«Человек задыхается в человеке». Это утверждение, сказанное в начале 20-го века известным французским писателем и биологом Жаном Ростаном, похоже, всерьез восприняли представители современного искусства. Если человеку тесно внутри себя, то почему бы не помочь ему вырваться наружу. Кто знает, какая произойдет реакция и что в результате появится на свет: достоинства или наоборот – кошмары, которыми просто кишит душа?
Непонятные чудовища, то ли звери, то ли люди с жабьими головами, свиным рылом, лицом хищной птицы. Уродливый и страшный гротескный хоровод окружил невинных подростков, мирно играющих в… жмурки. Так скульптор видит современный мир с его жестокостью, войнами, несправедливостью. И только новое поколение способно спасти планету, несущуюся в бездну.
В самом центре Москвы в парке на Болотной площади расположился эта скульптурная композиция, состоящая из 15 скульптур. Появилась она на этом месте 2 сентября 2001 года.
Автор памятника, скульптор Михаил Шемякин, говорил, что эту композицию он придумал для того, чтобы люди задумались о своей жизни и спасении будущего поколения.
В самом центре композиции находятся двое детей, мальчик и девочка, лет десяти, которые то ли играют в мячик, то ли в прятки. Рядом лежат книжки со сказками. Они не видят, что происходит вокруг, так как глаза их завязаны.
А вот окружают этих безмятежных ребятишек страшные и уродливые фигуры, олицетворяющие собой те или иные людские пороки. Они могут завладеть детскими душами и развратить их навсегда.
Давайте рассмотрим их поближе. Слева на право:
Наркомания.
Худой мужчина, напоминающий графа Дракулу. В руках он держит ампулу с героином и шприц.
Проституция.
Она представлена пышногрудой жабой с вытянутыми губами. На её поясе извиваются змеи, а тело покрыто бородавками.
Воровство.
Кабан, который повернулся спиной, как будто что-то прячет. В руках у него денежных мешочек.
Алкоголизм.
Полуголый толстяк, сидящий на бочке с вином. Он держит в руках ёмкости с алкоголем.
Невежество.
Этот порок представлен глупым развесёлым ослом, которому наука и обучение даже не снились.
Лжеучёность.
Женская фигура, карикатура на Фемиду, в рясе и с завязанными глазами. Рядом с ней непонятное изобретение с одной стороны, а с другой – двухголовая собака-марионетка как результат её экспериментов.
Равнодушие.
В самом центре фигура в виде саркофага с четырьмя руками. Двумя из них она затыкает уши, а две других скрещены на груди в знак безразличия к происходящему. Глаза её закрыты.
Пропаганда насилия.
Фигура с носом как у Буратино. Он держит большой щит с изображение оружия. Рядом стопа книг, одной из которых является «Майн Кампф».
Садизм.
Толстокожий носорог в одежде мясника олицетворяет этот порок.
Беспамятство.
Стилизованная гильотина, единственная неодушевлённая скульптура этой композиции.
Эксплуатация детского труда.
Фигура с головой птицы, которая зазывает потрудиться на своей фабрике.
Нищета.
Худая жалкая старуха с посохом, просящая милостыню.
Война.
Это человек в противогазе и доспехах. Он протягивает детям бомбу, замаскированную под детскую игрушку Микки Мауса.
Как точно она отражает людские пороки? На самом ли деле дети так беззащитны в этом "адском кругу" пороков не повзрослевших взрослых?