Блоги |
107.48. Как далеко заходила деятельность даосов при дворе монгольских ханов по китаизации монголов?
Как далеко заходила деятельность даосов при дворе монгольских ханов по китаизации монголов?
Во время опалы, в которую попали даосы после усиления тибетских буддистов при переходе Хубилая в тибетский буддизм, даосы были обвинены в двух основных грехах:
1. Фальсификации текста, согласно которому Будда Шакьямуни был инкарнацией Лаоцзы. На основании этой идеи даосы получили сотни китайских буддийских храмов и монастырей. Их у даосов теперь отобрали буддистам назад. Но это были уже, насколько я понимаю, тибетские буддисты.
2. Нашлись аргументы, согласно которым было доказано, что даосы вели тайную китаизацию монголов.
Эти обвинения кажутся рациональными. около половины всех правивших Китаем династий были некитайскими. Но почти всегда китайцы в итоге этих завоевателей-варваров в основном китаизировали. Даосы с их стремлением быть всегда при дворе императоров умением китаизировать очередных варваров владели хорошо.
Даосская интрига относительно монголов выглядит логично:
1. Через монаха Чан Чуня войти в доверию к Чингизхану. Получить льготы и имущество. Чингизхану импланирована идея особой прочности создаваемой им империи.
2. Предложить ханам свои позиции в завоеванных государствах, особенно в бывшей Цзинь для контроля над местными китайскими буддистами и конфуцианцами. Именно тут важна идея Будда есть Лаоцзы. Быстро нарастить свои хозяйственно-административные позиции за счет развития даосских храмов и монастырей и захвата буддийских храмов и монастырей.
3. Предложить ханам свою сеть влияния в Сун для завоевания Сун. Это - возможно, главное.
4. Наблюдать за лояльностью конфессий ханам. Позиция наставника или подобного ему, полученная Чан Чунем, контроль над китайскими буддистами и конфуцианцами давали даосам позиции замахнуться на контроль и над остальными крупными религиями в монгольской империи.
Вот тут и вопрос: как далеко эта даосизация конфессий зашла?
- Реформированный примерно в этой время культ Тенгри у монголов.
- Сияющая церковь несториан,
- Поощрение отшельничества православных монахов и их обращение во многом прежде всего к Богу-отцу вместо прежнего противостояния язычеству во имя власти и политики князей.
- Аллах без халифата у мусульман после разрушения халифата монголами и убийства халифа и его наследников.
Все это по 13му веку очень напоминает влияние именно даосского понимания Неба и дао как индивидуального пути для каждой религии к одной цели.
Конечно, выделение крупными конфессиями абсолютных целей для религиозной практики вместо домонгольских задач оправдания политики местных правителей возникало и само по себе. Просто в силу завоевания монголами и поощрения монголами развития разных церквей в противовес местным властителям.
Но постоянное присутствие у всех основных конфессий при монголах мотива Неба и индивидуальных религиозных практик - напоминает также и целенаправленную структурную реформу всех крупных церквей со стороны ханского двора.
А раз при дворе с 1220х годов и до 1260х включительно особо влиятельны были обычно из конфессий даосы, то подозрение падает на них. как на источник такой реформы или такого влияния на саму структуру религиозных культов основных конфессий.
Ключ к пониманию - скорее всего в отношениях даосов и тенгрианцев. Придворных даосских монахов и шаманов. Тенргианство все таки держалось долго в качестве религии ханов. Вплоть до перехода Хубилая в тибетский буддизм.
Насколько тенгрианство оказалось под влиянием даосов?
Даосизация тенгрианства и есть китаизация монголов из-нутри.
Хотя на деле часть монголов Юань китаизировали позднее буддисты.