Блоги |
Матери
Алексей Ткачёв, Сергей Ткачёв
«Матери»
1960-1961 гг.
Государственная Третьяковская галерея
В течение многих лет художники собирали материал для монументального полотна о судьбе русской женщины. С конца 1950-х годов братья Ткачёвы работали на «Академической даче» и в деревне Новые Котчищи на берегу реки Мсты. В этом полотне Ткачёвы создают обобщенные образы русских матерей, на которых держится вековой уклад русской жизни.
Кажется, что сюжет картины взят прямо из жизни: летним днем на зеленой лужайке на скамейке рядом сидят женщины разных возрастов, прототипами для которых послужили родственники и соседи Ткачёвых. Слева изображена будущая мать – Тося из соседней деревни Подол. Рядом с ней – пожилая женщина в темно-синем платье и черном платке, напоминающая Марию Васильевну Ткачёву, маму художников. В образе состарившейся матери находит свое воплощение судьба старшего поколения русских женщин, которые стали свидетельницами двух эпох, на чью судьбу выпало немало испытаний и еще больше потерь. В центре картины – мать с ребенком на руках. Это Вера Петровна Пакетова, коренная жительница деревни Новые Котчищи, мать 13 детей и близкий художникам человек.
Справа, чуть поодаль от остальных, изображена горожанка, приехавшая навестить родных в деревне. В ее образе угадываются черты Лидии Алексеевны, супруги Алексея Петровича, а рядом маленькая Леночка Ткачёва, их дочь – будущий художник. Недалеко от мастерской была скамейка, где жители деревни любили собираться и обсуждать последние новости. Иногда Ткачёвы выносили полотно из мастерской во двор, чтобы посмотреть издали, утвердиться в пропорциях и деталях.
Картину завершили в 1961 году и впервые показали её широкой публике на выставке в московском Манеже. Реакция зрителей была неоднозначной: старшие коллеги по цеху, С.В. Герасимов, П.Д. Корин, А.А. Пластов, поздравляли Ткачёвых с картиной, но представителям Министерства культуры СССР «Матери» не понравились из-за отсутствия оптимизма. По совету Г.М. Коржева авторы изменили название полотна, и на выставке в Манеже оно висело под титулом «На скамейке». Но первоначальное название так прижилось, что иначе как «Матери» её никто не называл. Именно под этим названием картина поступила в собрание Третьяковской галереи в 1963 году от авторов (по материалам сайта ГТГ).