Блоги |
107.42. Структура религиозной политики Монгольской империи и ее стержень. Даосизм в версии Чан Чуня?
Когда сформировалась структура религиозной политики Монгольской империи и ее основные идеи?
Просматриваю основные события близ ханов в этом ключе:
- возвышение и убийство Чингиз-ханом верховного шамана Теб-Тенгри.
- Вызов в ставку Чингиз-хана в средней Азии даосского монаха Чан Чуня, 12 бесед с ним, привилегии, полученные даосами Чан Чуня от Чингиз-хана, формирование учениками монаха "ордена", захваты ими буддийских монастырей и храмов.
- Сближение Елюй Чуцая и Чан Чуня во время посещения монахом Чингиз-хана. Их конфликт затем по мере усиления даосов.
- Резкое ослабление буддистов после падения Елюй Чуцая после смерти Удэгэя. Дальнейшее возвышение даосов и усиление мусульман.
- Бегство несторианина Чинкая к Годану и разворот Годана на тибетский буддизм.
- Возвышение Чинкая и его переговоры с посланцем Папы Плано Карпини.
Событий много. Их список можно продолжать.
У меня выходит: точка возникновения религиозной имперской политики - встреча Чань Чуня с Чингиз-ханом и Елюй Чуцаем вблизи границы с Индией на Гиндукуше. Ключ к политике - даосизм в версии Чань Чуня и его учеников. В самом узком смысле ключ - первый разговор Чингиз-хана и Чань Чуня близ Инда о бессмертии.
Чань Чунь сказал Чингиз-хану, что личного бессмертия для тела нет. И далее, насколько я понимаю, объяснил, что возможны духовные практики, связанные с бессмертием духовным. Вероятно с перерождением. И вот тут, видимо, возникла идея вечной империи. Скорее всего именно была сформулирована и идея империи, объединяющей все человечество.
Нечто в этом духе формулировал до того Чингиз-хану и шаман Теб-Тенгри. Но у шамана был очень сильный монгольский этнический акцент и он потянул одеяло власти на себя, создав угрозу имперскому проекту в целом.
Если мое предположение верно, тогда имперская религиозная политика монголов вплоть до принятия Хубилаем тибетского буддизма школы Сакья-па - имеет стержнем даосизм в версии Чан Чуня и его учеников. Или, по крайней мере, развивалась под сильнейшим влиянием именно этой версии даосизма.
А вершина доминирования даосского влияния в этой политике - прежде всего, 1240е годы. После смерти Удэгея и до полного принятия Хубилаем тибетского буддизма.
Даосы. Школа Цюаньчжэнь, "подшкола" или орден Лунмэнь.
Не будет ли тут коллективное действие учеников Ван Чунъяна , "семи бессмертных", лишь самым известным из которых был Чан Чунь? К тому же оно перекликается и с первым вопросом Чингиз-хана Чан Чуню о бессмертии и с обращением их учителя в даосизм двумя бродячими "бессмертными" даосами.