Блоги |
А скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу...
Тот декабрь 1885 года 25-летний Антон Павлович Чехов запомнит надолго, судя по его письмам родным: -
"в Питере меня так приняли, что потом месяца два кружилась голова от хвалебного чада;
великолепная квартира, пара лошадей, отменный стол, даровые билеты во все театры.
Я в жизнь свою никогда не жил так сладко, как в Питере..."
Это была первая поездка молодого беллетриста Чехова в Петербург: издатель журнала Осколки, с которым Чехов уже 3 года сотрудничал,
пригласил на свой счёт нового "Щедрина" знакомиться с литературным Петербургом.
И главное, что вынес Чехов из этой питерской поездки - это то, что его считают серьёзным литератором такие авторитеты как Суворин, Плещеев, Григорович.
"Оказалось, что в Петербурге меня знают гораздо больше, чем в Москве".
После поездки Чехов стал тесно сотрудничать и с "Петербургской газетой", и с "Новым временем".
А к декабрьским номерам Антон Павлович всегда подгадывал короткий рассказ,
который печатался в разделе "Рождественские рассказы".
Например, в конце 1886 года именно в этом разделе был опубликован безысходный (до слёз) рассказ "Ванька".
Милый дедушка, возьми меня отседа...
иллюстрация 1967 года к рассказу "Ванька", художник В.Л.Гальдяев (1938-2001)
Уставшего качать и заснувшего у люльки девятилетнего сироту - мальчишку выволакивают "за волосья на двор";
порют шпандырем (узким сапожным ремнём), хозяйка селёдкой "в харю тычет",
подмастерья посылают в кабак за водкой и заставляют красть у хозяев огурцы;
а хозяин бьёт чем попадя - "намедни колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался".
"Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой, и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу..."
иллюстрация 1987 год, художник А.Г.Столяров (род. 1949 г.)
А в деревне Ванька каждый год ходил с дедушкой за ёлкой, которую потом весело наряжали в барском доме.
иллюстрация 1967 года к рассказу "Ванька", художник В.Л.Гальдяев (1938-2001)
иллюстрация 1987 года, художник А.Г. Столяров (род. в 1949 г.)
Царизм
Какой, однако, либерализм наблюдался в петербургской прессе в конце 1880-х!
Такие "милые" рождественские зарисовки (которые уж никак не красят царизм) публикуются большими тиражами.
И при этом ни сочинителя, ни издателя не тянут в кутузку и даже не припечатывают "очернителем" действительности...
А если учесть, что всё остальное время в газете был отдел "Летучие заметки", где, например, публиковался рассказ про Варьку "Спать хочется".
Кукрыниксы, иллюстрация к рассказу "Спать хочется", 1953 год:
Да, тот самый рассказ, где нянька-девочка душит подушкой младенца:
наработавшись по дому за день, она от бессонницы уже ничего не соображала – лишь бы заснуть.
А хозяйский ребёнок всё время плачет и плачет, и его качать нужно...
А.П. Апсит (1880-1944), илл. 1900-е:
Т.В. Шишмарёва (1905-1994), илл. 1953 год:
Чехов заканчивает рассказ очень символически - задушив ребёнка, девочка тотчас "заснула как мёртвая"...
"Как мёртвая" (читателю не сложно догадаться, что с ней сделают хозяева, когда проснутся...)
Так что нечего удивляться, что после таких миленьких рассказов горячее питерское студенчество,
например, Саша Ульянов, так и норовило схимичить какую-нибудь бомбу и метнуть во власть...
Из всех рождественских чеховских рассказов самый светлый и добрый — "Каштанка" (декабрь 1887) - в сравнении с другими рассказами...
Правда, и в "Ваньке" есть светлое пятно — сон мальчика в конце рассказа.
И "Каштанка" сном кончается.
Каштанке кажется, когда она уже нашлась и идёт домой с родными ей людьми, что жизнь её не обрывалась ни на минуту,
а то, что она потерялась — это был длинный, перепутанный, тяжёлый сон...
И Ванька, отправив письмо "На деревню дедушке. Константину Макарычу" засыпает, убаюканный сладкими надеждами.
И снится ему дед, который читает его письмо кухаркам, а около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...
И после этого Чехов ещё удивлялся, почему он на портрете художника О.Э.Браза (1897 год, Третьяковсая галерея),
по собственному определению Чехова - "точно хрену нанюхался"...
Браз-то ведь тоже рассказы Чехова читал, так что, похоже, как ни старался - не мог впихнуть в образ Чехова весёлость...
Все иллюстрации - из своб. источников Сети
Портрет Чехова в профиль - 1884 год, художник - брат Чехова Николай Павлович Чехов (1858-1889)
В начале поста иллюстрация 1953 года Т.В. Шишмарёвой (1905-1994) к рассказу "Спать хочется"
и иллюстрация 1967 года к рассказу "Ванька", художник В.Л.Гальдяев (1938-2001)
"в Питере меня так приняли, что потом месяца два кружилась голова от хвалебного чада;
великолепная квартира, пара лошадей, отменный стол, даровые билеты во все театры.
Я в жизнь свою никогда не жил так сладко, как в Питере..."
Это была первая поездка молодого беллетриста Чехова в Петербург: издатель журнала Осколки, с которым Чехов уже 3 года сотрудничал,
пригласил на свой счёт нового "Щедрина" знакомиться с литературным Петербургом.
И главное, что вынес Чехов из этой питерской поездки - это то, что его считают серьёзным литератором такие авторитеты как Суворин, Плещеев, Григорович.
"Оказалось, что в Петербурге меня знают гораздо больше, чем в Москве".
После поездки Чехов стал тесно сотрудничать и с "Петербургской газетой", и с "Новым временем".
А к декабрьским номерам Антон Павлович всегда подгадывал короткий рассказ,
который печатался в разделе "Рождественские рассказы".
Например, в конце 1886 года именно в этом разделе был опубликован безысходный (до слёз) рассказ "Ванька".
Милый дедушка, возьми меня отседа...
иллюстрация 1967 года к рассказу "Ванька", художник В.Л.Гальдяев (1938-2001)
Уставшего качать и заснувшего у люльки девятилетнего сироту - мальчишку выволакивают "за волосья на двор";
порют шпандырем (узким сапожным ремнём), хозяйка селёдкой "в харю тычет",
подмастерья посылают в кабак за водкой и заставляют красть у хозяев огурцы;
а хозяин бьёт чем попадя - "намедни колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался".
"Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой, и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу..."
иллюстрация 1987 год, художник А.Г.Столяров (род. 1949 г.)
А в деревне Ванька каждый год ходил с дедушкой за ёлкой, которую потом весело наряжали в барском доме.
иллюстрация 1967 года к рассказу "Ванька", художник В.Л.Гальдяев (1938-2001)
иллюстрация 1987 года, художник А.Г. Столяров (род. в 1949 г.)
Царизм
Какой, однако, либерализм наблюдался в петербургской прессе в конце 1880-х!
Такие "милые" рождественские зарисовки (которые уж никак не красят царизм) публикуются большими тиражами.
И при этом ни сочинителя, ни издателя не тянут в кутузку и даже не припечатывают "очернителем" действительности...
А если учесть, что всё остальное время в газете был отдел "Летучие заметки", где, например, публиковался рассказ про Варьку "Спать хочется".
Кукрыниксы, иллюстрация к рассказу "Спать хочется", 1953 год:
Да, тот самый рассказ, где нянька-девочка душит подушкой младенца:
наработавшись по дому за день, она от бессонницы уже ничего не соображала – лишь бы заснуть.
А хозяйский ребёнок всё время плачет и плачет, и его качать нужно...
А.П. Апсит (1880-1944), илл. 1900-е:
Т.В. Шишмарёва (1905-1994), илл. 1953 год:
Чехов заканчивает рассказ очень символически - задушив ребёнка, девочка тотчас "заснула как мёртвая"...
"Как мёртвая" (читателю не сложно догадаться, что с ней сделают хозяева, когда проснутся...)
Так что нечего удивляться, что после таких миленьких рассказов горячее питерское студенчество,
например, Саша Ульянов, так и норовило схимичить какую-нибудь бомбу и метнуть во власть...
Из всех рождественских чеховских рассказов самый светлый и добрый — "Каштанка" (декабрь 1887) - в сравнении с другими рассказами...
Правда, и в "Ваньке" есть светлое пятно — сон мальчика в конце рассказа.
И "Каштанка" сном кончается.
Каштанке кажется, когда она уже нашлась и идёт домой с родными ей людьми, что жизнь её не обрывалась ни на минуту,
а то, что она потерялась — это был длинный, перепутанный, тяжёлый сон...
И Ванька, отправив письмо "На деревню дедушке. Константину Макарычу" засыпает, убаюканный сладкими надеждами.
И снится ему дед, который читает его письмо кухаркам, а около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...
И после этого Чехов ещё удивлялся, почему он на портрете художника О.Э.Браза (1897 год, Третьяковсая галерея),
по собственному определению Чехова - "точно хрену нанюхался"...
Браз-то ведь тоже рассказы Чехова читал, так что, похоже, как ни старался - не мог впихнуть в образ Чехова весёлость...
Все иллюстрации - из своб. источников Сети
Портрет Чехова в профиль - 1884 год, художник - брат Чехова Николай Павлович Чехов (1858-1889)
В начале поста иллюстрация 1953 года Т.В. Шишмарёвой (1905-1994) к рассказу "Спать хочется"
и иллюстрация 1967 года к рассказу "Ванька", художник В.Л.Гальдяев (1938-2001)