Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Что напророчил «Декамерон»

Зачем и как нужно смотреть новый спектакль Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре».

В осень культурно настроенное население России вступает вместе с Кириллом Серебренниковым. 9 сентября стартовали показы его уже нашумевшего в Каннах фильма «Петровы в гриппе», а в Гоголь-центре сезон открыли, не побоюсь этого слова, международным спектаклем «Декамерон» по одноименной книге Боккаччо.

Сцена из спектакля «Декамерон» в Гоголь-центре. Фото: Ира Полярная

Международный он по двум причинам. Первая — фактическая. «Декамерон» — совместный проект немецкого театра Deutsches Theater Berlin и Гоголь-центра: играют в двух странах, причем и русские, и немецкие актеры (и даже одна китайская актриса, несмотря на то, что мы уже считаем Ян Гэ своей соотечественницей) — прецедент новаторский. А вторая причина заключается в том, что в спектакле стирается грань между национальностями, языками, традициями и т.д. «Декамерон» сделан таким образом, что когда говорят немецкие актеры, на экраны выводится русский текст, а когда русские — наоборот. И поначалу ты на этот экран все время смотришь. А потом неожиданно сам для себя вдруг перестаешь — все понятно без слов. Серебренников усиливает этот эффект тем, что иногда актеры говорят не на своем родном языке. В эти моменты вообще забываешь, кто есть кто — да это не важно.

Скажу больше, был момент, когда я забыла, в какой стране нахожусь.

В Гоголь-центре и Deutsches Theater Berlin сделали одинаковые декорации, чтобы играть в обеих столицах. Однако москвичи ждали «Декамерона» почти три года — репетиции начались еще в начале 2019-го. В этом как раз и заключается таинственно-магический флёр спектакля. Но чтобы его понять, нужно знать контекст.

Действия романа Боккаччо начинаются во Флоренции 1348 года, в разгар эпидемии чумы, где главной целью было выжить. Невзирая на мораль. Когда задумывался спектакль, еще не было коронавируса и пандемии, сразившей весь мир. Однако, когда в Deutsches Theater Berlin сыграли последнего «Декамерона» — объявили локдаун. Спектакль Серебренникова последнее, что увидел Берлин. Таким образом, режиссер в некотором смысле предсказал предстоящие события.

Сцена из спектакля «Декамерон» в Гоголь-центре. Фото: Ира Полярная

Перед походом в театр советую Боккаччо хотя бы пролистать, поскольку роман Кирилл Семенович адаптировал под современные реалии, посему хорошо бы представлять себе первоисточник.

Но если этого сделать не удалось, то приходите в театр за полчаса до спектакля и послушайте лекцию Владимира Печейкина. Вообще его лекции перед спектаклями — отдельный вид искусства: тут и про смыслы, и интересно, и с юмором. Параллельно с этим бесплатно раздают коктейли от Тинькофф Банка — они партнеры спектакля.

Кстати, то, что зрители на спектакль приходят немного подшофе, тоже носит определенный смысл, ведь, как известно, во времена чумы пьянство было весьма распространено.

Впрочем, спектакль вне времени, поэтому придавать этому особенное значение не стоит.

Что же происходит у Боккаччо? Cемеро девушек и трое молодых людей решают уехать из чумного города и поселиться в уединении, где главным их развлечением становится рассказывание друг другу историй на четко заданную тему. Продолжается это 10 дней (в переводе с греческого языка «Декамерон» означает «десятиднев»), соответственно в общей сложности в романе 100 новелл. Впрочем, Серебренников в своей постановке сокращает их количество до десяти, отбирая самые актуальные на сегодняшний день. Сами герои у Боккаччо практически не прописаны, они, скорее, являются посредниками в мир собственных историй. Главное здесь — персонажи новелл. Поэтому режиссер отказывается от четкого распределения ролей — актеры играют сразу несколько персонажей в разных новеллах.

Сцена из спектакля «Декамерон» в Гоголь-центре. Фото: Ира Полярная

Сцена в спектакле представляет собой гимнастический зал, олицетворяющий борьбу человека с собой и своими чувствами. Еще до начала постановки на сцене находятся шесть очень трогательных бабушек, выполняющих упражнения под руководством суровой женщины-инструктора. Их количество тоже не случайно. Если вспомнить Боккаччо, то в романе каждый день выбиралась «королева», которая раздавала указания и задавала тему для вечерних рассказов. Как мы помним, девушек в книге семь — соответственно, можно предположить, что инструктор — это королева, а бабушки — остальные девушки. Таким образом, Серебренников стирает границы возраста, выдвигая на первый план чувства и переживания героев. Вот как он определяет сверхзадачу спектакля:

Этот спектакль про разные оттенки любви. Мы пытаемся рассказать о том, что, сколько бы ни прошло веков, люди и во времена Возрождения, и в настоящее время поступают примерно одинаково.

Спектакль, и правда, пронизан любовью. Самой разной: счастливой и мучительной, реальной и несбыточной, взаимной и не очень. Любовь настолько поглотила «Декамерона», что вышла даже за рамки спектакля: актриса Ян Гэ призналась, что во время репетиций застряла в Берлине и встретила свою любовь.

Таинственность сопутствующих спектаклю историй завораживает. Любовь эта представлена в современных реалиях, далеких от эпохи возрождения: жена изменяет мужу на его глазах, надев на него якобы очки дополненной реальности; девушка разводит молодого человека в чате и заставляет трясти членом на улице (он ей потом отомстил, но об этом — в спектакле); мужа продают за контракт; ищут любовника на практике по йоге… Все это также перемежается с более классическими и привычными для консервативного зрителя историями, но при этом ни одна новелла не выбивается из общей каймы спектакля. Истории находятся во взаимодополняемом ансамбле, а зритель одновременно пребывает в 1348-м, 2021-м и, кажется, еще в каком-то третьем, пока не наступившем году. Спектакль вводит в некий транс, из которого не хочется выходить, несмотря на все ужасы, происходящие на сцене.

Конечно, отдельное браво необходимо сказать актерскому составу.

Сцена из спектакля «Декамерон» в Гоголь-центре. Фото: Ира Полярная

Когда спектакль играется одновременно на двух языках, а зрители не понимают, как минимум, 50 процентов спектакля — актер виден насквозь.

Не всегда получается всматриваться в экран и внимательно читать перевод, хочется смотреть в глаза артисту, сопереживать ему. В «Декамероне» это возможно, что лишний раз доказывает профессионализм актерского ансамбля.

Особого внимания заслуживает мужчина в облике женщины, легенда европейских кабаре 1990-х — Жоржетта Ди.

В обычной жизни она мужчина, но, когда выходит на сцену, ее стати и грации может позавидовать любая женщина. В спектакле у нее не главная, но ключевая роль, она связывает песнями все новеллы, обозначая таким образом смену времен года. Жоржетта одна из немногих, в ком еще остался дух старинного театра, в России она, наверное, могла появиться только в Гоголь-центре, и это место идеально гармонирует с ее природой. У нее в спектакле есть большой монолог от лица женщины, в котором заложена чудовищная боль.

Удивительно, что не рожденная в женском теле сумела так точно прочувствовать женскую судьбу. На мой взгляд, это самый сильный момент в спектакле, и сильный именно потому, что это делает Жоржетта. В ней есть железный стержень, способный вынести любые испытания, и режиссеры этим, безусловно, пользуются. Ей не нужно ничего объяснять, давать четкую задачу — она просто играет саму себя, и это чертовски убедительно.

Если в первом акте есть место юмору, то второй акт почти весь трагический. В финале вообще все актеры ложатся в позу йоги «Шавасана» (поза трупа), а спектакль приходит к тезису, что любовь есть смерть. Но «Шавасана» — это и максимальное расслабление, и покой, поэтому, на мой взгляд, этот ход стоит трактовать как цикличность жизни и любви соответственно.

Несмотря на внушительную стоимость билетов — в зале аншлаг. Интерес к адаптации Боккаччо представителями актеров сразу из двух стран неподдельный. И все-таки, все придумки, которые есть в спектакле, преследуют одну и ту же цель: подтвердить тезис о том, что любовь не имеет границ — ни временных, ни пространственных, ни материальных, ни каких-либо еще.

Катя Тарарак
специально для «Новой»

Ria.city

Читайте также

Блоги |

Куклы Ульгэра учат детей и подростков ПДД: Россия, Культура, Театр и Дети

Блоги |

Ульгэр обучает ПДД: Россия, Культура, Театр и Дети

Блоги |

Юбилей бурятского поэта Гунги Чимитова в Улэгэре Россия, Культура, Театр и дети

Новости России

Гульзада Руденко: Музей-заповедник не рискует часто поднимать цены

Союз России и КНР - альтернатива "американскому пути". Аналитики Пиллсбери объяснил особый жест Си Цзиньпина

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)

Нижегородский планетарий открыл свои двери после капремонта

Микс новостей часа

Где провести бизнес-встречу в Ростове-на-Дону?

Как 86 тысяч японцев дожили до 100 лет и живут дальше: 7 секретов долголетия из Японии, которые пригодятся в России

Каскадная лестница из мрамора

Кладезь полезных свойств: Кутушов рассказал о пользе шлемника байкальского

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Бато Багдаев

Гунга Чимитов в театре кукол Улэгэр - Россия, Культура, Театр, дети

Авто в России и мире

В Пскове наградили лауреатов международного студенческого конкурса и назвали лучшие проекты форума «Индустрия медиа»

Лесной пожар потушили 18 мая в Воскресенске

«Дом.РФ» отметил рост цен на новостройки в России на уровне инфляции

Захарова назвала визит Путина в КНР шагом, определяющим будущее Земли

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
Новак Джокович

Новак Джокович: «Я никогда не скажу, кого считаю величайшим в истории – оставлю это другим»



AML check crypto

$90,000 settlement approved in teen’s bullying lawsuit against LAUSD

Ballroom culture coming to the Long Beach Pride Festival

Glen Powell’s parents crash Texas movie screening to troll him