Блоги |
Черемисам не полагается думать
И.Я. (Ясинский И.И.). Во тьме идолопоклонства. // Биржевые Ведомости. СПб., 1906. №9555, 21.10 (03.11), с. 3.
В Уржумском уезде находится священная роща язычников — «Куприансолинское мольбище».
Недалеко от рощи, в каких-нибудь ста пятидесяти саженях, стоит православная церковь вместе со школой.
Черемисы, почитающие рощу,— и православные, и язычники. Они носят христианские имена и считаются христианами,— некоторые чуть-ли уже не два века. Но это не мешает им молиться своим богам, любящим кровавые жертвоприношения.
5-го сентября на Куприансолинском мольбище, при торжественных песнях черемисов и при громе музыки, были принесены в жертву старым богам три лошади, два быка, одна корова, несколько баранов и много уток и гусей. Местный православный причт прикинул на счетах и оценил все это жертвоприношение рублей в четыреста.
Кровавое жертвоприношение хотя и кажется чем-то ненормальным, на самом деле, среди черемис — нормальное явление. Жертвоприношения бывают во всякое время года. (...)
Как могло случиться, что черемисы в Уржумском уезде — да и не в одном Уржумском,— будучи христианами по названию, остаются язычниками и продолжают пребывать «во тьме идолопоклонства»?
Наш корреспондент — священник — объясняет нам, что «такое религиозное невежество местных черемис держится неправильною постановкою просветительного дела». (...)
Естественными заместителями шаманов-картов должны были бы явиться православные священники; но священники ограничивались все время только взиманием платы за требы и сбором так называемой руги. Изредка, конечно, приезжали отцы-миссионеры и произносили перед инородцами пламенные речи, посрамляя их богов и свидетельствуя о Спасителе. Черемисы их, однако, не понимали, а пламенные речи миссионеров предназначались, главным образом, для напечатания в «Епархиальных Ведомостях». (...) Если приходил черемис к священнику и говорил: «Бачка, скажи мне, зачем надо креститься и зачем причащаться?» — священник отмахивался от любопытного и подробных объяснений не давал. «Так начальство велит,— отвечал священник,— не нами заведено, не нами и кончится. А ты не задумывайся. Черемисам не полагается думать». (...)
Внутренние известия. Легенда о приближении царства антихриста. // Новое Время. СПб., 1907. №11087, 23.01 (05.02), с. 6.
«Дневник Казани» передает легенду, циркулирующую за последнее время среди темных Черемис Козьмодемьянского уезда.
По этой легенде антихрист уже давно родился, в настоящее время ему тридцать лет. По внешнему виду он кажется обыкновенным человеком. Он образование получил в академии, обладает даром слова, и всякий послушавший его делается его последователем. Все его последователи должны подписаться собственною кровью, подписавшиеся навсегда лишаются спасения души. По России он разъезжает в виде студента и распространяет свое учение. Он обладает огромным состоянием, раздает деньги, печатает прокламации. Главный его противник — духовенство со своими проповедями, и он старается об уничтожении духовенства, старается о конфискации монастырских и церковных земель. Его последователей уже много и с каждым днем еще прибавляется. После воцарения в России антихрист одно за другим покорит себе все государства земли и будет на земле только одно царство антихриста.
В Уржумском уезде находится священная роща язычников — «Куприансолинское мольбище».
Недалеко от рощи, в каких-нибудь ста пятидесяти саженях, стоит православная церковь вместе со школой.
Черемисы, почитающие рощу,— и православные, и язычники. Они носят христианские имена и считаются христианами,— некоторые чуть-ли уже не два века. Но это не мешает им молиться своим богам, любящим кровавые жертвоприношения.
5-го сентября на Куприансолинском мольбище, при торжественных песнях черемисов и при громе музыки, были принесены в жертву старым богам три лошади, два быка, одна корова, несколько баранов и много уток и гусей. Местный православный причт прикинул на счетах и оценил все это жертвоприношение рублей в четыреста.
Кровавое жертвоприношение хотя и кажется чем-то ненормальным, на самом деле, среди черемис — нормальное явление. Жертвоприношения бывают во всякое время года. (...)
Как могло случиться, что черемисы в Уржумском уезде — да и не в одном Уржумском,— будучи христианами по названию, остаются язычниками и продолжают пребывать «во тьме идолопоклонства»?
Наш корреспондент — священник — объясняет нам, что «такое религиозное невежество местных черемис держится неправильною постановкою просветительного дела». (...)
Естественными заместителями шаманов-картов должны были бы явиться православные священники; но священники ограничивались все время только взиманием платы за требы и сбором так называемой руги. Изредка, конечно, приезжали отцы-миссионеры и произносили перед инородцами пламенные речи, посрамляя их богов и свидетельствуя о Спасителе. Черемисы их, однако, не понимали, а пламенные речи миссионеров предназначались, главным образом, для напечатания в «Епархиальных Ведомостях». (...) Если приходил черемис к священнику и говорил: «Бачка, скажи мне, зачем надо креститься и зачем причащаться?» — священник отмахивался от любопытного и подробных объяснений не давал. «Так начальство велит,— отвечал священник,— не нами заведено, не нами и кончится. А ты не задумывайся. Черемисам не полагается думать». (...)
Внутренние известия. Легенда о приближении царства антихриста. // Новое Время. СПб., 1907. №11087, 23.01 (05.02), с. 6.
«Дневник Казани» передает легенду, циркулирующую за последнее время среди темных Черемис Козьмодемьянского уезда.
По этой легенде антихрист уже давно родился, в настоящее время ему тридцать лет. По внешнему виду он кажется обыкновенным человеком. Он образование получил в академии, обладает даром слова, и всякий послушавший его делается его последователем. Все его последователи должны подписаться собственною кровью, подписавшиеся навсегда лишаются спасения души. По России он разъезжает в виде студента и распространяет свое учение. Он обладает огромным состоянием, раздает деньги, печатает прокламации. Главный его противник — духовенство со своими проповедями, и он старается об уничтожении духовенства, старается о конфискации монастырских и церковных земель. Его последователей уже много и с каждым днем еще прибавляется. После воцарения в России антихрист одно за другим покорит себе все государства земли и будет на земле только одно царство антихриста.