Блоги |
Пикантные картины, высмеивающие монашество
Мы не только любуемся искусством, но и частенько учимся у него. Например, тому, что порой, для определения наиболее сильной мысли, необходимы такие же сильные средства выразительности.
Возьмем сатирические картины далекого прошлого, высмеивающие пороки общества, а особенно- монашество с его запретами и ограничениями. Так, отказываясь от мирского, в том числе, принимая целибат (безбрачие), монахи не всегда противостоят искушению во имя собственной веры и становятся объектами внимания художников.
Строго 18+
Так, картина неизвестного художника из Амстердамского Рейксмузеума заставляет поморщиться любого, кто взглянет на нее. А в религиозной среде она и вовсе должна попасть под цензуру и уничтожена. Непонятно, как ей удалось "прожить" четыреста лет с момента создания в первой половине 17 века.
«Сатира на обет безбрачия» - это сцена прелюбодеяния монаха и монашки в стенах монастыря. Любовным утехам с неприкрытой, уродливой похотью они занимаются при свете одной свечи, и вся картина просто кишит богохульствам, которым нет конца.
Сцена на корзине – начало эпопеи богомерзких поступков, далее мы замечаем не менее страшную деталь – бокал вина в руке монашки. Далее автор подключает аллегорию. Корзина с яйцами, на которой расположилась парочка, наполнена яйцами, тут же из них вылупляются маленькие существа – это монахи, порожденные грехом.
Неизвестный художник «Сатира на обет безбрачия», 1600-1649 Амстердамский Рейксмузеум
За плотной завесой таится Папа, наблюдающий сцену прелюбодеяния, и для зрителя остается загадкой, что он думает по этому поводу – осуждает грешников или сам грешит, подглядывая эротическую сцену.
В любом случае, сама по себе работа поучительна. Она не для украшения интерьера и не для услаждения взора владельца. Картина напоминает о силе первородного греха, и о том, что бороться с человеческими страстями куда сложнее, чем может показаться.
Если от Рубенса и Буше можно ожидать чего угодно, то сдержанный и склонный к религиозным сюжетам Рембрандт удивил. Хотя, в принципе, его небольшой, но мастерски выполненный рисунок «Монах в кукурузном поле» все же перекликается с духовной тематикой. В центре композиции изображены католический монах и некая дама, предающиеся греху в миссионерской позе где-то среди сельскохозяйственных угодий. Пикантность сюжета даже не в том, что монах нарушает свой обет целомудрия, а в приближающемся слева человеке с серпом, благодаря которому вечер вот-вот перестанет быть томным.
Рембрандт ван Рейн. «Монах в кукурузном поле» 1646
Картина же «Грех» Генриха Лоссова стала причиной громкого скандала. Художнику досталось как от критиков, так и от простых обывателей, не говоря уже о церкви, обвинившей Генриха Лоссова во всех смертных грехах.
Генрих Лоссов. The Sin" ("Грех"). 1880 г. Лувр, Париж
Картина "Преклонившая колени монахиня", написанная примерно в 1731 году неким Мартином ван Мейтенсом. Картина считалась шуткой, высмеивающей монашество и как бы официально относилась к табу. Такие картины использовались в богатых домах для развлечения гостей.
Мартин ван Мейтенс (придворный художник Марии Терезии). Преклоненная монахиня (лицевая сторона), ок. 1731 г. Масло на меди.28 х 21 см. Национальный музей Стокгольма
Дело в том, что если передняя часть картины действительно демонстрировала скромную монахиню во время молитвы, то с другой стороны картины была эротика в чистом виде. В нашем, конечно, понимании. А именно задранный подол и голая попа.
Мартин ван Мейтенс (придворный художник Марии Терезии.) Коленопреклоненная монахиня (оборотная сторона), ок. 1731 г. Масло на меди.28 х 21 см. Национальный музей Стокгольма
Возьмем сатирические картины далекого прошлого, высмеивающие пороки общества, а особенно- монашество с его запретами и ограничениями. Так, отказываясь от мирского, в том числе, принимая целибат (безбрачие), монахи не всегда противостоят искушению во имя собственной веры и становятся объектами внимания художников.
Так, картина неизвестного художника из Амстердамского Рейксмузеума заставляет поморщиться любого, кто взглянет на нее. А в религиозной среде она и вовсе должна попасть под цензуру и уничтожена. Непонятно, как ей удалось "прожить" четыреста лет с момента создания в первой половине 17 века.
«Сатира на обет безбрачия» - это сцена прелюбодеяния монаха и монашки в стенах монастыря. Любовным утехам с неприкрытой, уродливой похотью они занимаются при свете одной свечи, и вся картина просто кишит богохульствам, которым нет конца.
Сцена на корзине – начало эпопеи богомерзких поступков, далее мы замечаем не менее страшную деталь – бокал вина в руке монашки. Далее автор подключает аллегорию. Корзина с яйцами, на которой расположилась парочка, наполнена яйцами, тут же из них вылупляются маленькие существа – это монахи, порожденные грехом.
Неизвестный художник «Сатира на обет безбрачия», 1600-1649 Амстердамский Рейксмузеум
За плотной завесой таится Папа, наблюдающий сцену прелюбодеяния, и для зрителя остается загадкой, что он думает по этому поводу – осуждает грешников или сам грешит, подглядывая эротическую сцену.
В любом случае, сама по себе работа поучительна. Она не для украшения интерьера и не для услаждения взора владельца. Картина напоминает о силе первородного греха, и о том, что бороться с человеческими страстями куда сложнее, чем может показаться.
* * *
Если от Рубенса и Буше можно ожидать чего угодно, то сдержанный и склонный к религиозным сюжетам Рембрандт удивил. Хотя, в принципе, его небольшой, но мастерски выполненный рисунок «Монах в кукурузном поле» все же перекликается с духовной тематикой. В центре композиции изображены католический монах и некая дама, предающиеся греху в миссионерской позе где-то среди сельскохозяйственных угодий. Пикантность сюжета даже не в том, что монах нарушает свой обет целомудрия, а в приближающемся слева человеке с серпом, благодаря которому вечер вот-вот перестанет быть томным.
Рембрандт ван Рейн. «Монах в кукурузном поле» 1646
* * *
Картина же «Грех» Генриха Лоссова стала причиной громкого скандала. Художнику досталось как от критиков, так и от простых обывателей, не говоря уже о церкви, обвинившей Генриха Лоссова во всех смертных грехах.
Генрих Лоссов. The Sin" ("Грех"). 1880 г. Лувр, Париж
* * *
Картина "Преклонившая колени монахиня", написанная примерно в 1731 году неким Мартином ван Мейтенсом. Картина считалась шуткой, высмеивающей монашество и как бы официально относилась к табу. Такие картины использовались в богатых домах для развлечения гостей.
Мартин ван Мейтенс (придворный художник Марии Терезии). Преклоненная монахиня (лицевая сторона), ок. 1731 г. Масло на меди.28 х 21 см. Национальный музей Стокгольма
Дело в том, что если передняя часть картины действительно демонстрировала скромную монахиню во время молитвы, то с другой стороны картины была эротика в чистом виде. В нашем, конечно, понимании. А именно задранный подол и голая попа.
Мартин ван Мейтенс (придворный художник Марии Терезии.) Коленопреклоненная монахиня (оборотная сторона), ок. 1731 г. Масло на меди.28 х 21 см. Национальный музей Стокгольма