Блоги |
Как каббалисты превратили одного бога в десять
Даже слово ’eḥad («один» или «только») в молитве «Шма»[1], традиционно считающейся главным выражением иудейского единобожия, каббалисты толкуют как указание на десять сфирот: «В ранней каббале мы обнаруживаем сходное понимание слова эхад – “один”, которое самим составом своих букв намекает на десять сфирот. Согласно р. Ицхаку Слепому, буква хет из слова ’ḥd (эхад) символизирует восемь сфирот[2], от Хохма до Йесод, и его вывод состоит в том, что “всё заключено в слове ’ḥd (эхад)”. Эта идея в дальнейшем была развита его учеником, р. Эзрой из Героны: “Мы должны… объединить всё в одном слове, так как буква алеф из слова ’ḥd (эхад) указывает на ту сущность, которой мысль не может достичь[3], буква хет из этого слова намекает на восемь сфирот, а буква далет, [которую пишут] большей по размеру, намекает на десятую сфиру[4]”»[5].
[1] Синодальный перевод: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (yhwh ’elohenu yhwh ’eḥad)», в действительности: «Наш бог – Яхве, только Яхве» (Втор. 6, 4).
[2] Хет является восьмой буквой еврейского алфавита и означает также цифру 8.
[3] Сфира Кетер.
[4] Сфира Малхут, одно из каббалистических имён которой – даль «бедная», т.к. она не имеет собственной эманации, но всю эманацию получает от более высоких сфирот.
[5] Моше Идель. Каббала: Новые перспективы. Иерусалим – Москва, 2010. С. 213.