Добавить новость
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012Февраль 2012Март 2012Апрель 2012Май 2012Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012Декабрь 2012Январь 2013Февраль 2013Март 2013Апрель 2013Май 2013Июнь 2013Июль 2013Август 2013Сентябрь 2013Октябрь 2013Ноябрь 2013Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014Июль 2014Август 2014Сентябрь 2014Октябрь 2014Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015Апрель 2015Май 2015Июнь 2015Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016Июнь 2016Июль 2016Август 2016Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019Март 2019
Апрель 2019
Май 2019Июнь 2019Июль 2019Август 2019Сентябрь 2019Октябрь 2019Ноябрь 2019Декабрь 2019Январь 2020Февраль 2020Март 2020Апрель 2020Май 2020Июнь 2020Июль 2020Август 2020Сентябрь 2020Октябрь 2020Ноябрь 2020Декабрь 2020Январь 2021Февраль 2021Март 2021Апрель 2021Май 2021Июнь 2021Июль 2021Август 2021Сентябрь 2021Октябрь 2021Ноябрь 2021Декабрь 2021
1234567
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Отвергнутые шедевры

Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...

Об опальном искусстве, вызывавшем небывалые дискуссии, рассказывают сегодня в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Выставка «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» – это 23 наиболее известных сегодня произведений русского искусства из тех, которые в свое время были встречены публикой с настороженностью и даже неприятием. Со временем градус полемики снизился, острота проблематики ушла в прошлое и забылась. А те работы, которые когда-то возмущали публику, стали для нас хрестоматийными.

 

«Идея проекта – показать, как были встречены эти полотна современниками и как менялись эстетические представления и предпочтения спустя годы. Впервые появившись на публике, эти картины вызывали не только дискуссии и споры, но и неприятие, отторжение, даже травлю, вплоть до цензурных запретов к показу, снятия с выставок и изъятия из каталогов», – рассказывают о выставке в музее.

Что непозволительного находили в картинах «Боярыня Морозова» В. Сурикова или «Березовая роща» А. Куинджи? Чем так возмутило зрителей произведение «После побоища Игоря Святославича с половцами» В. Васнецова? Почему сняли с выставки «Сельский крестный ход на Пасхе» В. Перова и запретили экспонировать картину И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван...»? И главный вопрос – зачем эти «опальные полотна» покупал известный и уважаемый коллекционер, просвещенный благотворитель и в целом законопослушный и лояльный властям Павел Третьяков?

 

Даже сделав Галерею общедоступной, Третьяков всегда оставался верным себе и отбирал произведения в соответствии со своими эстетическими взглядами. Внимательно следя за общественным мнением, он больше доверял собственному вкусу. И, как показало время, художественное чутье его не подвело.

 

Значительная часть этих работ была приобретена Третьяковым именно в тот момент, когда большинство их не принимало и критиковало. Так, появление полотна В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» вызвало неприятие у большинства современников, возмущенных новизной как образного, так и стилистического строя картины. Как с сожалением отмечал сам автор, «перед моей картиной стоят больше спиной, ну, что делать – не привертывать же новые глаза на спине». В упрек Васнецову ставили отход от исторической достоверности, неподобающей творчеству художника-передвижника. Лишь меньшинство сумело оценить стремление живописца «смиренно перевоплотиться в древнего Баяна». Талантливый педагог П.П. Чистяков в письме к Васнецову называл его «русским по духу и смыслу» и восклицал, что при взгляде на картину «таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня…».

По словам художника и историка И.Э. Грабаря, Васнецов «взял здесь Русь нутром, особым ему присущим чувством». Несмотря на критику, художник не отказался от избранного направления, что в будущем позволило ему достичь признания и успеха.

 

…Впервые картина Н. Ярошенко «»Всюду жизнь» была представлена в 1888 году на 16-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПВХ). Художник не мог не возмущаться, когда мысль его картин ограничивали одной моралью. В беседе с историком и социологом К.Д. Кавелиным он резко выступал против однозначного истолкования художественных образов. «Вы желаете, чтобы мы писали картины по прописям, на темы, вроде того, что добродетель похвальна, а порок достоин наказания? Покорно благодарю за такую задачу! Я кисти не возьму в руки, палец о пале не ударю, чтобы унизить искусство до такой плоскости!» О.Д. Тригорова-Менделеева, дочь прославленного химика Д.И. Менделеева, вспоминала: «Когда Николай Андреевич показывал нам еще незаконченную картину, я его как-то спросила:

– Что Вы пишете?

– Мадонну, – ответил он со свойственной ему тонкой улыбкой».

 

2 марта 1883 года в здании Императорской Академии наук Санкт-Петербурга открылась 11-я выставка ТПВХ. И сразу вокруг «Неизвестной» И. Крамского вспыхнули бурные споры и обсуждения, появились разнообразные мифы и толки. Многие критики восприняли образ героини как вызов моральным устоям общества.

 

Внешний облик модели, ее горделивая осанка, поворот головы и надменный взгляд выдавали в ней даму полусвета, возможно содержанку. В.В. Стасов назвал модель Крамского «кокоткой в коляске», а художник и педагог Н.И. Мурашко – «дорогой камелией», нравственный облик которой никак не может служить общественным идеалам.

…«Сельский крестный ход на Пасхе» В. Перова – первая и единственная картина в русском искусстве XIX века, отвергнутая Советом Императорской Академии художеств еще на стадии эскиза «за непристойность изображения духовных лиц». Несмотря на это, Перов успешно продал полотно, а после этого представил его в Санкт-Петербурге на выставке Общества поощрения художников. Оттуда после изданного Синодом запрета к показу она была удалена. Запрет на воспроизведение был снят лишь в 1905 году.

…Панно «Принцесса Грёза», созданное М. Врубелем в 1896 году для украшения Художественного отдела 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, было отвергнуто также еще незаконченным. Жюри Императорской Академии художеств нашло произведение «слишком претенциозным для декоративной задачи».
«Толпа смеялась над работами г. Врубеля», – писал Н.Г. Гарин-Михайловский. О том же писал А.В. Амфитеатров: «Рассматривая… панно "Принцесса Грёза" в художественном отделе я расхохотался: так это было наивно, нескладно, дико. Расхохотались и окружающие. Оказывается, что хохотала и выставочная администрация всякий раз, глядя на панно».

 

Ф. Шаляпин так вспоминал о своих впечатлениях от увиденного на нижегородской выставке: «Все это очень заинтересовало меня, и в свободное время я стал посещать художественный отдел выставки и павильон Врубеля, построенный вне ограды ее. Скоро я заметил, что картины, признанные жюри, надоели мне, а исключенный Врубель нравится все больше».

Сегодня мы понимаем: каждая картина на нынешней выставке в Третьяковке – это бесспорный шедевр русского искусства XIX-ХХ столетий. Без них просто невозможно представить себе ни Третьяковскую галерею, ни русское искусство в целом.






Russian.city

Читайте также

Интернет |

Братья-близнецы выяснили, какая диета эффективнее для похудения: веганская или мясная

Авто |

Как узнать, откуда течет масло в автомобиле, и устранить проблему

Интернет |

У продуктов серии MX6 и платформы Mobotix 7 Konica Minolta снова подтвержден наивысший уровень кибербезопасности


Персональные новости

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.




Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Новости России

Russian.city

Музыкальные новости
Филипп Киркоров

«Используют для рекламы»: психолог объяснила, почему дочь Киркорова на своем юбилее была грустной



Персональные новости

Новости тенниса
Кубок Дэвиса

Теннисист Медведев вернул Кубок Дэвиса в Россию спустя 15 лет