял свои произведения, расхаживая по комнате. Запоминал то, что сочинил, как стихи, и, мысленно поставив последнюю точку, садился за стол и записывал всё произведение со скоростью, на которую способна рука.
Говоря о прозе о Гражданской войне, нельзя не назвать роман Серафимовича «Железный поток», произведение в своём роде новаторское. Прежде считалось, что историю вершат великие исторические деятели, императоры, полководцы или, напротив, революционеры. Новый взгляд на историю заключается в том, что субъектом истории считается народ. Вот роман Серафимовича иллюстрирует именно этот взгляд на исторический процесс.
Продолжение следует.
Для тех, кто хочет поддержать блог, вот реквизиты моего счёта в Сбербанке
ПАО СБЕРБАНК
БИК 044525225
КОРРСЧЁТ 30101810400000000225
НОМЕР СЧЁТА 42306810138310113934
ТАРЕЕВА ЭНГЕЛИНА БОРИСОВНА
А вот два других способа:
paypal.me/tareeva1925
money.yandex.ru/to/410017240429035