Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Блоги |

В.В. Седов и «теория балтского субстрата»

Известный археолог и историк славист, Валентин Васильевич Седов, в цикле статей, опубликованных в 1960-е гг., в докторской диссертации (1967 г.), и в изданной на её основе фундаментальной монографии Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970 сформулировал «теорию балтского субстрата». Суть её в том, что на материальную и духовную культуру, на язык и самосознание славян, расселявшихся в Средней полосе Восточной Европы, – в Верхнем Поднепровье и Подвинье, – огромное влияние оказало предшествующее им балтское население. «Балтский субстрат» стал определяющим фактором в обособлении и сложении средневековой белорусской народности. Работа В.В. Седова произвела эффект «разорвавшейся бомбы» (А.В. Арциховский тогда сказал, что он «разбалтывает славян») и вызвала активное обсуждение (см. отзывы: П.Н. Третьякова, В.А. Жучкевича, М.Я. Гринблата, Г.Ф. Соловьёвой, М.И. Артамонова). Поскольку уже тогда научный авторитет В.В. Седова был очень высок, а впоследствии он стал просто огромен, со временем «теория балтского субстрата» превратилась в «общее место», стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся, и воспроизводиться во множестве работ, оказывая влияние на воспринятие исторических процессов не только в академической среде, но и в обществе.

Однако, когда я писал статью о радимичах [1], то заметил, что аргументы В.В. Седова в пользу влияния на культуру радимичей «балтского субстрата» носят, прямо скажем, сомнительный характер. Основными признаками балтского наследия в земле радимичей В.В. Седов называл: (1) погребения с восточной ориентировкой, (2) шейные гривны с розеткообразными заходящимися концами, (3) звездообразные пряжки. Основанием было то, что они имели бытование в Прибалтике [2].

Спрашивается: при чём тут Прибалтика? Где земля радимичей и где Прибалтика?Чтобы говорить о «наследии субстрата» надо показать бытование соответствующих обычаев и артефактов в культурах, территориально и хронологически предшествующих культуре радимичей. Но вот этого В.В. Седов и не сделал. Памятники радимичей в Посожье достоверно прослеживаются с VIII века. По мнению учёного, в этот регион предки радимичей пришли в VIII в. из Верхнего Поднестровья [3]. Памятникам радимичей предшествует колочинская культура (оставим за скобками альтернативную гипотезу, что, возможно, носители колочинской культуры – это и есть ранние радимичи). Но В.В. Седов не привёл примеров бытования шейных гривен с розеткообразными заходящимися концами и звездообразных пряжек в колочинской культуре. Колочинской культуре предшествовала киевская, но В.В. Седов не привёл примеров бытования шейных гривен с розеткообразными заходящимися концами и звездообразных пряжек в киевской культуре. Киевской культуре предшествовала юхновская, но В.В. Седов не привёл примеров бытования шейных гривен с розеткообразными заходящимися концами и звездообразных пряжек в юхновской культуре. Что же касается погребений с восточной ориентировкой, то тут и вовсе говорить не о чем, так как и в колочинской культуре, и в киевской культуре, и в юхновской культуре господствовал обряд трупосожжения.

То есть ни один из трёх признаков, которые В.В. Седов считал в культуре радимичей наследием «балтского субстрата», не обнаруживается в предшествующих ей (балтских или предположительно балтских) культурах. Что же касается их одновременного параллельного бытования у радимичей и у некоторых прибалтийских племён, то при чём тут «субстрат»? Тут дело либо в конвергентном развитии у разных народов сходных обрядов (восточная ориентировка погребённых), либо в распространении трансграничной моды (гривны и пряжки). Артефакты из одного региона могли легко поучить широкое бытование в другом (так семилучевые височные кольца радимичей и семилопастные височные кольца вятичей имеют дунайское происхождение [4]). Очевидно, что «теория балтского субстрата» должна обосновываться аналогиями не с Прибалтикой (которые в системе аргументации В.В. Седова имеют неоправданно высокое значение), а с реальными дославянскими культурами Восточной Европы. И как минимум по радимичам таких доказательств при проверке не обнаруживается.

Не случайно сам В.В. Седов впоследствии существенно скорректировал свои взгляды и стал смотреть на проблему «балтского субстрата» более осторожно и взвешенно. Так, если в книге 1970 г. учёный настаивал на балтской этнической атрибуции носителей зарубинецкой культуры [5], то в последующих работах писал том, что «носители зарубинецкой культуры в языковом отношении были близки и славянам, и западным балтам, может быть, образуя отдельную диалектную группу, занимавшую промежуточное положение между праславянским языком и окраинными западно-балтскими говорами» и в зависимости от исторической ситуации потомки «зарубинцев» вливались в ряды либо балтов, либо славян [6]. Если в ранних работах В.В. Седов настаивал на балтской этнической атрибуции носителей тушемлинской культуры [7], то в 90-е годы решительно пересмотрел этот вывод и склонился в пользу славянской принадлежности «тушемлинцев» [8]. И в целом, в своих итоговых работах В.В. Седов уже не придавал такого значения роли «балтского субстрата» в культуре славян, каковое искал в молодости [9].

Но, как это часто бывает, «теория балтского субстрата» стала жить своей жизнью, независимой от своего создателя. Особую популярность она получила в белорусской науке, в первую очередь, среди историков националистических взглядов, но не только. Так, например, Эдуард Михайлович Загорульский, известный белорусский археолог и историк славист, патриарх белорусской славистики, по своим взглядам ничего общего не имеющий со «змагаризмом», в своей недавней фундаментальной обобщающей работе Славяне: происхождение и расселение на территории Беларуси. Минск, 2012 настаивает на том, что на большей части территории Беларуси вплоть до VIII-IX вв. господствовал балтский этноязыковой элемент, а славяне к северу от Припяти стали расселяться только в IX-X вв. [10]. При этом приводимые им фактические данные решительно расходятся с данным тезисом. Так, Э.М. Загорульский отмечает, что во всём раннесредневековом (XI-XIII вв.) эпиграфическом фонде, происходящем с белорусской территории, «нет ни одной надписи, которая была бы выполнена не по-русски» [11]. Но если расселение славян на белорусских землях произошло буквально накануне и даже непосредственно во время образования Киевской Руси, то как они смогли бы с такой скоростью ассимилировать массу местного населения? Это выглядит совершенно нереальным и будь это так, мы бы имели в эпиграфическом фонде балтоязычные надписи (едва ли было проблемой приспособить для этого кириллицу). А раз вся эпиграфика исключительно славяноязычна, это говорит о том, что расселение славян должно было происходить минимум за несколько столетий до появления письменности и/или вклад балтского субстрата в культуру славян был незначителен.

Шагнула «теория балтского субстрата» и за пределы академических аудиторий: её активно стали раскручивать белорусские «змагары» как средство противопоставить белорусский и русской народы. Мол, мы вам никакие не братья-славяне, мы балты тутэйшие, просто перешедшие на славянский язык.

Между тем, в свете сказанного выше о недостоверности доказательств «теории балтского субстрата», приведённых В.В. Седовыми применительно к радимичам, стоило бы вернуться к истокам данной теории и провести критическую верификацию её базовых аргументов. Действительно ли роль балтского субстрата в истории  восточных славян (в первую очередь, белорусов) была столь велика, как это представлялось молодому В.В. Седову и современным последователям его ранних работ? Или же она в реальности была намного скромнее?

[1] Жих М.И. Радимичи (локализация, происхождение, социально-политическая история) // Исторический формат. 2017. № 1-2. С. 12-63 (о сомнительности доказательств «теории балтского субстрата» на страницах 31-32).

[2] Седов В.В. 1) Следы восточнобалтийского погребального обряда в курганах Древней Руси // Советская археология. 1961. № 2. С. 103-121; 2) Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970. С. 162-171; 3) Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 155.

[3] Седов В.В. 1) Из истории восточнославянского расселения // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 104. 1965. С. 3-11; 2) Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. С. 142-143; 3) Восточные славяне в VI-XIII вв. С. 157.

[4] Седов В.В. 1) Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М., 1999. С. 188; 2) Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 538.

[5] Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. С. 44-48.

[6] Седов В.В. 1) Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. С. 74-78; 2) Славяне в древности. М., 1994. С. 219; 3) Славяне. С. 135-136.

[7] Седов В.В. 1) Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. С. 48-62; 2) Восточные славяне в VI-XIII вв. С. 34-41.

[8] Седов В.В. Древнерусская народность. С. 128-140.

[9] Седов В.В. 1) Славяне в древности 2) Славяне в раннем средневековье. М., 1995; 3) Древнерусская народность; 4) Славяне.

[10] Загорульский Э.М. Славяне: происхождение и расселение на территории Беларуси. Минск, 2012. С. 238-286.

[11] Загорульский Э.М. Славяне: происхождение и расселение на территории Беларуси. С. 316.
Ria.city

Читайте также

Авто |

В аварию в Уфе попали 11 автомобилей

Блоги |

Рассказ - притча КОД ХРИСТА русского вологодского писателя Андрея Малышева

Блоги |

Кабинет Артиста – подключение и настройка на различных музыкальных стримингах.

Новости России

Подключение водонагревателя в Московской области

В России научились остановить кровь за 15 секунд

Основатель торгового комплекса «Три кита» Сергей Зуев умер в Москве

Установка стиральной машины в Московской области

Все города от А до Я

Называл себя"вором в законе". Каким бизнесом из 90-х жили эти азербайджанцы

Концерт в честь Дня труда прошел в Красногорске

Правительства и законодатели могут закрыть все фермы.

Шапки женские на Wildberries — скидки от 398 руб. (на новые оттенки)

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Певец

Певец Дима Билан показал номер с массажным креслом в челябинском отеле

Авто в России и мире

В Раменском прошел финальный отбор на всероссийский турнир по бадминтону

Команда из Ногинска взяла серебро на турнире по мини-футболу

МВД опубликовало видео опроса подозреваемого в убийстве байкера в Москве

Важная помощь бойцам, наступающим у Авдеевки и Артёмовска, от читателей «Русской Весны» (ВИДЕО)

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
Елена Рыбакина

Прямая трансляция первого матча Елены Рыбакиной на турнире в Штутгарте



Четвертый том в серии ко Дню космонавтики

Trump trial: Jury selection to resume in New York City for 3rd day in former president's trial

Life On The Green: Jack Nicklaus, golf legends impart wealth of wisdom in Ann Liguori’s new book

'Sticking his thumb in the judge's face': Michael Cohen says $1k gag order fines are joke